|
Тема 1.3 Личность в деятельности и общении. Понятие о личности , структура личности. Активность и направленность личности. Мотивы.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1.3 Личность в деятельности и общении. Понятие о личности, структура личности. Активность и направленность личности. Мотивы. Цель: -формирование представлений о роли деятельности и общения в развитии личности, - формирование представлений о различных теоретических подходах к структуре личности; - изучение способов развития свойств целостной структуры личности; Вопросы: 1. Понятие личности 2. Структура личности 3. Индивид и индивидуальность, субъект деятельности. 4. Активность и деятельность. Виды деятельности. 5. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. 6. Понятие о потребности и мотивах.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности, деятельность, активность, поведение, потребность, мотив, цель, операция, действие, упражнение, интериоризация, экстериоризация; игра, обучение, труд, общение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, направленность, язык, речь, дистанция общения, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация.
Литература: 3-5, 9, 10, 12-14, 19, 20, 22, 26.
Понятие личности В психологии существует множество определений личности. В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Поэтому представляется целесообразным развести эти понятия. Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
Структура личности А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: – темперамент (структуру природных свойств); – направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); – способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно‑психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности. К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни: – социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); – биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); – опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); – индивидуальные особенности различных психических процессов. Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: – определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно‑половых, нейродинамических, конституционно‑биохимических); – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; – статус и социальные функции‑роли; – мотивация поведения и ценностные ориентации; – структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально‑психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов‑стимулов.
Активность и деятельность Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется во вне – в процессах поведения. Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность выходит из потребности в предмете, а активность – из потребности в деятельности. 4.1.Внутренняя характеристика активности. Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы: *Если кто-то проявляет активность, то ради чего? (мотивационная основа активности); *Активность – в каком направлении? (целевая основа); *Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность? (инструментальная основа). К внутренней организации активности человека, по А.В.Петровскому, входят мотивационная, целевая, инструментальная основы активности. Мотивационная основа активности. Каждое живое существо, и человеческий индивид в том числе, несет в себе внутренний образ своих жизненных отношений с миром.Для человека эти отношения весьма многообразны: откликаться на нужды других людей, ощущать себя частью Природы и. п. Все это – многообразные формы субъектности человека. Во-первых, субъект активности представляет «индивидуальное Я» человека. Деятельность человека, как он сам считает, мотивируется его собственными интересами и потребностями: «Я поступаю так, потому что именно Я хочу этого», «Я делаю это для себя самого». Во-вторых, субъект активности – это «Я другого во мне», когда «присутствие» другого переживается как своего рода вторжение в свой внутренний мир. В-третьих, субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно – надындивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям – «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, красоту, свободу». В-четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида, «не Я»: он погружается при этом в стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином «Оно» (З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви(инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессия). «Не Я», однако, при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявления чисто природного начала. Кроме четырех указанных аспектов мотивационной основы активности, внутреннюю организацию активности человека составляют потребности. Потребности выступают источником активности человека. Потребности – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. К человеческим потребностям относят его витальные нужды и устремления (от ‘vita’ - жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, чувстве безопасности и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом и т.п.; экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», чувствовать самоидентичность и т.п. Целевая основа активности. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей (конечной или промежуточной). Деятельность предполагает наличие в активности человека осознанной цели. Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть. Важно различать цели и мотивы активности человека. Мотивы – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей, в которых проявляется активность субъекта, а также определяется его направленность. В мотивах, так же как и в целях, предвосхищено возможное будущее. В мотивах как бы написано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно – будь-то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема. В отличие от мотивов, цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также – других людей. Мотивы же – это достояние прежде всего самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его переживаниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-либо еще. Следует различать конечную и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Так, художник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель. Процесс поставки цели обозначается как целеобразованием. Инструментальная основа активности. Важные ее составляющие – знания, умения, навыки. Знания – это не только совокупность сведений о чем-то, но и способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать соответственно обстоятельствам в различных жизненных ситуациях. Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности. Человек выполняет действие «машинально». Такие автоматизированные элементы действия встречаются в любой сфере деятельности, ставшей для человека привычной. Так, автоматизируется способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием. На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. Умение – способность осознанно выполнять необходимое действие. «Знать» что-либо еще не значит «уметь»: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие действия- «команды». В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». Умения составляют основу мастерства личности. Умения и навыки подразделяются на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Двигательные навыки и умения включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных навыков и умений. Познавательные – включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические – связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие навыки и умения более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. У каждой проблемы есть решение – простое и удобное. И для ее решения нужны знания и навыки. Г. Менкен Практические – формируются в ходе практической деятельности человека, когда он встречается не с теорией, а с реальной жизнью. Они позволяют адаптироваться к этой жизни. 4.2.Внешняя организация активности. Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом. Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит из ряда актов - действий или поступков, основанных на побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. В различных условиях цель может быть достигнута разными способами (операциями) или путями (методами), действие выступает как решение задачи. Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Любой вид деятельности связан с движениями: -мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником; -или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы. Врожденные движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное хватательное движение. По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: -врожденные (безусловно-рефлекторные); -приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей. Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, относятся к движениям, обеспечивающим (через звук речи) информацию о психических состояниях человека. Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия. Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек. Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними. Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Как уже было сказано, деятельность – это динамическая система, которая способна изменяться, а между внутренней (психической) и внешней (физической) составляющими происходят взаимопереходы. Процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которых в данное время нет в поле зрения. Важным способом такого перехода является слово, а способом перехода – речевое действие. Внешняя сторона деятельности – движения, с помощью которых человек влияет на окружающий мир, - определяется и регулируется внутренней деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляционной. Процесс перехода от внутренней (психической) к внешней (предметной) деятельности называют экстериоризацией. Так, например, обдуманный ход решения задачи, ученик начинает записывать последовательность действий в тетрадь. Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью. По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность. Действие – это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной осознанной цели. Действие может быть как внешним, которое выполняется с участием двигательного аппарата и органов чувств, внутренним – умственным. Термином «действие» описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознаны, ибо осознанна их цель. Осознан и объект, на который направлено действие. Действие это целевой акт поведения субъекта. Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения – операций. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Одно и тоже действие может выполняться с помощью совсем не похожих друг на друга операций. Например, различие в операциях, осуществляемых при игре на разных музыкальных инструментах: гитаре, трубе, флейте. Исполнение одного и того же произведения реализуется по средством совершенно несходных движений. Рассматривая какое-либо действие, можно различить его моторные, сенсорные и центральные компоненты. Соответственно и функции, которые выполняют эти компоненты во время действий, могут быть определены как выполнение, контроль и регулирование. Способы выполнения, контроля и регулирования действий называют приемами деятельности. Каждая из перечисленных функций может быть реализована человеком как осознанно так и неосознанно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совсем не осознается человеком. Хотя грамматические формы и содержание фразы, которую человек собирается произнести, всегда вначале осознается. Возможно и обратное явление, когда действие требуют сначала детального осознанного регулирования, а дальше начинаются выполняться с меньшим участием сознания – автоматизируются. Именно такую частичную автоматизированность выполнения и регулирования движений человека называют навыком. Формирование навыка никогда не бывает самостоятельным, изолированным процессом. Каждый навык функционирует и состоит из системы навыков, какими уже владеет человек. Одни из них помогают новому навыку образоваться и функционировать, другие затрудняют, третьи его видоизменяют. Как известно, действие определяется его целью, объектом и условиями (ситуацией). Действие выполняется как система необходимых приемов двигательного выполнения, сенсорного контроля и центрального регулирования. Общая закономерность выработки навыка заключается в том, что получив новое задание человек стремится вначале использовать такие приемы, какими он уже владеет. Успешность переноса приемов деятельности зависят от того, насколько точно оценивается сходство заданий с точки зрения способов их решения. Можно выделить два крайних случая. Первый – когда цель или объекты, или условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя на самом деле эти действия различны по приемам выполнения, контроля и центрального регулирования. В такой ситуации проявляются неэффективные приемы действия. Тогда говорят о негативном переносе, или интерференцию, навыков. Например, драматична демонстрация механизма интерференции наблюдалась в массовых масштабах в Швеции. Там было провозглашено о переводе всего транспорта с левостороннего движения на правостороннее. Что привело к негативным последствиям: ошибок во время движения и рекордное количество аварий. Другой возможный крайний случай – когда цель, объекты или условия внешне различны, тогда как действия, необходимые для правильного решения сходны с приемами выполнения, контролем и регулированием. Так, наличие у школьников хороших навыков применения напильника значительно облегчает им овладение приемами резания металла другими инструментами. В этом случае при наличие разных объектов и цели действие имеет сходство приемов выполнения и сенсорного контроля. В этой ситуации говорят о позитивном переносе, или индукцию, навыков. Еще одним элементом деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, - целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом. Деятельность человека реализуется в его действиях. Действие. Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия – осознанны, ибо осознанна их цель. Осознан и объект, на который направлено действие. Объекты действия – это «вещи» как носители значений, в которых кристаллизован совокупный человеческий опыт.Итак, действие есть целевой акт поведения в поле значений субъекта. Результатом действия является преобразование или познание жизненной ситуации. В этой связи говорят о предметно-преобразовательных и предметно-познавательных актах. В первом случае (предметно-преобразовательный акт), человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у него представлениям о том, какой она должна быть. Во втором случае предметная ситуация должна как бы нетронутой, активность познающего субъекта имеет характер уподобления предмету. В обоих случаях, благодаря действию, достигается более тесная связь человека с миром. Говоря о том, что объектом действия является вещь как носитель значений, подчеркивают возможность единого понимания людьми эффектов производимого действия. В случае затрудненности такого «прочтения» действие производит впечатление абсурдного, то есть в глазах окружающих перестает быть собственно действием. В психологических текстах, посвященных проблеме деятельности, цитируют, например, такой замечательный эпизод, рассказанный Куртом Лоренцем. Известный этолог однажды водил «на прогулку» выводок утят, замещая собой их мать. Для этого ему приходилось передвигаться на корточках и крякать. Реакция недоумения на лицах туристов может быть понята как свидетельство невозможности установить значения действия. Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения – операций. Операции. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Таким образом, деятельность, действия, операции проявляясь во внешних мотивационных, целевых, инструментальных отношениях индивида создают гибкую динамичную систему. 4.3. Виды деятельности. У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Практически дать характеристику всем видам очень сложно, так как их количество очень велико. Есть три основных параметров потребностей – сила, количество, качество. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между равнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни. Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения книг, газет, просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми – носителями полезной информации. Кроме указанного, есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это общение, игра, учение, труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений. Общение может быть непосредственным и опосредованным (нет прямых контактов между людьми), вербальным и невербальным. Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Учение – вид деятельности, цель которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в специальных учебных заведениях) и неорганизованным (дополнительный результат других видов деятельности). У взрослых учение может иметь характер самообразования. Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности: 1.Филогенетическое развитие системы деятельности человека (филогенетическое преобразование системы деятельности совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности). Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называют социализацией. 2.Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития(онтогенез). 3.Изменени, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития. 4.Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Тема 1.3 Личность в деятельности и общении. Понятие о личности, структура личности. Активность и направленность личности. Мотивы. Цель: -формирование представлений о роли деятельности и общения в развитии личности, - формирование представлений о различных теоретических подходах к структуре личности; - изучение способов развития свойств целостной структуры личности; Вопросы: 1. Понятие личности 2. Структура личности 3. Индивид и индивидуальность, субъект деятельности. 4. Активность и деятельность. Виды деятельности. 5. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. 6. Понятие о потребности и мотивах.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности, деятельность, активность, поведение, потребность, мотив, цель, операция, действие, упражнение, интериоризация, экстериоризация; игра, обучение, труд, общение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, направленность, язык, речь, дистанция общения, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация.
Литература: 3-5, 9, 10, 12-14, 19, 20, 22, 26.
Понятие личности В психологии существует множество определений личности. В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Поэтому представляется целесообразным развести эти понятия. Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
Структура личности А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: – темперамент (структуру природных свойств); – направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); – способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно‑психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характ ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|