|
Философия о смысле жизни и предназначении человека. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Эйнштейн: «Чел-к без смысла жизни не только несчастлив, но и не пригоден для жизни». Антисфен, Диоген: «Чел-к должен замкнуться, чтобы защитить свою сущность, он должен страдать». Эпикур: «Главное достижение удовольствия – отсутствие страдания». Сократ: «Смысл человеческой жизни дает только добро». Франк анализировал этот поиск: эмпирическая жизнь чел-ка бессмысленна, если она не направлена к высшему благу, богочел-ку (И. Христос). Толстой: «Смысл человеческой жизни – постоянное совершенствование личности. Вера в Бога придает жизни такой смысл, к-рый не уничтожается даже смертью». Франк: «Проблема смысла жизни – не субъективна». Три пути: 1. Создание творческого продукта ил совершение дела. 2. Освоение того, что происходит вокруг нас (добро, истина, красота). 3. Та позиция, к-рую мы занимаем по отношению к своему тяжелому положению. 3 вида ценностей: 1. Творчества. 2. Переживания. 3. Отношения. Жизнь никогда не теряет смысл. Смысл человеческой жизни заключается в его развитии, в постоянном совершенствовании.
3 Философия о сущем. Бытие – исходная категория всей философии, оно выражает главную характеристику. Исходной хар-кой любого объекта является способность, свойство быть, существовать. Философия пытается понять, что оно из себя представляет, кто или что правит миром, из чего все произошло. Сознание рассуждает о мире по тем вещам, которые находятся вокруг нас. Мы убеждаемся, что все вокруг нас существует – это нечто, а другого нечто уже нет, оно в прошлом, а третьего нечто мы ожидаем, оно в будущем. Бытие – основная точка всех философий. Философия отвечает на вопрос: «Откуда все произошло и куда все девается?» Ранние попытки осмыслить бытие предпринимались в Др. Индии и Китае. В «Ведах» изложено материалистическое представление. Все сущее произошло от огня, воды, пространства и времени. В «Ригведах» были заданы вопросы: «Куда исчезает солнце ночью?» и т.д. В китайской философии больше внимания уделялось бытию чел-ка, но бытие природы тоже занимало не маловажное место. Началом всего провозгласили воду, землю, дерево, металл, огонь. В древнегреческой философии первооснова была изложена в мифах. Это была философия природы. Философы Др. Греции искали первооснову в самой реальной действительности. Пифагор впервые сказал, что Земля шарообразна. Парминид его поддержал и выделил категорию бытия как самостоятельную категорию. Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия: 1. Оно не возникло и не может погибнуть. 2. Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно. 3. Бытие имеет свои пределы. Мелисс Самосский согласился с Парминидом, но он сказал, что если Парминид говорит, что бытие имеет свои пределы, то он противоречит сам себе. Если бытие имеет границы, то с чем оно граничит, если ничего кроме бытия нет, поэтому бытие безгранично. Древние греки отождествляли бытие с окружающим миром, природой. Появляется диалектический подход к бытию. Гераклит говорит, что одна и та же вещь существует и не существует одновременно. Платон впервые указал, что бытием обладает не только материальное, но идеальное. Впервые Платон в понятие бытие включает все существующее. В христианской философии бытие дуалистично – истинное и неистинное бытие. Философы связывают бытие только с чувственным миром. Здесь происходила натурализация бытия. В немецкой классической философии были выделены понятия: субстанция, абс.идея (Гегель). 20 в. расширил трактовку бытия. Опираясь на достижения науки, философия пытается создать целостную картину мира. Понятие бытия. В различных языках мира категория бытия является отглагольным, т.е. говорят о наличии или отсутствии чего-либо, а не о самом предмете. Бытие не может отождествляться с существительными, определениями. К бытию не применимы прилагательные. Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием есть диалектическая связь: 1. Представление современной науки: Вселенная появилась из вакуума. Вакуум – особое состояние материи, - это самый богатый тип физической реальности. Вакуум – потенциальное бытие. 2. С точки зрения физиков, Вселенная не единственная в мире. Проблема соотношения бытия и небытия относительна. Об исчезнувшем бытии (о прошлом) мы можем говорить, размышлять, т.е. оно существует только в нашем сознании, но оно превращается во второе бытие. Существует оно в форме мысленного образа, оно может умножить, утроить себя, если оно запечатлено на источнике информации. Это бытие - прошлое, оно исчезло в небытие, но оно перешло в другую форму. Но бытие существует только сейчас, т.к. вспоминая прошлое, мы думаем о нем сейчас, именно в этот момент. Категория бытия позволяет выразить мир как единое целое. Философия фиксирует единство мира. Для хар-ки бытия вводятся другие категории: сознание, пространство, время, закон и др.
4 Формы бытия объективного мира. Самое естественное разделение бытия на: 1. Живое. 2. Неживое. В живом бытии тоже есть существенные различия: 1. Одухотворенное (человек). 2. Неодухотворенное. Бытие неживой природы – это весь человек естественный и искусственный мир, живая природа все явления природы, которые ли- неживая природа жизни. Бытие неодухотворенных тел не обладает сознанием, и формирует биосферу.Бытие чел-ка и его сознания делят: 1. Бытие конкретных людей. 2. Социальное бытие. 3. Бытие идеального (духовного).Неживая природа бесконечно многообразна, она выступает в кач-ве различных предметов. Она находится в постоянном движении. Природа эволюционирует. Мир – это процесс, где что-то постоянно возникает, развивается и исчезает. Все имеет свое начало. Мир меняется. 15 млрд. лет назад Вселенная представляла из себя почти однородную расширяющуюся массу. В бытии неживой природы выделяют: 1. Бытие вещей первой природы – возникла и развивалась без участия чел-ка. И первая и вторая природы имеют сходство: они произошли единого и косного вещества. 2. Вторая природа – это то, что создано чел-ком. Обе природы развиваются. Мир первой природы беспредельно многообразен, бесконечен в пространстве и времени, он не уничтожим. Мир второй природы ограничен пространственно, количественно, он – уничтожим. Бытие живой природы: 1. Любой живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа. 2. Живое способно к размножению, росту, развитию. Бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс. Живое существует до тех пор, пока оно функционирует. 3. Для существования живых организмов требуется определенная среда (т-ра, наличие атмосферы определенного состава, влага, питание). Но ничто не абсолютно, есть промежуточные формы – вирусы, высушенные семена растений.Бытие чел-ка. З-ны, по которым существует Вселенная, в целом применимы и к чел-ку. Но в чел-ке есть черта, которая резко выделяет чел-ка из всего существующего – душа, психика.Бесспорное положение бытия чел-ка - неразрывное единство телесного и духовного. Можно выделить бытие индивидуального сознания и общественного сознания. Сознание – способность человеческого мозга отражать объективную реальность идеальными образами и оперировать этими образами.Особенность сознания в том, что оно может мгновенно перемещаться по временной шкале, в пространстве.Общественное сознание – это философия, религия, наука, искусство.Общественное сознание - не сумма индивидуальных сознаний, например, язык – социальные и нравственные нормы – это достояние не отдельного чел-ка, а всего общества.
5 Философское учение о материи. Когда мы употребляем понятие материя, мы не интересуемся формой и другим. Материя (лат. – вещество). Но из перевода нельзя сказать что такое гравитационное поле, магнитное поле. Древнегреческая философия утверждала, что материя – вещество, первооснова, первовещество – то, из чего состоит все в мире. Анаксимандр говорит, что материя – это не первовещество, не чувственное тело, а апейрон – некая определяющая сущность. Анатомисты (Демокрит, Эпикур) утверждали, что матери – совокупность атомов, дифференцированное вещество. Выделяется учение Платона, у него для материи нет специального термина. Материя – некий темный и трудный для понимания вид. Главная функция вида – быть кормилицей и восприемницей всякого рождения мира, оно чуждо формам. Понятие о материи занимает среднее место в триаде: 1. Ум (демиург, творец) – нематериален. Он изливает идею в первичную материю. 2. Материя – бесформенная (кормилица и восприемница). 3. Вторичная материя – вещи чувственного мира.Истинно существующий – ум, который не подвергается какому-либо превращению.Учение о материи Платона повлияло на Аристотеля – «если в чувственном мире вещи возникают, изменяются, то значит в мире должно быть нечто такое, что позволяло бы вещам все это делать» - это бесформенное бескачественное начало. Оно может принимать различные формы, определения, кач-ва. Сами вещи – сочетание идеи и вещества. Эти размышления оказали влияние на средневековую философию, где приоритет был отдан идее формы. Форма – начало, которое определяет все. Эти формы – Бог, Ангелы, человеческие души. В эпоху Возрождения философия пошла дальше. Ее объединила оппозиция средневековой философии. Материя – то, что имеет реальное, а не потенциальное существование. Практика алхимии доказывала, что материя вечна без божественного участия.У философов Возрождения (Дж. Бруно) – материя вечна, движение- результат действия природных сил.В современной философии главенствует механистический материализм. В основу кладутся Главные свойства материи. Философы Нового времени воспроизводят установку, которую создали в Античной философии. Свойства всех вещей: 1. Протяженность. 2. непроницаемость. 3. Тяжесть. 4. Фигура. Общее во взглядах Нового времени и Античной философии: 1. Материя обнаруживается путем нахождения первовещества. 2. В основе определения материи лежит объективность. 3. Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное изменчивому. 4. В понятии материя реализуется установка на единичное и особенное. В механике было выделено такое свойство тел, как масса, тогда к свойствам материи приписали свойство массы.Материальное мыслилось особым веществом. Но это представлялось чисто механистически, таким образом, происходило отождествление философского понимания материи и естественнонаучного понимания. Элементаризм – явление в философии, чтобы понять что-то сложное, его нужно разделить на элементы. Но если ориентироваться на конкретное, то целостное понимание о мире не возможно.Вальтер говорил, что мы взвешиваем материю, но если мы хотим сделать шаг на обобщение, мы почувствуем пропасть. В 17 – 18 вв. было сформулировано представление о материи (Гольбах, Дидро) – по отношению к нам материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. В 20 в. было открыто электромагнитное поле, з-ны которого не подчинялись механике. Произошли знаменательные открытия: радиоактивность, сложное строение атомов, изменение массы тела от скорости их движения, зависимость пространственно-временных форм предметов от скорости их движения. Философия зашла в тупик. Физики пришли к выводу, что материи нет, что она исчезла, когда произошли открытия, но это было методологически несостоятельно. Материя философии отождествлялась с данными конкретных наук. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В «Материализме и эмпириокритицизме» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Философское понимание материи охватывает собой всю действительность. Оно должно обладать признаком всеобщности. Способность чел-ка – отражать мир, независимо от мира. Исчезает не материя, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю. Дескриптивное определение материи – описание свойств. Определение материи строится на роде и определении отличий. Субстанциальное определение материи – указывает на несотворимость, неуничтожимость материи (субстанции).Атрибутивное определение материи – материя отождествляется с атрибутами: пространство, время, движение, кач-во и кол-во. Генетически контрастное определение (Руссо) – определить материю можно только, противопоставляя ее сознанию. Определение с точки зрения всеобщего (Энгельс) – материя – чистое сознание мысли и абстракция. Это помогло Ленину создать свое определение: материя – это философская категория, неисчерпаемость материи делает бессмысленным перечисление ее свойств, необходимо противопоставить материю тому, что ею не является.Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие. 7 Философия и естественные науки о системной организации мира. Это не философский вопрос. Философия говорит о том, что идея системной организации мира плодотворна. В материи выделяют три уровня: 1. Мегамир – мир космоса (звездные комплексы, галактики). 2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных чел-ку вел-н (молекулы, организмы). 3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Здесь не применим принцип «состоит из …». Выделяют системы организации мира: 1. Неорганическая – делится на уровни: а) элементарные частицы и поля. б) атомные ядра. в) атомы. г) молекулы. д) макроскопические тела. е) геологические образования (планеты). 2. Органическая система – делится на уровни: а) доклеточный (молекулы ДНК, РНК, белков). б) клеточный (самостоятельные одноклеточные организмы). в) многоклеточный уровень (ткани, органы, функциональные системы). г) организмы (растения и животные). д) надорганизменный (популяции, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом). 3. Человеческое общество – делится на уровни: а) индивид. б) семья. в) группа. г) коллектив. д) государство. е) нация. ж) сообщество государств. з) человечество в целом. и) ноосфера
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|