|
Институт является неформальным, если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, полагающий, что рассматриваемое правило должно выполняться.Рассмотрим следующую схему (рис. 2.1) Проиллюстрируем, как работает данный классификационный признак1. Для отнесения института к формальным или неформальным необходимо обязательно знать механизм принуждения к исполнению. Закон, введенный государством, — формальный институт, но не потому, что подписан главой государства и на нем имеется печать, а потому, что среди государственных структур есть специализированные правоохранительные органы. Устав фирмы — формальный институт, и опять-таки по той причине, что за его соблюдением наблюдают специализированные организации (тот факт, что за этим следят также и акционеры, не меняет ситуации, поскольку с требованием заставить соблюдать устав акционеры обращаются в государственный орган, суд, а не расправляются с нарушителями самостоятельно). Если за дресс-кодом на фирме наблюдает начальник, делая внушения подчиненным, а самим работникам он не интересен, налицо формальный институт. Наоборот, если нарушение правила ответа на звонки осуждаются коллегами, без участия руководства, мы имеем дело с неформальным институтом. Формальные и неформальные институты могут создавать как однонаправленные, так и разнонаправленные стимулы. В приведенном примере и специализированный и неспециализированные гаранты налагают санкции, если кто-то распивает алкогольные напитки в общественных местах. В этом случае неформальное правило поддерживает формальное. Однако правила могут и противоречить друг другу. Например, во время контрольной работы запрещено списы-вать. Гарантами правила являются преподаватели и администрация учебного заведения. Наказывают обычно как списывающего, так и дающего списывать. При этом, если вы откажете товарищам в помощи в этот трудный час, они могут перестать с вами общаться. Таким образом, однокурсники становятся гарантами неформального института, предписывающего помогать товарищу. Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации: 1. Формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя неформального правила; иначе говоря, последнее формализуется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами; примером такого соотношения могут служить средневековые кодексы, и которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых государством, нормы обычного права, которыми руководствовались горожане при разрешении конфликтных ситуаций. 2. Формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам; если последние оцениваются государством негативно, создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, которое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов действий государства в соответствующей сфере; типичный пример — введение запретов на дуэли, практиковавшиеся в дворянской среде вплоть до первой половины XIX в. 3. Неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают неоправданные издержки у их субъектов, не принося ощутимых выгод ни государству, ни непосредственно гарантам таких правил; в этом случае формальное правило как бы «засыпает»: не будучи формально отмененным, оно перестает быть объектом мониторинга со стороны гарантов и, в силу своей вредности для адресатов, перестает ими исполняться; примерами могут служить многочисленные прецедентные судебные решения в штатах США, принимавшиеся по отдельным конфликтным случаям и впоследствии забытые, например, запрет чистить овощи после 11 часов вечера. 4. Возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил; такие ситуации возникают тогда, когда последние вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила;в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного формального правила, — деформализация правил; примером могут служить нормы взаимоотношений в организациях, фактически складывающиеся «вокруг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффективно достигать поставленных целей. В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга. Почему важно деление институтов на формальные и неформальные? Прежде всего, мы можем выделить сравнительные преимущества и недостатки этих институтов, а также спрогнозировать, в каких условиях те или иные из них окажутся более действенными. Во-первых, наличие специализированных гарантов требует расходов на их содержание. Во-вторых, вероятность того, что нарушение будет выявлено специализированным гарантом, очевидно ниже, поскольку возможностей проследить за всеми адресатами правила у него меньше, чем у окружающих людей. В-третьих, если специализированному гаранту, например, милиционеру или судье, делегируется право выявлять нарушения и накладывать санкции, то они могут реализовывать это право не совсем так, как ожидает поручитель. Требуется дополнительное стимулирование к добросовестной деятельности (в противном случае гарант будет работать не в полную силу), а также мониторинг действий (иначе возможно использование служебного положения в корыстных целях). Это основные проблемы применения формальных правил. Их преимуществом является то, что они, как правило, формализованы, а значит есть общедоступный источник информации о том, как действовать адресатам и гарантам. Соответственно информация об изменении формального правила может быть распространена сравнительно быстро среди большого количества людей. Правда, это не означает столь же быстрого распространения самого правила (см. главу 13). При этом говорить, что одни правила являются более действенными, чем другие, неверно. Меньшая вероятность обнаружения нарушения может компенсироваться жесткостью наказания. Санкции за нарушение неформального правила чаще бывают в форме порицаний. Однако восприятие жесткости санкций субъективно: кому-то страшнее получить двойку за то, что дал списать, а кто-то опасается потери взаимопонимания с однокурсниками, если не поможет во время контрольной. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|