|
Личностный подход к лидерствуРуководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерст- ва в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследо- вания ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристи- ки эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теория ____________великих людей, лучшие из руководи- телей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры име- ли какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от обычных людей. На основании этого подхода ученые пытались определить лидерские качества, научиться изме- рять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. 11 6 В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств. Р.Стогдилл в 1948 г. и Р.Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявлен- ные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло анало- гичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим критерием того, что его обладатель будет лиде- ром. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение ли- дерских качеств продолжалось вплоть до середины 80-х гг. Наиболее инте- ресный результат был получен известным американским консультантом У.Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим сле- дующие четыре группы лидерских качеств: • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей; • управление значением, или способность так передать значение соз- данного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты после- дователями; • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное дове- рие подчиненных; • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя 11 7 признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для созда- ния среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность позна- ния того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Соз- даваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей си- лу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиоло- гические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллек- туальные, и личностные деловые. К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение, внешний вид, энергичность движений и состояние здоровья. Ко- нечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не означает никакого права на лидерство. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмеча- лось, не является характерным для эффективного лидерства. Психологические (эмоциональные) качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основу. Изучение их взаимосвязи с лидерством приве- ло к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод о том, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации. 11 8 Изучение умственных (интеллектуальных) качеств и их связи с ли- дерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпада- ют в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у обычных людей, последователей. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать пра- вильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако многие исследо- вания показали, что корреляция между этими качествами и лидерством дос- таточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множе- ством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер при- обретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднительно. Еще не удалось до- казать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидер- ства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в ком- мерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской ла- боратории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконеч- ным. По этой причине стало невозможным создать единственно верный об- раз лидера, а следовательно, заложить ключевые положения теории. Во- вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске пу- тей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания воз- можных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. 11 9 Резюмируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изу- чающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Но он послужил толчком к появлению и раз- витию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства. Однако и сегодня характеристики лидеров остаются в поле зрения уче- ных. Приведем результаты некоторых исследований. Например, проведенные в Японии исследования позволили выявить ряд основополагающих характеристик для менеджеров (табл.6.2). Таблица 6.2. Результаты исследований лидерских качеств, проведенных в Японии Качества Число предпочтений, % Концептуальные способности и стандарты поведения Широта взглядов, глобальный подход (экономическая, социальная, экологическая, нравственная ответственность) Долгосрочное предвидение и гибкость 34 Энергичная инициативность и решительность, в т.ч. в условиях риска Упорная работа и непрерывная учеба 10 Личностные качества Умение четко формулировать цели и установки 17 Готовность выслушивать мнения других 22 Беспристрастие, бескорыстность, лояльность 29 Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и санкций Личное обаяние 22 Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем 20 Здоровье 46 12 0 Ниже приведены результаты исследования факторов успешной дея- тельности финских менеджеров. Умение добиваться результатов и желание много работать для их дос- тижения. Желание и способность нести ответственность за порученное дело и принимать рискованные решения. Готовность начинать процессы изменений, управлять ими. Готовность использовать открытый способ управления, приветст- вующий сотрудничество. Искусство принимать быстрые решения. Способность сосредоточиваться на настоящем и будущем. Способность видеть изменения внутри и вне организации и использо- вать их. Готовность к общему руководству. Творческий подход к своей работе. Постоянное самосовершенствование, хорошая психическая и физиче- ская форма. Умение правильно использовать свое время. Готовность к мотивированию себя и персонала. Готовность работать во главе персонала, хорошо подготовленного профессионально. В настоящее время большое внимание уделяется структурным преобра- зованиям в организациях, управлению изменениями. Естественными стали вопросы: какие менеджеры способны работать в условиях изменений наибо- лее эффективно? кто может вести за собой людей, проводя организационные изменения? Джон Каценбах из компании «McKinsey» ввел специальный термин – реальные лидеры изменений (Real Change Leaders (RCL). По своим навыкам 12 1 и психологическим характеристикам RCL сильно отличаются от обычных хороших менеджеров: RCL (агент изменений) ориентированы на удовлетворение требований клиентов фирмы и ее сотрудников, а не на существующие в компании формальные показатели; обладают выраженными лидерскими качествами и умеют работать в команде; чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам; любят работать методом проб и ошибок, не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки; быстро приобретают новые знания и навыки; не испытывают страха перед неизвестным; умеют устанавливать диалог с руководством компании, отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых для работы полномочий; являются хорошими коммуникаторами и обладают даром убеждения; спокойно относятся к риску потерять работу и не боятся обсуждения острых проблем с руководством; справедливо распределяют вознаграждения и премии, никогда не ста- раясь откусить самый большой кусок пирога; обладают природным даром, позволяющим определять необходимый темп перемен. Поведенческий подход Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что про- должился поиск одного единственно верного пути, но по другому направле- 12 2 нию: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подго- товки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос «кто яв- ляется лидером?» к ответу на вопрос «что и как лидеры делают?». Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие: • три стиля руководства; • исследования университета Огайо; • исследования Мичиганского университета; • системы управления 1,2,3 и 4 (Р.Ликерт); • управленческая сетка Блейка и Моутон; • концепция вознаграждения и наказания; • заменители лидерства. Три стиля лидерства Различие между политическими системами США и Германии перед вто- рой мировой войной послужило причиной исследования лидерства, прове- денного в лабораторных условиях известным американским ученым- бихевиористом Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффек- та от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократиче- ского и пассивного (либерального). Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидавших наибольшей эффективности от демо- кратического стиля руководства. К.Левин эмигрировал в США из Германии перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. Он ожи- дал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех груп- пах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответст- вующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве. 12 3 Более поздние исследования также подтвердили факт, что демо- кратический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследо- вание 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, поли- цейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи како- го-либо стиля с эффективным лидерством. Подробно черты каждого стиля приведены в табл. 6.3. Таблица 6.3. Характеристики стилей лидерства. Фактор Стиль лидерства ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|