|
Понятие общ-ва. Основные подсистемы общ-ва.Возникновение общ-ва совпадает с возникновением самого чел-ка. Общ-во – это система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленная потребностями производства и воспроизводства их жизни, и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Эти нормы создают предпосылки для возникновения культуры, цивилизации. Общ-во – исторически конкретное образование. Оно целостно, устойчиво и имеет внутренние мех-змы регуляции, управления и самоорганизации. Общественное производство – это совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство жизни. Ее св-ва: устойчивость и изменчивость (динамика развития общ-ва). Общественное производство – это процесс многогранный, включает элементы: 1. Воспроизводство самих людей. 2. Материальное производство. 3. Духовное производство (знание, опыт). 4. Управление людьми (целостность общ-ва). Общественное право – система отношений: 1. Семейно-бытовые отношения. 2. Социальные. 3. Производственные. 4. Духовные. 5. Политические. Сложились подсистемы общ-ва: 1. Экономическая. 2. Политическая. 3. Духовная. 4. Социальная. Экономическая подсистема – совокупность форм производственной деятельности и отношение людей в процессе производства; общественное богатство, созданное трудом чел-ка. В процессе производства м-ду людьми – определенные отношения (сначала по силе, по авторитету, по обычаям, юридически). Экономическая подс-ма включает и материальное и духовное производство. Материальное пр-во развивается благодяря отношению производительных сил (сов-сть материально-технических средств пр-ва и людей, производящих действия) и производственные отношения. Духовная подс-ма – органически связанные м-ду собой эл-ты, направленные на удовлетворение духовных и общественных потребностей. Духовные потребности – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, в общении. Предпосылки – соц. нормы, исходный мыслительный материал (предшествующих поколений в языке и предметах – кодирование, тиражирование, хранение и распространение информации), вос питание, образование чел-ка (воспитательную ф-цию выполняет семья, круг друзей, гос. Учреждения, СМИ). Центральное звено духовной подс-мы – общественное сознание. Соц. подс-ма – в общ-ве – разделение труда, что порождает соц. дифференциацию на соц. группы. Каждая соц. группа выполняет свою ф-цию и имеет свои потребности. Соц. расслоение и соц. нерав-во людей – это естественное состояние общ-ва. Институт собственности породил соц. нерав-во. Общественная жизнь протекает в рамках конкретно-исторических коллективов людей (на основе общего языка, территории, религии, обычаев). Род, племя, народность, нация. Род – это кровно родственное объединение людей, к-рые являются основной соц. ячейкой первобытного общ-ва. Племя – объединение более двух родов, к-рое имеет общий быт, территорию. Народность – общность людей на одной территории, связанных хоз. св-вами, бытом, языком, обычаями, нравами, традициями. Нация – отличается от народности формированием отношений на экономической базе. Сословия – соц. группы в докапиталистических общ-вах, различающихся юридически и обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классы – отличаются друг от друга в зависимости от формы собственности, к отношению к средствам пр-ва. Политическая подс-ма – сов-сть госуд. и политических организаций, регулирующих политические отношения в общ-ве. Центр политических отношений – гос-во – это социально-политический институт общ-ва, наделенный верховной властью и использующий ее для управления поведения людей, их групп и объединений. Св-ва гос-ва: 1. Публичная власть. 2. Суверенитет – полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане. 3. Территория – на ней распространены з-ны и полномочия власти. 4. Исключительное право на издание з-нов и норм, действующих в гос-ве, на применение силы по отношению к гражданину. 5. Право на взимание налогов с населения для содержания гос. аппарата.
Культура как предмет философского рассмотрения.. Есть неск-ко сот определений культуры. Есть множ-во моделей к-ры. Понятие к-ра стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения чел-ка. В это время к-ра стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея к-ры выражала степень развитости разумного начала, к-рая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель к-ры – сводила к-ру к предметно-вещественным отношениям. Но была классическая модель к-ры – она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что чел-к осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь чел-к – творец к-ры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. К-ра (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. К-ра – не только сов-сть рез-тов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. к-ра вступает в полосу кризиса. Многие явления к-ры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. к-ры Востока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога к-р. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь чел-ка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным. Постмодернистская модель к-ры – чел-к, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться чел-ку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы. Были различные подходы к изучению к-ры: - аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, м-но применить понятие к-ра. - деятельностный – к-ра как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общ-ва. - семиотический подход – определяется главная хар-ка к-ры – внебиологический знаковый мех-зм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. К-ра – это общественное явление. - структуралистический – к-ра – сов-сть соц. эл-тов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.). - социологический – к-ра – соц. интститут, к-рый дает общ-ву системные кач-ва; к-ра – образование, к-рое всегда нах-ся в пределах соц. отношений (нормы поведения). - гуманитарный – к-ра направлена на совершенствование чел-ка. - негуманитарный – к-ра – процесс, в к-ром есть все виды человеческой деятельности. Философия интересуется к-рой не как особым объектом, к-ра – это всеобщая хар-ка мира как целого. К-ра (в философии) – это весь мир, в к-ром чел-к находит себя Человекк в мире культуры. Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль. Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному. Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента: 1. Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва. 2. Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах. Существуют: 1. Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во). 2. Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|