Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрождение и Реформация как формы «обновления» европейской культуры.





Значение термина «ренессанс» или «возрождение»: возрождении античных идеалов , как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. В истории европейской культуры существовало «каролингское возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

Формирование культуры Возрождения происходит в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе. Среди социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

- появление мануфактурного производства, повлекшее за собой формирование зачатков капиталистических отношений;

- развитие торгового и ростовщического капитала, которые стимулировали рост товарно-денежных отношений;

- появление в XIV веке денежной формы феодальной ренты, что способствовало дальнейшему разделению труда и секуляризации общества.

Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается прежде всего на опыт и на логику (эта идея послужила основанием для разграничения власти церкви и власти государства).

По своей сути мировоззрение эпохи Возрождения остается средневековым – с его представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако произошли изменения в представлениях о мироустройстве. Так, например, Вселенная являет собой иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила- сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии.



Идеи античного гуманизма

Другая важнейшая идея - идея божественного начала в человеке. Для средневекового видения идеальный тип поведения – созерцание, следование религиозной догме; для Возрождения познание – это путь к обожествлению человека. Теоцентризм => антропоцентризма, но происходит на основании христианских идей (человек создан по образу и подобию Божьему) => формируется античный гуманизм. Собственно гуманистами в Европе конца XIV – начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.

Наука и искусство

Зарождавшееся научное видение мира неразрывно связано с художественной практикой эпохи Возрождения. Природа - источник знаний, из которой художники черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве.

Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность.

Из всех способностей человека наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление реализовать себя в предельно широкой сфере человеческой деятельности, охватить все возможные и доступные способы самореализации для того, чтобы высветить в себе божественное начало, свое собственное достоинство, добродетель, понимаемую как деятельность.

Общество эпохи Возрождения - это «политическое тело», состоящее из сословий + наличие торговцев.

Существуют Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, демонстрировало свое негативное отношение к средневековью. Итальянское Возрождение обращалось к античности.

Северное Возрождение

Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались традиционно сильными христианские ценности. Ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Именно здесь зарождаются идеи Просвещения.

Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьям. Природа – это часть мира человека. Вторая не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения – различные нравоучения, иронические произведения, важнейшая цель которых – улучшение, исправление дурной человеческой природы. Кризиc официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где науки все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и вселенной, наконец, успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, феодального общества, но и кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. Способствовали отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима. Появились совершенно новые по характеру поведения и складу мышления люди, которые стали называть себя “гуманистами” и проводили время в многочасовых прогулках по садам и городским дворикам прекрасной Флоренции, услаждая свои неторопливые путешествия бесконечными беседами на самые разнообразные темы, обсуждая проблемы науки и веры, жизни и смерти, искусства и общества, прошлого и настоящего. Сам термин “гуманизм”, приписываемый Л.Бруни, употреблялся в те времена (конец XIV – начало XV вв.) не совсем в том смысле, в каком мы говорим о гуманизме, гуманности сегодня.

Для итальянских гуманистов в центре мироздания стоял не человек как божье творение, но скорее человек естественный, во всем многообразии его чувств, помыслов, желаний и страстей. Позже, отмечая эту ограниченность ренессансного понимания гуманизма, Ф.Ницше вздохнет и скажет свое знаменитое: “Человеческое, слишком человеческое”.

В частной жизни вообще торжествовал аморализм – впрочем, как и в общественной. Причины тому были естественны и просты: средневековая классическая христианская мораль оспаривалась или попросту отвергалась, а новые нормы еще не были утверждены как общеобязательные, Кроме того, исчезало с процессом смешения сословий и понятие сословной морали, сословных добродетелей.

Крайний аморализм сочетался с искушенным практицизмом и цинизмом. Но в то же время во многом эта неповторимая, свойственная именно эпохе Ренессанса многосложность составляющих в системе ценностей порождала невиданный взлет талантов, титанов, дерзнувших соревноваться с Богом и в науках, и в ремеслах, и в литературе, и в художественном творчестве.

Классические шедевры Леонардо, Микеланджело, Бруналлески, Тициана, Рафаэля поражают не только гармоническим совершенством – прекрасно усвоенными уроками античности, но и работоспособностью. Это было время когда человек брал по максимуму от жизни и требовал по максимуму от себя и в работе, и в развлечениях, и в делах, и в проектах. Зарождающаяся наука ориентировалась на опытное знание, чувственное восприятие, доверяла человеческому разуму. Интересно было впервые вскрывать человеческое тело и разбираться в его устройстве ,проектировать летательные аппараты и с ретортами и пробирками в поисках эликсира молодости и философского камня. Чем больше познавал человек, тем дальше он уходил от гармоничных идеалов античности, тем более нарастало трагедийное, страстное, мятущееся начало в культуре, нашедшее свое стилевое выражение в так называемом барокко.

Барокко неправильно рассматривать лишь с искусствоведческой точки зрения, т.е. как чисто художественное направление, характерное причудливостью, вычурностью формы, сложными композиционными изысками и трагическим, смятенным настроением. Весь мир представлялся человеку эпохи Позднего Возрождения порочным, в нем не было ожидаемой и чаемой гармонии, его раздирали войны, междоусобицы, эпидемии, продолжавшийся террор инквизиции и религиозные и социальные конфликты. В нем было очень трудно ориентироваться человеку, лишенному привычного социального, сословного знака, религиозных установок и жаждущего просвещенным умом объяснить непросвещенную реальность.

 

Культура Нового времени.

В философии Нового времени переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Бэкон провозгласил: «Знание - сила». В плане философии культуры наиболее интересные идеи выдвигаются в философии Просвещения.

Просвещение - особый исторический период, предшествовавший буржуазным преобразованиям, в частности в Англии, Франции, Германии, который называют самой рационалистической эпохой. Этот период отнимает у религии монопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума. Человек сам по себе, по своим природным задаткам и способностям является существом разумным, способным осознать свои собственные возможности и организовать подчиняющееся требованиям разума общество.

Были заново поставлены вопросы о природе и предназначении человека. Они позволили просветителям XVIII в. развить идеи исторического прогресса и сформулировать вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического развития. Так формируется классическая модель культуры, которая позволяет рассматривать культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.

Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. Имея в виду все это множество фактов, Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, пыталось понять сущее как результат активного действия мировых сил (не исключая божественный разум) в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу.

В качестве главного приобретения Просвещения XVIII в. исследователи называют историческое рассмотрение культуры, подразумевая идеи Руссо, Вико и Гердера.

В Новое время возникает светская мораль.

Французский философ Жан Жак Руссо: с развитием наук и искусств разрушается «естественное» состояние людей, деградирует нравственность. Руссо показал, что противоречивость человеческого существования вытекает из противоречивости исторического движения человека от первобытного к цивилизованному состоянию. Наиболее последовательная позиция при общественно-историческом рассмотрении человека принадлежит итальянскому мыслителю Вико.Ему принадлежит идея непрерывного развития человеческого рода («поступательное движение наций»). Он первым выдвинул идею исторического круговорота: все нации проходят в своем развитии три эпохи - век богов, век героев, век людей.

Гердерразум рассматривает не как прирожденный, а как достигаемый человеком. Великое предназначение человека в том и состоит, чтобы в силу своей разумности быть сыном богов, царем земли.

Огромное значение ученияКанта состоит в том, что оно привлекало внимание к свободной, самодостаточной личности, к сфере ценностей и смыслов и культуре кА к выражению гуманистического предназначения человека.

Классическая модель культуры с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила важные дополнения в философии романтизма, в частности немецкого. Шеллингразрабатывал проблемы различия и соотношения отдельных наций.

В трудах Георга Гегеля: основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают как вся духовная культура человечества в целом. Создается универсальная схема развития «мирового духа», реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов, подчиняющиеся всеобщим нормам творческого самопознания мирового духа: та или иная культура воплощает в себе определенный этап самопознания «духа», т.е. каждая культура различается лишь стадиально на пути исторического шествия «духа», «разума». Гегель обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры, лишь входя в сферу всеобщего, включая законы природы и общественного развития. Через философию идет приобщение к культуре.

Карл Маркси Фридрих Энгельс, на место активности духа ставят предметно-практическую деятельность по преобразованию природы. Культура превращается в форму предметно-практической деятельности людей, в то же время она выступает и относительно самостоятельной, специфической сферой, поскольку человек действует целесообразно, обосновывает свои цели и идеалы, отпечаток которых несут результаты его деятельности.

Новое время (XVII-XIX вв.) предложило ряд философских теорий культуры. Понятие культуры разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества и т.д. и постепенно перемещается в центр философских интересов.

35. Культура эпохи Просвещения.

XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса - буржуазии. Просвещение демонстрирует переход от религии к науке. Научное знание распространяется и выходит за пределы университетов, лабораторий , узких кружков и попадает в светские салоны Лондона и Парижа , становится предметом обсуждения людей..

Уверенность в мощи и возможности человеческого разума , в прогрессе науки , создающей условия для экономического и социального благоденствия- сформулированный Бэконом, Гоббсом и Декартом .

В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность , являющуюся результатом труда человека. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли В ольтер, Монтескье , Руссо , французские энциклопедисты Дидро , Гольбах и Гельвеций.

Просветители разработали концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой «Декларации прав человека» принятой в 1789 г. в эпоху Великой французской революции, которая провозглашала свободу личности , слова, совести, равенства всех граждан перед законом .

Развивалась художественная культура , появлялись новые направления, течения, стили , формировался сентиментализм , романтизм и рококо . Развивалась и музыка , огромный вклад в которую внесли Бах, Моцарт , Бетховен…

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Начало эпохи неразрывно связано с Возрождением и Реформацией.

XVIIв. не имеет общепризнанного названия. В этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. В это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы.

XVIIIв. – век Просвещения – самый яркий и показательный этап Нового времени, пронизанный пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. . XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса - буржуазии. Просвещение демонстрирует переход от религии к науке. Научное знание распространяется и выходит за пределы университетов, лабораторий , узких кружков и попадает в светские салоны Лондона и Парижа , становится предметом обсуждения людей..

Уверенность в мощи и возможности человеческого разума , в прогрессе науки , создающей условия для экономического и социального благоденствия- сформулированный Бэконом, Гоббсом и Декартом .

В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность , являющуюся результатом труда человека. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли В ольтер, Монтескье , Руссо , французские энциклопедисты Дидро , Гольбах и Гельвеций.

Просветители разработали концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой «Декларации прав человека» принятой в 1789 г. в эпоху Великой французской революции, которая провозглашала свободу личности , слова, совести, равенства всех граждан перед законом .

Развивалась художественная культура , появлялись новые направления, течения, стили , формировался сентиментализм , романтизм и рококо . Развивалась и музыка , огромный вклад в которую внесли Бах, Моцарт , Бетховен…

 

XIXв. – буржуазный, углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения. XVIII

 

Все Новое время характеризуют мысли И. Канта, который отмечал, что Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Это очень точная характеристика, которая имеет две взаимосвязанные стороны: во-первых, Новое время отличается стремлением освободиться от всяческих предрассудков – религиозных, философских, научных, моральных и т.д. Во-вторых, эта эпоха характеризуется верой в человеческий разум. Именно это время принято называть временем разума, именно оно утверждает веру в то, что человек – разумное существо, в то, что все в природе устроено по разумным законам, что можно построить справедливое человеческое общество, опираясь на те же разумные законы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.