Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие общ-ва. Основные подсистемы общ-ва.





Возникновение общ-ва совпадает с возникновением самого чел-ка.

Общ-во – это система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленная потребностями производства и воспроизводства их жизни, и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Эти нормы создают предпосылки для возникновения культуры, цивилизации. Общ-во – исторически конкретное образование. Оно целостно, устойчиво и имеет внутренние мех-змы регуляции, управления и самоорганизации. Общественное производство – это совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство жизни. Ее св-ва: устойчивость и изменчивость (динамика развития общ-ва). Общественное производство – это процесс многогранный, включает элементы:

1. Воспроизводство самих людей.

2. Материальное производство.

3. Духовное производство (знание, опыт).

4. Управление людьми (целостность общ-ва).

Общественное право – система отношений:

1. Семейно-бытовые отношения.

2. Социальные.

3. Производственные.

4. Духовные.

5. Политические.

Сложились подсистемы общ-ва:

1. Экономическая.

2. Политическая.

3. Духовная.

4. Социальная.

Экономическая подсистема – совокупность форм производственной деятельности и отношение людей в процессе производства; общественное богатство, созданное трудом чел-ка. В процессе производства м-ду людьми – определенные отношения (сначала по силе, по авторитету, по обычаям, юридически). Экономическая подс-ма включает и материальное и духовное производство. Материальное пр-во развивается благодяря отношению производительных сил (сов-сть материально-технических средств пр-ва и людей, производящих действия) и производственные отношения.

Духовная подс-ма – органически связанные м-ду собой эл-ты, направленные на удовлетворение духовных и общественных потребностей. Духовные потребности – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, в общении. Предпосылки – соц. нормы, исходный мыслительный материал (предшествующих поколений в языке и предметах – кодирование, тиражирование, хранение и распространение информации), вос

питание, образование чел-ка (воспитательную ф-цию выполняет семья, круг друзей, гос. Учреждения, СМИ). Центральное звено духовной подс-мы – общественное сознание.

Соц. подс-ма – в общ-ве – разделение труда, что порождает соц. дифференциацию на соц. группы. Каждая соц. группа выполняет свою ф-цию и имеет свои потребности. Соц. расслоение и соц. нерав-во людей – это естественное состояние общ-ва. Институт собственности породил соц. нерав-во. Общественная жизнь протекает в рамках конкретно-исторических коллективов людей (на основе общего языка, территории, религии, обычаев). Род, племя, народность, нация. Род – это кровно родственное объединение людей, к-рые являются основной соц. ячейкой первобытного общ-ва.

Племя – объединение более двух родов, к-рое имеет общий быт, территорию.

Народность – общность людей на одной территории, связанных хоз. св-вами, бытом, языком, обычаями, нравами, традициями.

Нация – отличается от народности формированием отношений на экономической базе.

Сословия – соц. группы в докапиталистических общ-вах, различающихся юридически и обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Классы – отличаются друг от друга в зависимости от формы собственности, к отношению к средствам пр-ва.

Политическая подс-ма – сов-сть госуд. и политических организаций, регулирующих политические отношения в общ-ве. Центр политических отношений – гос-во – это социально-политический институт общ-ва, наделенный верховной властью и использующий ее для управления поведения людей, их групп и объединений.

Св-ва гос-ва:

1. Публичная власть.

2. Суверенитет – полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане.

3. Территория – на ней распространены з-ны и полномочия власти.

4. Исключительное право на издание з-нов и норм, действующих в гос-ве, на применение силы по отношению к гражданину.

5. Право на взимание налогов с населения для содержания гос. аппарата.

 

 

Культура как предмет философского рассмотрения..

Есть неск-ко сот определений культуры. Есть множ-во моделей к-ры. Понятие к-ра стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения чел-ка. В это время к-ра стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея к-ры выражала степень развитости разумного начала, к-рая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель к-ры – сводила к-ру к предметно-вещественным отношениям. Но была классическая модель к-ры – она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что чел-к осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь чел-к – творец к-ры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. К-ра (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. К-ра – не только сов-сть рез-тов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. к-ра вступает в полосу кризиса. Многие явления к-ры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. к-ры Востока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога к-р. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь чел-ка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным.

Постмодернистская модель к-ры – чел-к, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться чел-ку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы.

Были различные подходы к изучению к-ры:

- аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, м-но применить понятие к-ра.

- деятельностный – к-ра как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общ-ва.

- семиотический подход – определяется главная хар-ка к-ры – внебиологический знаковый мех-зм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. К-ра – это общественное явление.

- структуралистический – к-ра – сов-сть соц. эл-тов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.).

- социологический – к-ра – соц. интститут, к-рый дает общ-ву системные кач-ва; к-ра – образование, к-рое всегда нах-ся в пределах соц. отношений (нормы поведения).

- гуманитарный – к-ра направлена на совершенствование чел-ка.

- негуманитарный – к-ра – процесс, в к-ром есть все виды человеческой деятельности.

Философия интересуется к-рой не как особым объектом, к-ра – это всеобщая хар-ка мира как целого.

К-ра (в философии) – это весь мир, в к-ром чел-к находит себя

Человекк в мире культуры.

Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты.

Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль.

Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному.

Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента:

1. Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва.

2. Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах.

Существуют:

1. Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во).

2. Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.