|
Понятие мотивации и применяемые способы мотивацииМотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управле- нии персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по су- ществу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изме- нения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широ- кой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотива- ции в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятель- ности организации требуются ответственные и инициативные работники, вы- соко организованные и стремящиеся к самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм матери- ального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказа- ний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стре- мятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Воспитание таких работников – задача мотивационного менеджмента. Оперативное реагирование руководителей на личные потребности и ожидания работников является решающим для успешной реализации про- грамм повышения производительности. Проведенные исследования показы- вают, что существует взаимосвязь между удовлетворением потребностей че- ловеческого капитала организации и повышением производительности. Ко- гда руководители демонстрируют заинтересованность в людях, работающих в их организациях, и понимают, что удовлетворение потребностей персонала означает повышение продуктивности, то они приходят к выводу, что нужно не только платить работникам заработную плату, эквивалентную их знаниям 15 4 и навыкам на рынке труда. Необходимо также реагировать на индивидуаль- ные потребности человека. Как характер труда работника, так и окружающая среда влияют на его поведение: работники, не удовлетворенные условиями труда, скорее всего, будут не удовлетворены своей работой в целом. Неудов- летворенность трудом может привести к снижению его производительности. Социальные связи, которые формируются у людей в рабочей группе, могут повлиять на повышение производительности. Данные группы могут играть роль связующего звена, усиливать командный дух и групповую мо- раль. Попытки руководителей «разбить» рабочие группы могут оказать нега- тивное воздействие на уровень производительности в них. Отношение руководителей к персоналу организации может также по- влиять на уровень эффективности работников. Результаты исследований по- казывают, что, когда руководители относятся к сотрудникам как к трудолю- бивым и способным работать самостоятельно, тогда производительность труда растет. И наоборот, если менеджер относится к работнику как к лени- вому, то такое отношение будет неблагоприятно отражаться на производи- тельности. Руководители должны проводить оценку деятельности персонала эф- фективно, для того чтобы адекватно оценивать потребности работников. У каждого человека есть собственные потребности. Постоянная оценка произ- водительности вместе с регулярной и тщательной обратной связью и необхо- димым обучением и развитием существенно влияют на повышение произво- дительности. Что представляет собой мотивация и как она влияет на организационное поведение? Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной дея- тельности __________с помощью внутриличностных и внешних факторов. 15 5 Существуют различные способы мотивации, среди которых: 1) нормативная мотивация – побуждение человека к определенному по- ведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.; 2) принудительная мотивация, основывающаяся на использовании вла- сти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; 3) стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ − стимулов, побуждающих работ- ника к определенному поведению. Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов. Центральное место в теории мотивации занимает понятие мотив. Мо- тив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотивы определяют и как первоначально неактуализи- рованную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической ак- тивности, детерминирующий поведение. Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимуществен- но осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, они становятся движущей силой, детерминантом поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознанными. Мотив порож- дается определенной потребностью, выступающей первопричиной человече- ских действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. соз- 15 6 нания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуж- дает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом слу- чае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Мотивационный процесс Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Такое рассмотрение процесса носит условный характер, так как в ре- альной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособлен- ных процессов мотивации. Однако для пояснения того, как разворачивает- ся процесс мотивации, какова его логика и составные части, необходима и достаточна модель, приведенная ниже. Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность прояв- ляется в том, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устране- ния. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы: физиологические; психологические; социальные. Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Если потребность возникла и создает проблемы для человека, то он на- чинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не заме- чать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что он должен делать, какими средствами и чего добиться, что 15 7 получить для удовлетворения потребности. На данной стадии должны быть найдены ответы на такие вопросы: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить желаемое; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. Четвертая стадия – осуществление действия. На этой ста- дии человек затрачивает усилия для выполнения действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения че- го-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей. Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществлен- ные действия. Проделав определенную работу, человек либо непосред- ственно получает то, что он может использовать для устранения по- требности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объ- ект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало же- лаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию. Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снижения напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, назы- вает устранение потребности ослабление или усиление мотивации дея- тельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять дей- ствия по устранению потребности. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преиму- ществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертыва- ния мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Мож- 15 8 но догадываться о том, какие мотивы действуют, но в явном виде невоз- можно выделить отдельные мотивы и ранжировать их. Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие по- требности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, часто противореча друг другу, либо, наоборот, усиливая отдельные потребности. Составляющие это- го взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов, поэтому, даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действий, могут возни- кать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и до конца непредсказуемым, является различие поведенческих структур отдельных людей, разная степень влия- ния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависи- мости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив к достижению результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и этот человек будет добиваться результата любыми способами. У другого этот мотив соизмерим по силе дей- ствия с мотивом к соучастию в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому. Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует боль- шое количество различных теорий мотивации, объясняющих это явление. 15 9 Теории мотивации В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориенти- рованных на рыночную экономику, перед организациями и предприятиями возникает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требо- ваниями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспо- сабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуа- ции. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в результаты дея- тельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающей причиной результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое приме- нение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивация труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного испол- нителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение це- лей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или на- меченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и ин- дивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе как необходимый элемент согла- сование целей объекта и субъекта управления. Результатом согласования бу- дет соответствующее трудовое поведение объекта управления и в итоге оп- ределенный результат трудовой деятельности. Р.Оуэн и А.Смит считали деньги единственным мотивирующим факто- ром. Согласно их трактовке, люди – исключительно экономические сущест- 16 0 ва, которые работают только для получения средств, необходимых для при- обретения пищи, одежды, жилища и проч. Современные теории мотивации, основанные на результатах психологи- ческих исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придер- живающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека явля- ется также функцией его восприятия и ожиданий. Сегодня теории мотивации разделяют на две категории. Содержательные, которые определяют потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Процессуальные, которые анализируют, как человек распределяет уси- лия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид пове- дения. Согласно теориям этой категории, поведение личности является функ- цией восприятия индивидом ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного типа поведения. Также следует выделить в особую группу теорию «XY» Мак-Грегора и теорию «Z» Оучи. «XY» - теория Мак-Грегора и «Z» - теория Оучи К числу наиболее простых и широко распространенных классических теорий мотивации труда, в основе которых лежит характеристическое пред- ставление человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского уни- верситета Д. Мак-Грегора, называемая «XY - теорией». Эта концепция вклю- чает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y». Теория «Х», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на ра- ботника, исходит из того, что: средний человек ленив и стремится избегать работы; работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили; 16 1 для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграж- дении; строгое руководство и контроль являются главными методами управления; в поведении работников доминирует стремление к безопасности. На этих постулатах о человеке, как плохом, недобросовестном и безы- нициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управле- ние организации. В деятельности руководителя должна преобладать негатив- ная мотивация подчинённых, основанная на страхе наказания. Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в кото- ром она существует сейчас, сложилась в 60-х гг., хотя её идеи развиваются примерно с 30-х гг. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты: нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожден- ную любовь к труду; при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремят- ся брать на себя ответственность; лучшие средства осуществления целей организации – вознагражде- ние и личностное развитие; при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисципли- на и самоконтроль; трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В со- временном производстве их созидательные возможности использу- ются лишь частично. 16 2 Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предостав- лять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, ини- циативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. Согласно рекомендации Мак-Грегора, теорию «XY» необходимо ис- пользовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она не- достаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от со- стояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преоблада- ют установки теории «Y». Данная теория получила свое развитие в другой теории – теории «Z» Оучи. Главная отличительная черта теории «Z» – обоснование коллективист- ских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у со- трудников – с помощью соответствующей организации и стимулирования – отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда. Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация. Таким образом, в теории «Z» главное вни- мание уделено коллективной мотивации и раскрепощению инициативы ра- ботника. Некоторые авторы утверждают, что эта теория заимствует опыт мо- тивации первоначально американской, а затем транснациональной корпора- ции «IBM». Однако при всей близости теории «Z» принципам мотивации «IBM», ее отличают несравненно больший акцент на коллективном побуж- дении к труду, отказ от принципов индивидуализма, использование патриар- хальных традиций и ценностей. 16 3 В целом теории мотивации, дающие общую картину человека- работника, при их творческом использовании служат важным ориентирам практической деятельности в области мотивации труда. Более детальные, уг- лубленные гипотезы и выводы о структуре и соотношении индивидуальных мотивов, их зависимости от ситуации рассматриваются в содержательных и процессуальных теориях мотивации. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ Теория мотивации Маслоу Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это одна из ранних теорий мотивации в науке управления. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе поведения лежат потребности человека, ко- торые можно разделить на пять групп: 1. Физиологические потребности, необходимые для выживания че- ловека: еда, вода, отдых и т.д. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уве- ренность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Если рассматривать организацию, то в данном случае речь идет о сохранении своего рабочего места, так как именно работа посредством де- нежного вознаграждения дает возможность удовлетворять физиологические потребности. 3. Социальные потребности: необходимость в социальном окружении, общении с людьми, поддержка. 4. Потребности в уважении, в признании окружающих и стремле- нии к личным достижениям. 5. Потребность в самовыражении, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. 16 4 Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторич- ные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Потребности в самовыражении Потребности в уважении, признании Социальные потребности Потребности в безопасности и уверенности в будущем Физиологические потребности Рис.7.1. Пирамида потребностей А.Маслоу Смысл такого иерархического построения заключается в том, что при- оритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим факто- ром и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность – потребность в самовыражении и росте человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности 16 5 движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью по- вышения эффективности работы сотрудников. ![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|