|
Континиум лидерского поведения Танненбаума — ШмидтаВ соответствии с данной моделью, лидер выбирает один из семи воз- можных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отноше- ния лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создав- шейся ситуации. На рис.6.5 показан весь спектр выборов между демократи- ческой и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе. Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ве- дет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ счита- 13 4 ет, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внут- ренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возмож- ность участия в управлении, во втором — цели, средства и политику опреде- ляет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных стилей лидерства. При развитии данной модели ученые столкнулись с трудностями, ка- сающимися учета всех возможных взаимодействий между лидером, последо- вателями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. 1 – лидер дает последователям действовать в пределах зоны «свободы»; 2 – лидер в определенных пределах делегирует решения групп; 3 – лидер выдвигает проблемы, просит подчиненных дать предложения и принимает решение; 4 – лидер предлагает решения и считает возможным их изменение; 5 – лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить; 6 – лидер убеждает последователей в своих решениях; 7 – лидер принимает решения и доводит их до подчиненных Рис.6.5. Континиум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта 13 5 Модель Фидлера Ф.Е. Фидлера справедливо считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он начал в середине 60-х гг., по- зволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером и яв- ляется, пожалуй, самой известной моделью в ситуационном подходе к изуче- нию поведения лидера. В частности, Фидлер утверждал, что лидеры большей частью мотивированы чувством удовлетворения, получаемым из двух источ- ников: межличностных отношений и выполнением поставленных задач. Руководители, ориентирующиеся на межличностные отношения, счита- ют, что цели группы могут быть достигнуты, если принимаются во внимание взаимоотношения в группе. Руководители, ориентирующиеся на выполнение задач, предпочитают, чтобы цели группы были достигнуты благодаря сосредоточению внимания на выполнении задач. Фидлер считал, что степень благоприятного/неблагоприятного влияния лидера зависит от трех факторов: чем теплее и дружелюбнее отношения ме- жду руководителем и членами группы, тем благоприятнее ситуация; чем больше власть руководителя, тем благоприятнее ситуация; чем лучше опре- делены задачи подчиненных, тем благоприятнее ситуация. Поэтому хорошо налаженные отношения между руководителем и под- чиненным, власть руководителя и четко сформулированные задачи создают благоприятные условия для влияния, а противоположные трем критериям ут- верждения наоборот создают неблагоприятные условия. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что: • руководители, заботящиеся о взаимоотношениях, будут иметь ус- пех в ситуациях со средним уровнем благоприятности; • руководители, ориентирующиеся на выполнение задач, будут иметь успех в ситуациях с высоким уровнем благоприятности или небла- гоприятности. 13 6 Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил ис- пользовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитае- мого коллеги (НПК). В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций шкалы, должны описать гипотетическую лич- ность, с которой они могли бы работать наименее успешно. После того как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, опреде- ляется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПК очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПК и лидер с низким НПК. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно по- стоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: ориентация на отношения и ори- ентация на работу. Открытия и теория Фидлера основываются на исследовании различных групп. Он исследовал экипажи бомбардировщиков, экипажи танков, группу руководителей высшего управления, студенческие группы и руководителей церкви. Другие исследователи, проанализировавшие научные находки Фид- лера, пришли к следующим выводам. В группах с хорошо налаженными взаимоотношениями между руково- дителем и подчиненными последние будут прилагать больше усилий для достижения результатов; Независимо от отношений между руководителем и группой руководи- тель, ориентированный на выполнение задач, ассоциируется с конечным продуктом более высокого качества. Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в мо- дели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или 13 7 низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуе- мые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во вто- ром случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам. Степень __________контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными. 1. Отношения «лидер — последователи» (хорошие – плохие). Данная пе- ременная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и ува- жения, испытываемые и проявляемые последователем по отношению к лиде- ру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, после- дователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей. 2. Структурированность работы (структурированная –- неструкту- рированная). Эта переменная отражает уровень структурированности решае- мых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредст- вом следующих составляющих: • ясность цели — степень, с которой проблема или задание четко сфор- мулированы или поставлены и знакомы исполнителям; • множественность средств по достижению цели — степень воз- можности использования различных способов и путей достижения цели; • обоснованность решения — степень «правильности» решения, под- тверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами. • специфичность решения — степень возможности принятия альтерна- тивных решений. Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит ука- зания, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший кон- троль над исполнителями. 3. Уровень полномочий или должностная власть (сильные – слабые). Рассматриваемая переменная отражает уровень формальной власти лидера, 13 8 получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять. Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стиля- ми дают восемь типов ситуаций (рис.6.6), наглядно представляющих модель Фидлера. Лидеры с низким НПК могут быть более эффективны, чем их кол- леги с высоким НПК, в ситуациях наибольшего благоприятствования 1— 3, а также — при наименее благоприятных условиях 8. Объясняется это, в част- ности, тем, что, будучи ориентированными в основном на выполнение рабо- ты/задания, они в ситуации 1 будут стремиться устанавливать хорошие дело- вые отношения со своими подчиненными. При этом лидеры принимают во внимание благоприятность ситуации и высокую предсказуемость в выполне- нии работы/задания. Таким образом возникает ситуация, при которой лидеры могут уделять больше внимания улучшению отношений с подчиненными вместо того, чтобы вмешиваться в их работу. Работникам обычно это нравит- ся, и они стараются работать хорошо. В наименее благоприятной ситуации 8 эти же лидеры будут стремиться к достижению организационных целей пу- тем вмешательства в работу подчиненных, указывая им, что и как делать. На рис.6.6 также показаны ситуации, в которых лидер с высоким НПК, возможно, будет более эффективен, чем лидер с низким НПК. Лидер с высо- ким НПР добивается лучших результатов в условиях умеренной благоприят- ности (ситуации 4 — 7). Ситуации 4 и 5 представляют собой случаи, когда последователи выполняют структурированное задание, но в то же время имеют наилучшие отношения с лидером. Соответственно, лидер в этих усло- виях вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных. Возможна и дру- гая ситуация, когда лидер обожаем, но задание слабо структурировано. В этом случае лидер зависит от наличия у последователей желания и творче- ской инициативы для выполнения поставленной задачи. Поэтому ему необ- ходимо переключить внимание с отношений на работу как таковую. 13 9 Рис.6.6. Модель Фидлера В модели Фидлера имеется ряд неясных моментов. Первый относится к установлению уровня точности и полноты лидерского стиля с помощью по- казателя НПК, предполагающего делать это в одномерном пространстве. Вы- зывает сомнение утверждение Фидлера об относительном постоянстве вели- чины НПК во времени, о его слабой подверженности изменениям. Модель не предлагает вести поиск эффективности для лидера сразу по двум направле- ниям: отношения и работа. Однако, несмотря на эти замечания, модель ши- роко применяется при решении проблем лидерства в организациях. Недостатки ситуационной модели Фидлера Необходимо принять во внимание, что содержание понятия НПК со вре- менем менялось. В разное время оно означало: • степень эмоционального реагирования на людей, с которыми трудно работать; 14 0 • зависимость между ориентацией на межличностные отношения и вы- полнением задач; • определение критериев мотивации и степень их приоритетности, то есть основных мотивационных ориентиров. Существует множество других критериев, не указанных Фидлером, ока- зывающих влияние на благоприятную для руководителя ситуацию. Применение ситуационной модели Фидлера Фидлер предложил использовать модель для определения работы, кото- рая наиболее подходила бы менеджеру в соответствии с присущему ему сти- лю лидерства. Для этого Фидлер, Чемерс и Махар создали программный са- моучитель для руководителей под названием «Подходящий руководитель». Сопутствующей задачей программы являлось научить человека оценивать и изменять ситуацию таким образом, чтобы она подходила под его стиль руко- водства. Руководителю был представлен набор практических ситуаций и предла- галось выбрать правильный ответ из предложенных. Выбор правильного от- вета позволял человеку перейти к решению следующей проблемы. Если от- вет был неверным выяснялись причины, и человек вновь пытался найти пра- вильный ответ до тех пор, пока его попытки не увенчаются успехом. Использование рассматриваемой модели ведется по следующим ос- новным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в со- ответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руководителя. В конце концов руководитель сам мо- жет сделать что-нибудь для изменения ситуации в свою пользу. Подоб- ные меры рассмотрены ниже. Изменение уровня отношений с подчиненными. 1. Больше или меньше тратить свое неформальное время на общение с подчиненными (обед, спорт и т.д.). 14 1 2. Подобрать нужных себе людей. 3. Прикрепить наставников к тем, в ком не уверены. 4. Поощрять подчиненных, добившихся осязаемых результатов. Изменение уровня структурированности работы. В случае желания иметь менее структурированную работу: 1) добиться трудного и необычного задания; 2) передать часть решений по работе подчиненным. В случае желания иметь более структурированную работу: 1) заручиться инструкциями свыше; 2) разделить работу на более мелкие и структурированные части или этапы. Изменение уровня позиционной власти в организации. Повышение: 1) используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть кто; 2) обеспечить получение информации последователями только че- рез Вас. Понижение: 1) призвать подчиненных к участию в управлении; 2) делегировать часть власти заместителям и помощникам. Несмотря на имеющиеся недостатки в теории Фидлера, она обратила внимание на важность ситуационных факторов в стиле поведения руководи- теля. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|