Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эстетика средневековой литературы





В средние века возникает новая, по сравнению с античностью, система эстетического мышления, обусловлена ​​тремя основными истоками: влияние античности, христианством и народным творчеством "варварских" народов.

Демифологизация

Процесс развития средневековой литературы обозначен демифологизации, что проявлялась по-разному.

Античные мифологические сюжеты и поэтика уже не имели опоры на мифологическое мировоззрение и превратились в поверхностную литературу при дворах Юстиниана, Карла Великого и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур ( ирландской, исландской) вырождаются в сказочность - волшебные и авантюрные элементы куртуазной литературы. Параллельно происходит изменение аффективной мотивации поступков героев на сложную морально-психологическую.

Значительные поэты высокого средневековья и раннего Возрождение Данте, Чосер, Боккаччо говорили о пике немифологичного повествования в новой поэтики, в основе которой - установка на достоверность, и даже общеизвестность рассказанного. Миф здесь заменяется молвой (fama).

Средневековые жанры

Жанровое аспределение художественных произведений продолжилжается в крепкой традиции античности. В европейской литературе четкая жанровая классификация произведений продолжалась до 20 века. На передний план в периоде средневековья постепенно выходит периферийное для античной литературы жанр - повествовательная проза, где сочетались исторический перевод, чудесное событие или удивительный случай, бытовой элемент и моральное увещевание ( "Деяния римлян" и т.п.). Прецедентом служила историческая проза поздней античности ( Тит Ливий, Светоний, Тацит, Плутарх) и многочисленные исторические компендиумы, которые составляли ученые.



Средневековая поэтика

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, выдающихся лирических поэтов средних веков, мы находим вполне сложившуюся новую поэтику. Произошло полное обновление лексики. Мнение обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к обыденной, как в Гомера, а по смыслу бесконечного, идеального, "романтического". Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарской эпохе стихия низкой действительности оказывается весьма отчетливо ( Тристан и Изольда) - происходит открытие нового приема: реальность находит скрытый смысл.

Христианство

Вся европейская средневековая литература отмечена влиянием христианства. Средневековый человек под влиянием этого вероучения постепенно открывал для себя свою душу, жизнь которой он пыталась сопоставить с жизнью вне ее. Запросы сознания, внутренние мотивы постепенно становились для человека мерилом в подходе к внешнему. В средние века формируется духовность, поднимается вопрос о смысл жизни. Ни того, ни другого античность не знала.

Особенности мировоззрения

Ядром мировоззрения средневекового человека была вера, поэтому и средневековая культура была теоцентрична (в ее центре был Бог).

Мировоззрение античного человека был горизонтальным. Даже боги находились где-то рядом с людьми. В средние века формируется вертикальное мировоззрение, кроме мира земного существует мир небесный и ад. Многие события происходят по этой вертикали, иногда в душе героя, что приводит к появлению психологичности. Это мировоззрение кроме иерархичности (все в мире находится в сложных иерархических отношениях, где каждый элемент занимает свое место) имеет также черты символичности. Любой элемент земного мира считался символом соответствующего элемента мира небесного. Причем предметам и явлениям не предоставляется символическое значение, как это будет в искусстве последующих эпох. Они изначально воспринимаются как символы, сущности которых нужно доискаться.

 

1.6. Энциклопедичность

 

Средневековый писатель за работой ( 15 века)

 

Установка на вероятность, тяготение к универсальности, т.е. энциклопедичность, пронизывают в средние века все - науку, художественную литературу, изобразительное искусство. Это было стремление "охватить мир в целом, понять его как некую завершенную всеединство и в поэтических образах, в линиях и красках, в научных понятиях - выразить это понимание" (П. М. Бицилли). Энциклопедичность носила умозрительный характер, была оторвана от эмпирики. Показательна легенда о дискуссии двух ведущих философов средневековья Фомы Аквинского и Альберта Великого на тему "есть ли у крота глаза". После нескольких споры садовник предложил принести крота, чтобы посмотреть, но оба категорически отказались.

Внутренняя жизнь

Внутреннюю жизнь понимают уже не только психологическую или физиологическую реакцию ( Сапфо), слепок с внешней (ибо внешний мир считают теперь недостойным, по большому счету - грешным). Внутреннее становится независимым от внешнего, автономным, а следовательно - самоценным. Хотя его глубина была еще недостаточно известна, возможности - не до конца постичь.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.