|
Научное познание его сущность и особенности2 уровня познания-чувственный и теоретический Научное познание-теоретический уровень, совокупность форм и методов, применение кот имеет целью получение такого знания, кот можно было бы использовать практически.результат научного знания-научная картина мира. Научное познание поздний продукт цивилизации. Становление нач-ся в античности-Евклид,Пифагор. Эпоха Возрождения-Галилей-принципы планируемого эксперимента. 16-17в- теоретические науки, 17в-грамматика,риторика,диалектика,геометрия,арифметитка,теория музыки,астрономия. В научных исследованиях выдвигаются на 1 место постулаты причин и следствий. Статическая картина мира формирует предпосылки динамической картины мира. Отличие научного познания от обыденного:логика доказательств, сформализованность и системность результатов. Середина 20 в-доказательство теряет место ведущего критерия научного познания-позиция фолибилизма. Всякое научное знание носит гипотетический характер, так как оно абсолютным быть не может Наука тесным образом связана с техникой, до 19 в наука рассматривается как увлечение, с конца 19в-научные поиски отражали качественное состояние технологии производства. Научное познание имеет сложную структуру:объект, субъект, методы, средства,опыт,навыки,идеалы,нормы,установки,стиль мышления, психические привычки и стереотипы. Имперический уровень базируется на чувственном познании, рациональное содержание не исключается
Методы научного познания. Теория и гипотеза. Научное познание – важная сфера деятельности современного общества. С середины 20 в. идет НТР. Особенности научного познания раскрывает теория и гипотеза. Древние вавилонские астрономы хорошо знали звезды, но делать прогнозы по солнечному затмению и другому передвижению планет не могли. Сейчас любой астроном может делать такие прогнозы. Развитая научная теория – система или цепочка взаимосвязанных з-нов науки. При этом з-ны с помощью логики и вычислений могут выводиться из других з-нов. (Теория вращения планет вокруг Солнца – 3 з-на (в математической форме) с помощью них мы можем прогнозировать движение планет. Если приплюсовать к этой теории ньютоновскую механику, то мы получим мощную теорию движения планет (механика)). Они дают прочные знания, не прибегая, к длительным наблюдениям. Научная теория – инструкция, правило для научной деятельности. Научная теория систематизирует окружающий мир. Мир становится упорядоченным. З-ны обладают особенностями благодаря тому, что любой научный з-н – отражение объективной действительности, но разница между ними: з-ны объективной действительности существуют без нас, независимо от нас, в з-ны науки они превращаются тогда, когда ученые опишут эти з-ны. (Опираясь на з-ны Менделеева можно описать свойства неизвестных элементов и получить их искусственно). Научная теория облегчает и ускоряет процесс познания окружающего мира. Физик Больцман: «Нет ничего практичнее хорошей научной теории». Важной формой возникновения научной теории является гипотеза (с греч. – основание, предположение). Научная гипотеза отличается от обычных предположений тем, что научная гипотеза должна быть хорошо обоснована научными фактами, твердо установленными з-нами науки. Возникают гипотезы способами: 1. Как обобщение значительного числа наблюдений, экспериментов (эмпирический путь). (Приливы и отливы зависят от расположения Луны). 2. Как творческие догадки ученого, учитывающие твердо установленные з-ны науки. (Эйнштейн в теории относительности высказал свою творческую догадку. В 1976 г. были запущены две станции «Венера – 9» и «Венера - 10». Для расчета траектории посадки на Венеру использована теория Эйнштейна). Превращение гипотезы в теорию происходит только за счет практики. Эксперимент и наблюдение. Научные наблюдения отличаются: 1. Они ведутся с помощью специальных приборов. 2. Они проводятся по специальной программе над заранее определенными объектами. 3. Любое научное наблюдение преследует строго определенную цель. 4. Они проводятся над теми объектами и процессами, которые в обычной жизни почти не встречаются или встречаются редко. 5. Они должны соответствовать требованиям высокой точности. Но они оставляют процесс, объект неизменным, поэтому с научным наблюдением мы познаем только внешние черты. Чтобы познать внутренние свойства объекта есть эксперимент – экспериментатор активно вмешивается в объект. Свойства эксперимента те же, что и у наблюдения. В теории познания - 4 вида эксперимента: 1. Поиковый – обнаружение новых свойств явления, объекта. 2. Проверочный – подтверждение или опровержение гипотез, оценка их точности. 3. Конструктивный – создает новые вещества, устройства, которых нет в природе. 4. Контрольный – проверка измерительных приборов аппаратов. Но это в теоретической абстракции, а в реальности все эти виды эксперимента тесно переплетаются часто в одном эксперименте. Общенаучные методы познания. Современная наука развивается быстро, она изучает разные сферы материального мира – это приводит к тому, что постоянно возникают новые науки – это дифференциация научных знаний. Но также происходит интеграция науки. З-ны, открытые в одной науке, находят применение в другой науке. (Появление и развитие методов, которые развивают науку). - дедуктивный метод. - индуктивный метод. Два уровня научного знания: 1. Теоретический. 2. Эмпирический. В современной науке теории выглядят слишком абстрактно. С помощью математики и логики эти теории сопоставляются с эмпирическим уровнем. Когда на эмпирическом уровне накапливается много материала, ученые обобщают эти знания с помощью математики, логики и формулируют теоретический уровень – теорию. От теоретического метода к эмпирическому – дедуктивный (от общего к частному). От эмпирического уровня к теоретическому – индуктивный метод (от частного к общему). Эти методы взаимосвязаны друг с другом. Анализ и синтез. Когда ученые познают явления, они располагают только поверхностными знаниями. Ученые разбивают явления на части и изучают эти части отдельно – анализ. Но в процессе анализа используют целое. Затем ученые устанавливают связь между частями и устанавливают целого явления – синтез. Логический и исторический методы. Каждую систему природы можно рассматривать с двух точек зрения: 1. Логический подход - объект познается как сложившийся, сформировавшийся в некоторой степени завершенный. 2. Исторический подход - изучаются этапы развития объекта. Эти подходы сочетаются (когда к врачу обращается пациент, врач изучает симптомы в данный момент – логический подход – и ставит диагноз в данный момент. Но чтобы точно поставить диагноз нужно написать, изучить историю болезни – исторический подход. Это дополнение историческими сведениями логических сведений приводит к точному установлению диагноза. Врач отслеживает дальнейшее течение болезни и корректирует процесс лечения). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|