Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институциональная среда — это совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения.





Трехуровневая схема О. Уильямсона (рис. 2.2) в наглядной форме представляет взаимодействие индивидов (первый уровень) и инсти­тутов разных типов: тех, которые представляют собой институцио­нальные соглашения (второй уровень), и тех, которые являются со­ставляющими институциональной среды (третий уровень).

Описанная схема представляет собой полезное средство для сис­темного представления институтов и их взаимодействий через инди­видуальное поведение. Фактически мы будем раскрывать наме­ченные в ней соотношения на протяжении всего изложения новой институциональной экономической теории в этом учебнике.

Институциональная среда включает достаточно широкое разно­образие институтов. В ней принято выделять три основных слоя: ши)конституционные, конституционные и экономические институты. 'Ото деление предложил Д. Норт. Расположение этих слоев не случайно, поскольку они образуют определенную

Рис. 2.2. Иерархия правил

иерархию. Д. Норт в качестве основания для построения иерархии выделяет издержки изменения институтов: «Конституции обычно составляют таким об­разом, чтобы изменить их было труднее, чем законодатеельные акты, а законодательные актытруднее, чем индивидуальные контракты»1. Этот универсальный критерий можно применять даже к правилам, не связанным между собой содержательно-логическими соотноше­ниями (например, упорядочивать правила дорожного движения и расчета подоходного налога). Если же институты регулируют одну сферу деятельности, то, как правило, каждый вышестоящий уровень иерархии определяет и ограничивает последующий. Иначе говоря, норма более низкого порядка уточняет и раскрывает содержание нормы более высокого порядка. Соответственно, последние очерчи­вают те рамки, поведение индивидов внутри которых регулируют более частные нормы.

Исходя из приведенных соображений, рассмотрим подробнее введенные выше слои институциональной среды.

Наиболее общие и трудно изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, рели­гиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся ин­дивидами, т.е. перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения, называются надконституционными. Они определяют иерархию ценностей, разделяемых широкими слоями общества, от­ношение людей к власти, массовые психологические установки на кооперацию или противостояние, и т.д.

Надконституционные правила относятся к числу наименее изу­ченных как в теоретическом, так и в эмпирическом отношении. Фак­тически относительно них имеются только отдельные умозрительные конструкции и разрозненные фактические наблюдения исследова­телей (преимущественно философов и социологов), не позволяющие осуществить строгую логическую реконструкцию данного слоя ин­ституциональной среды.

Конституционные правила, во-первых, устанавливают иерархи­ческую структуру власти; во-вторых, определяют правила принятия решений по формированию органов власти (министерств, ведомств, агентств и т.п.), например, правила голосования в демократических государствах, правила наследования — в монархиях и т.п.; в-третьих, определяют формы и правила контроля действий государства со сто­роны общества.

Кратко говоря, конституционные правила в явном виде опре­деляют, как выбираются правила поведения индивидов в обществе. В этом их отличие от правил надконституционных, имеющих нефор­мальный, неявный характер. С помощью конституционных правил формируются свободы (свобода слова, свобода заключения договора, свобода избирать и быть избранным), — права, которыми пользу­ются индивиды как члены сообщества.

Экономическими называются институты, непосредственно опре­деляющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические агенты формируют институцио­нальные соглашения и принимают решения об использовании ре­сурсов.

К числу экономических институтов (правил) относятся междуна­родные соглашения, касающиеся правил ведения межстрановых экономических взаимодействий, национальные законы и другие формальные регуляции, упорядочивающие экономические отно­шения различных организаций и государства, организаций друг с другом и с гражданами — работниками и покупателями (получате­лями) производимых организациями товаров, услуг и работ. Эконо­мическими институтами являются также разнообразные нефор­мальные правила делового оборота, которым следуют граждане и организации при осуществлении своей хозяйственной деятельности. К экономическим относятся также правила, определяющие права собственности. Права собственности — одно из ключевых понятий повой институциональной экономической теории, которое будет подробно рассмотрено в следующей главе.

Конституционные, экономические и даже надконституционные правила как особый слой институциональной среды могут выде­ляться не только на уровне государства, но и на уровне других орга­низаций, — фирм, корпораций, некоммерческих фондов. Так, функцию конституционных правил выполняют, прежде всего, уставы, а также различные корпоративные кодексы, формулировки миссий. Отождествление таких локальных, внутриорганизационных правил с конституционными возможно на базе функционального понимания последних, — как правил, определяющих иерархическую структуру и поведение в ее рамках — поскольку с юридической точки зрения соответствующие документы не имеют, разумеется, ничего общего с Конституцией как основным законом государства. Эконо­мическим по своей сути является распределение вознаграждения между сотрудниками, определяемое руководителем организации. Влияние надконституционных правил можно найти в особенностях взаимоотношений в компании или применяемых механизмах сти­мулирования, зависящих от национальных особенностей.

КОНТРАКТЫ

Контракт — это соглашение, добровольно заключаемое его сторо­нами и координирующее их действия путем определения взаимных прав, обязательств и механизмов их соблюдения.

Контрактами являются взаимные и согласованные обещания (или обязательства) индивидов сделать нечто в обмен на соответствующие действия других индивидов в рамках разработанного совместно пра­вила. Поскольку такие обещания взаимовыгодны, это означает, что исполнение контракта обеспечивает в экономике Парето-улуч-шение: стороны контракта увеличивают свою полезность, а поло­жение остальных участников экономики не ухудшается1.

В принципе любое правило можно проинтерпретировать как не­который контракт. Скажем, отношения рабовладельца и раба, не­смотря на их очевидное неравноправие, подчинялось (особенно в поздний период существования рабовладения) вполне определенным правилам. Соответственно, эти правила можно трактовать как неко­торые обмены: хозяин предоставлял рабу жилье и еду в обмен на его работу; хозяин ограничивал свободу раба в обмен на его защиту от посягательств других, возможно, более жестоких, хозяев, и т.п. Разу­меется, поскольку упомянутые правила отнюдь не были результатом добровольной договоренности (за исключением сознательной про­дажи себя в рабство ранее свободным гражданином), выявление подобных «обменов» является только интерпретацией правил рабов­ладения. Расширительная трактовка контрактов, подобная приве­денной, составляет основу контрактного подхода к анализу экономи­ческих институтов.

Если, разумеется, исполнение контракта не порождает отрицательные внешние эффекты для других индивидов, см. подробнее в главе 5.

Множество контрактов можно классифицировать по разным ос­нованиям. Для дальнейшего изложения материала нам важны три основных классификации: 1) эксплицитные и имплицитные конт­ракты; 2) полные и неполные контракты; 3) классические, неоклас­сические и отношенческие контракты. Рассмотрим их более под­робно.

Эксплицитный (явный) контракт — это взаимные обязательства (или обещания) сторон друг другу, определяющие их будущие дей­ствия в течение периода исполнения договоренности. Выработка таких взаимных обещаний предполагает переговоры между буду­щими сторонами (адресатами правила), в ходе которых и происходит согласование будущих действий по их содержанию и срокам.

Контракт, тем самым, представляет собой план будущих действий его сторон1. Если период выполнения такого плана достаточно дли­телен, по ходу его осуществления могут возникнуть обстоятельства, при которых одной из сторон окажется более выгодным предпринять действия, отличающиеся от согласованных и запланированных. Другая сторона при этом, вполне возможно, понесет убытки. Избе­жать таких ситуаций можно защищая договоренность, т.е. у кон­тракта как у правила должен быть некоторый гарант. В роли такого гаранта может выступать либо каждая из его сторон, полагаясь на собственный потенциал насилия, либо какая-то третья сторона, на­чиная от общественного осуждения нарушителя и кончая примене­нием санкций со стороны правовой (судебной) системы государства. Именно правовая защита контрактов считается наиболее «сильным» способом защиты эксплицитных контрактов.

Вопрос о том, при каких условиях контракты можно защищать от нарушений путем обращения в суд, в юридической теории был решен на основе так называемой классической (или основанной на сделке, bargain) теории контрактов, созданной американскими юрис­тами в конце XIX в. В соответствии с ней для того чтобы результат неких договоренностей мог считаться полноценным, судебно защи­щаемым контрактом, переговоры должны пройти как минимум три стадии:

1) оферты, т.е. выдвижения одной стороной предложения об об­мене;

2) акцепта, т.е. принятия оферты второй стороной;

3) принятия акцепта.

Следовательно, существенными моментами эксплицитного кон-тракта как определенного правила, отличающими его от других типов правил, являются:

• сознательность и целенаправленность выработки данного пра­вила его адресатами (сторонами контракта); другие правила могут формироваться без предварительного их обдумывания или проектирования, методом проб и ошибок;

• добровольность, взаимовыгодность участия в контракте его сторон; другие виды правил могут иметь резко асимметричный характер в плане распределения издержек и выгод;

• ограниченность действия данного правила только его адреса­тами — сторонами контракта; другие типы правил, например, вводимые государством законы, распространяются не только на законодателей, но и на других граждан страны;

• непосредственная связанность контракта с обменом или иным перемещением объекта контракта (например, договор дарения какого-либо имущества, который не предполагает «встречного» движения иного имущества от бенефициара к донатору); другие виды правил могут непосредственно не затрагивать переме­щения прав собственности и свобод, хотя всегда определяют те или иные права.

Имплицитный контракт, в отличие от эксплицитного, — это не взаимные обещания, а ожидания индивида (или индивидов), нахо­дящегося во взаимодействии с кем-либо, относительно будущих дей­ствий партнера. Например, давая списывать домашнее задание од-ногруппнику, вы ожидаете подобных действий и от него. Можно сказать, что имплицитный контракт — это интерпретация инди­видом некоторых отношений и взаимодействий как контрактных, хотя в действительности они таковыми не являются. Подобные ожи­дания (т.е. по сути, прогнозы) могут быть как односторонними, так и взаимными. В любом случае, они воздействуют на поведение их обладателя так же, как если бы между сторонами существовал насто­ящий контракт, — но только до тех пор, пока реальные действия не разойдутся с ожидаемыми. Ведь у имплицитного контракта нет ме­ханизма принуждения его к исполнению, за исключением «разрыва», т.е. отказа обладателя ожиданий от них, с последующим пересмотром стратегии своих действий1.

Имплицитные контракты часто «сопровождают» контракты экс­плицитные, представляя собой предположения одной из сторон от­носительно тех действий другой стороны, которые не были прямо включены в контракт, но которые представляются «естественными». Иногда такие предположения сбываются, иногда — нет, а сам фе­номен их возникновения и существования отражает, очевидно, огра­ниченную рациональность сторон контракта. С ней мы столкнемся также далее, при обсуждении деления контрактов на полные и не­полные.

Контракт, как план будущих действий, может характеризовать последние с разной степенью точности и полноты.

Заключение полного контракта предполагает, что в нем могут быть зафиксированы все значимые параметры соглашения. При наступ­лении всех возможных событий в контракте должно быть в явном виде определено, каким образом должны вести себя стороны в том или ином случае, какие издержки нести и какие выгоды получать.

С теоретической точки зрения, исходя из предпосылки ограни­ченной рациональности, ни один контракт не может быть «пол­ностью полным». Однако разные контракты находятся в неодина­ковой близости к недостижимому идеалу — плану, исчерпывающим образом описывающему как все возможные будущие обстоятельства, Зрак и предпринимаемые сторонами действия. Ведь только такой кон­тракт обеспечивает определенность будущего и снижает риски до нуля.

Понятие идеальной полноты может быть заменено понятием функциональной полноты, означающей возможность достраивания контракта третьей стороной в случае возникновения споров. Если в результате достраивания возможно точно определить намерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным. Для этого необходимо, чтобы неконтрактуемые параметры были ве­рифицируемы для третьей стороны, призванной разрешать спорные Вопросы.

Казалось бы, стороны контрактных отношений должны прилагать все усилия для того, чтобы добиваться максимальной полноты кон­трактов, однако на практике такого не происходит. Причина этого заключается в том, что «пополнение» контрактов требует дополни­тельных издержек, и подчас весьма значительных. Подробнее об этом будет рассказано в главе 4.

Для контрактов, опосредующих обмены, американским юристом Яном Макнейлом было предложено их деление на классические, неоклассические и отношенческие1, впоследствии глубоко и твор­чески развитое Оливером Уильямсоном2.

Классические контракты являются полными и полностью специ-фицируют характеристики предмета обмена и условия его осуще-ствления. Поскольку индивиды, вступающие в обмены, являются ограниченно рациональными, такую определенность можно обеспечить лишь на чрезвычайно краткосрочный период времени, в те­чение которого какие-либо существенные изменения маловероятны. Поэтому классические контракты характерны для рынков уже име­ющейся в наличии продукции. Механизмы принуждения таких кон­трактов к исполнению разнообразны, начиная с угрозы разрыва контракта, вплоть до решения конфликта через суд.

Неоклассические контракты, в отличие от классических, реализу­ются в условиях большей неопределенности, и поэтому включают в себя характеристики вариантов условий их реализации, пропи­санных в той мере детально, в какой это позволяет ограниченная рациональность сторон. Типичная сфера применения неокласси­ческих контрактов — сфера производства и строительства, где про­цесс исполнения контракта имеет определенную, часто значи­тельную временную протяженность, так что условия и у продавца, и у покупателя могут измениться. Механизмы принуждения таких контрактов к исполнению также разнообразны, включая и меры по внутреннему улаживанию конфликтов, и судебные процедуры. Сто­роны контракта также могут обратиться к внешнему арбитру, хорошо понимающему специфику сферы деятельности и способному вос­становить намерения контрагентов. Например, члены Российской гильдии риелторов согласно своему Уставу могут обращаться в спе­циализированные комиссии для решения возникших конфликтов.

Отношенческие контракты заключаются и реализуются в условиях высокой неопределенности, поэтому характеризуют обычно лишь общую направленность совместной деятельности и внутренние ме­ханизмы уточнения содержания деятельности сторон, включая ме­ханизмы улаживания конфликтов. Эти механизмы создаются самими сторонами контракта, поскольку обращение к любой третьей сто­роне потребовало бы раскрытия информации о действиях участ­ников контракта, что часто для них является или нежелательным, или затруднительным. Первое связано с возникновением возможных угроз со стороны конкурентов, которые получили бы информацию о планах сторон контракта, второе — с тем, что необходимая для «внешнего» разрешения конфликта информация трудно проверяема (например, для суда), ею владеют только сами стороны контракта.

ВЫВОДЫ

• Правило — это способ экономии ресурсов ограниченно рационального индивида в процессе принятия решений.

• Правило имеет пять компонентов: ситуация применения, адресат, предписываемое действие, санкция за неисполнение, гарант.

• Правила могут иметь внутренний механизм принуждения. Это привычки или индивидуальные правила. Социальные правила — институты—имеют внешний механизм принуждения.• Если принуждение к исполнению правила осуществляется специализированным гарантом, то
это формальный институт. Если в роли гаранта правила может выступать любой индивид, то
это неформальный институт.

■ Институты выполняют две основных функции: координационную и распределительную.

• Правила образуют содержательную и экономическую иерархию. Выше всего в иерархии на­ходятся надконстигуционные правила, затем идут конституционные, далее—экономические. Эти институты составляют институциональную среду. Экономические правила определяют и ограничивают содержание контрактов, являющихся институциональными соглашениями.

• Контракты—это соглашения, добровольно заключаемые сторонами и координирующие их действия путем определения взаимных прав, обязательств и механизмов их соблюдения. По способу заключения контракты бывают эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные). По способу принуждения к исполнению: классическими, неоклассическими, отношенческими.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как связаны ограниченность информации и возникновение привычек?

2. Всегда ли образцы поведения способствуют максимизации полезности? 3. Всякое ли правило является институтом?

4. Всегда ли наличие регулярности в поведении означает существование соответствующего инсти­тута?

5. Верно ли, что любой институт создает распределительный эффект?

6. Чем формальные правила отличаются от неформальных?

7. Какова логика действия механизма принуждения правила к исполнению?

8. Что включается в состав институциональной среды?

9. Что представляют собой институциональные соглашения?

10. Чем отличаются эксплицитные и имплицитные контракты?







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.