Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политические-свобода,законность





Моральные-добро,любовь,честь

Религиозные-Бог

Эстетические-стиль,красота

Каждые человек выстраивает свою систему ценностей,подходящую для него.

Также,ценности часто не совпадают друг с другом,например,студент,его главная ценность-образование,но существует и ценность отдыха.Честь и жизнь(Например дуэль Пушкина,защита чести своей жены)
9. Культура и цивилизация.

Цивилизация в переводе с латинского означает « гражданский», «государственный».

В науке существуют два пути в его решении: отождествление этих понятий и их разделение. Имея античное происхождение, слово “цивилизация” получила широкое употребление только в эпоху Просвещения. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах Разума. Впоследствии термин “цивилизация” обретает многозначность. В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т. е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. XIX век расширил значение этого слова, которое стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Эта мысль отразилась в названии книги Льюиса Моргана “Древнее общество. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие “цивилизация” соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными или малоцивилизованными. Также есть вариант,что цивилизация-типы больших культур,отличающихся своеобразием(цив.майя)

 

Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий “культура” и “цивилизация”, сформировалась в трудах Ж. -Ж. Руссо, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера,Бердяева, А. Тойнби, а также в работах американских ученых А. Кребера и П. А. Сорокина, исходящих из представления о цивилизации как особом этапе развития культуры или культурно-исторического типа.



Начиная с труда Н. Я. Данилевского “Россия и Европа”, где были сформулированы идея культурно-исторических типов, впервые оформилась мысль о множественности цивилизаций и о том, что не только Европа является носителем цивилизационного начала.

Идеи Н. Я. Данилевского не были услышаны в свое время, и лишь в начале ХХ века немецкий культурфилософ О. Шпенглер вернул интерес к ним, создав “Закат Европы”. Шпенглер указал, что цивилизация есть завершающая стадия любого культурного развития, его омертвение и угасание: “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры <... > Цивилизации <... > это завершение, они следуют как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием.

Теория цивилизации А. Тойнби продолжает линию Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, Основные вопросы, поднимаемые А. Тойнби, таковы: почему некоторые общества, не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня; как и почему цивилизации “надламываются, разлагаются и распадаются”. (он объединяет понятие цивилизация и культиура)

В современной культурологической мысли выделяется и иной аспект взаимоотношений культуры и цивилизации, пролегающий в области разделения духовного и материального. И в этом смысле цивилизация в целом предстает как материальная сторона культуры.

КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Возникает и существует до зарождения цивилизации Возникает на определенном этапе развития культуры
Является категорией универсальной и общечеловеческой Представляет собой временное понятие
Содержит в себе уникальное начало Основана на тиражировании
Символ – Шедевр Символ – Кич
Не применимо понятие “прогресс” Базируется на понятии “прогресс”
Соотносится со сферой духовного Соотносится со сферой материального

В своем сочинении “Смысл истории” Н. А. Бердяев пишет: “Во всякой культуре после расцвета и утончения начинается иссякание творческих сил, убыль духа. Меняется все направление культуры. Она направляется к практической организации жизни”. По мнению философа, всякая культура есть культура духа, однако на известной стадии своего развития культура начинает разлагать свои основы, она духовно истощает себя, рассеивает свою энергию. Когда исчезают духовные иллюзии, им на смену приходит цивилизация, техничная, реалистичная, прагматичная, демократичная, обезличенная, массовая. Цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. В ней техника торжествует над духом. Некоторые современные культурологи рассматривают цивилизацию как своеобразную промежуточную стадию развития человеческого опыта, которая завершится постцивилизационной стадией, где мировые информационные системы будут способствовать созданию и росту глобальной культуры.

А Тойнби и Фрейд отождествляют данные понятия, и не видят особого различия между ними.

Также есть идея взаимообусловленности:Морган,марксисты считали,что культура существует столько,сколько человечество,а цивилизация появляется с городами.

Культура и личность.

Проблема личности всегда находится в центре исследований о культуре. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, групповая совесть, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы , особенности географического пространства и социальных институтов, преобладающие экономические модели, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, вот факторы, которые влияют на формирование личности в культуре. (главная цель культуры и есть-создание цивилизационного человека)

С другой стороны, личность изменяет, открывает новое в культуре.(Тойнби считад,что личность –и есть )… Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный микромир. Она способна выйти из своего мира в чужой неупорядоченный, проникнуть в чужие культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ней. С прогрессом культуры растет дифференциация между индивидами, индивидуализация и в то же время их приближение к разнообразию других культур. Чем более обособлялись различные виды деятельности на фоне общественного разделения труда, тем более полными и конкретными становились взаимосвязи внутри культуры. Немецкий философ Г. Зиммель подчеркивал, что «человеческая природа и человеческие отношения устроены таким образом, что чем больше отношения индивида выходят за пределы, определенные по своей величине, тем более он сосредотачивается на самом себе».

В коллективной жизни человеческих существ наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных культурных миров, но возможно это только с учетом истории культуры всего рода человеческого, с учетом целостности традиций. Без малых коллективов нет большой культуры, писал Ю.М. Лотман..

Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре.

Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, получают опыт, создают ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта - важнейшего фактора в развитии культуры. Творчество- продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре ,создание новых образов, знаний, средств общения, ценностей.

Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, божественный процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, культуры, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).

Сущность творчества заключена в со-творчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Б. Пастернак говорил, что творческий акт - это максимальное выявление себя вовне.

Творческий процесс в культуре определенного периода в истории зависит от социального заказа на новацию; наличия определенных форм культуры для осуществления новаций; особенностей социальной или профессиональной группы, в ко-торой рождается творческая личность; системы воспитания и условий для творчества в обществе.

Тайна культуры заключается в следующем:нет личности без культуры,но и культуры нет без личности.(духовного движения,прогресса)-немыслима сама жизнь человечества.

Дополнения:

Культура на личность

-способна закреплению ценных и полезных образцов поведения

-способна с помощью принятых в коллективе норм зафиксировать несправидливость









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.