Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институт является неформальным, если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, полагающий, что рассматриваемое правило должно выполняться.





Рассмотрим следующую схему (рис. 2.1)

Проиллюстрируем, как работает данный классификационный признак1. Для отнесения института к формальным или нефор­мальным необходимо обязательно знать механизм принуждения к исполнению. Закон, введенный государством, — формальный ин­ститут, но не потому, что подписан главой государства и на нем име­ется печать, а потому, что среди государственных структур есть спе­циализированные правоохранительные органы. Устав фирмы — фор­мальный институт, и опять-таки по той причине, что за его соблюдением наблюдают специализированные организации (тот факт, что за этим следят также и акционеры, не меняет ситуации, поскольку с требованием заставить соблюдать устав акционеры об­ращаются в государственный орган, суд, а не расправляются с нару­шителями самостоятельно). Если за дресс-кодом на фирме наблю­дает начальник, делая внушения подчиненным, а самим работникам он не интересен, налицо формальный институт. Наоборот, если на­рушение правила ответа на звонки осуждаются коллегами, без участия руководства, мы имеем дело с неформальным институтом.

Формальные и неформальные институты могут создавать как од­нонаправленные, так и разнонаправленные стимулы. В приведенном примере и специализированный и неспециализированные гаранты налагают санкции, если кто-то распивает алкогольные напитки в об­щественных местах. В этом случае неформальное правило поддер­живает формальное. Однако правила могут и противоречить друг другу. Например, во время контрольной работы запрещено списы-вать. Гарантами правила являются преподаватели и администрация учебного заведения. Наказывают обычно как списывающего, так и дающего списывать. При этом, если вы откажете товарищам в по­мощи в этот трудный час, они могут перестать с вами общаться. Таким образом, однокурсники становятся гарантами неформального института, предписывающего помогать товарищу.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие си­туации:

1. Формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя неформального правила; иначе говоря, последнее формализу­ется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуж­дения его к исполнению также и формальными механизмами; при­мером такого соотношения могут служить средневековые кодексы, и которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых го­сударством, нормы обычного права, которыми руководствовались горожане при разрешении конфликтных ситуаций.

2. Формальное правило вводится для противодействия сложив­шимся неформальным нормам; если последние оцениваются госу­дарством негативно, создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, которое предполагают неформальные пра­вила, является одним из вариантов действий государства в соответ­ствующей сфере; типичный пример — введение запретов на дуэли, практиковавшиеся в дворянской среде вплоть до первой половины XIX в.

3. Неформальные правила вытесняют формальные, если по­следние порождают неоправданные издержки у их субъектов, не принося ощутимых выгод ни государству, ни непосредственно га­рантам таких правил; в этом случае формальное правило как бы «за­сыпает»: не будучи формально отмененным, оно перестает быть объ­ектом мониторинга со стороны гарантов и, в силу своей вредности для адресатов, перестает ими исполняться; примерами могут служить многочисленные прецедентные судебные решения в штатах США, принимавшиеся по отдельным конфликтным случаям и впослед­ствии забытые, например, запрет чистить овощи после 11 часов ве­чера.

4. Возникающие неформальные правила способствуют реали­зации введенных формальных правил; такие ситуации возникают тогда, когда последние вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила;в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного фор­мального правила, — деформализация правил; примером могут слу­жить нормы взаимоотношений в организациях, фактически склады­вающиеся «вокруг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффективно достигать поставленных целей.

В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и не­формальные правила могут как противоречить друг другу, конкури­ровать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.

Почему важно деление институтов на формальные и нефор­мальные? Прежде всего, мы можем выделить сравнительные преиму­щества и недостатки этих институтов, а также спрогнозировать, в каких условиях те или иные из них окажутся более действенными. Во-первых, наличие специализированных гарантов требует расходов на их содержание. Во-вторых, вероятность того, что нарушение будет выявлено специализированным гарантом, очевидно ниже, поскольку возможностей проследить за всеми адресатами правила у него меньше, чем у окружающих людей. В-третьих, если специализиро­ванному гаранту, например, милиционеру или судье, делегируется право выявлять нарушения и накладывать санкции, то они могут реализовывать это право не совсем так, как ожидает поручитель. Тре­буется дополнительное стимулирование к добросовестной деятель­ности (в противном случае гарант будет работать не в полную силу), а также мониторинг действий (иначе возможно использование слу­жебного положения в корыстных целях). Это основные проблемы применения формальных правил. Их преимуществом является то, что они, как правило, формализованы, а значит есть общедоступный источник информации о том, как действовать адресатам и гарантам. Соответственно информация об изменении формального правила может быть распространена сравнительно быстро среди большого количества людей. Правда, это не означает столь же быстрого рас­пространения самого правила (см. главу 13). При этом говорить, что одни правила являются более действенными, чем другие, неверно. Меньшая вероятность обнаружения нарушения может компенсиро­ваться жесткостью наказания. Санкции за нарушение неформаль­ного правила чаще бывают в форме порицаний. Однако восприятие жесткости санкций субъективно: кому-то страшнее получить двойку за то, что дал списать, а кто-то опасается потери взаимопонимания с однокурсниками, если не поможет во время контрольной.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.