Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Постклассическая(неклассическая) философия к. 19–20 веков(общая характеристика)





Причины перехода к неклассическим типам философствования в 20 веке:

1. Основная причина–к началу 20 века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации(войны, революции).

2. Рационализм(особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт(поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно разрушить.

3. Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической философии–искривленное конечное пространств, относительность Эйнштейна. Развитие науки возвратило природе таинственность. Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа определяет содержание знания, даже если он этого не хочет(субъективность знания носит объективный характер).

С середины 19 века философская классика активно критиковалась. Кьеркегор ставит под сомнение существование рационал.системы, система Ф. связана с конкретным человеком, его взглядами и переживаниями. Человеческое существование трагично и безысходно. Ницше, Зиммель, Бергсон восприняли этот тип философствования.

Конец 19 века–II Мировая война–I период развития неклассической философии

Послевоенные годы(середина XX века)–II период.

Происходит размежевание постклассической философии:

1.ориентированная на сцеинтизм

2.антисцеинтизм.

Сцеинизм – это направление абсолютизирует роль науки в жизни общества, наука – главный стимул общественного прогресса. Стремление придать философским рассуждениям научную форму. Эталон научности – естественные и точные науки.

Проявил себя в позитивизме – Позитивус – положительный, речь шла о положительной науке.

Стадии позитивизма:

1-ый позитивизм – классический – 30 – 90 годы Х1Х века – Огюст Конт создал первую гуманитарную науку – социологию; Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль.

Эмпириокрититцизм – Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Освальд – 1-ый популяризатор научного знания (физический позитивизм) – 70 г. Х1Х – начало ХХ века.

Неопозитивизм (логический позитивизм) – возник благодаря деятельности Венского кружка – Морис Шлипп, Рудольф Карнапп, Карл Поппер, Рассел.

Гносеологические установки позитивизма:

1.Знать можно лишь то, что дано в чувственном опыте. Эксперимент и наблюдение являются основным методом познания.

2.Всякое подлинное знание есть знание фактов, данных в опыте. Факты можно регистрировать, никакое объяснение недопустимо, потому что, объясняя факт, мы вносим дополнительные сущности. В опыте закона нет, поэтому его нужно исключить.

3. Отрицали возможность предсказания при помощи законов, вообще отрицали законы. Предсказание возможно как более широкое описание факта.

Основное внимание обращали на естественные науки, которые называли позитивными, потому что позволяли решать насущные проблемы человечества. Позитивисты критиковали предшествующую философию, но не отрицали ее.

Антисцеинтизм – Шопенгауэр.

1.Наука скрывает истину бытия, умерщвляет бытие.

2.подлинным выражением жизни является противоразумная воля.

3.Подлинным средством постижения истины является не логический анализ, а интуитивное освоение действительности.

 

36. Философия жизни Шопенгауэра.

Философский иррационализм.

Данная ф-фия является противоположной позитивизму. Философский иррационализм – это 1) критика абсолютизации роли человеческого разума в развитии общества. 2) Иррационалисты считают, что чрезмерная вера в человеческий разум ведет к стремлению людей полностью познать законы общества, что в принципе невозможно. 3) Рационализм подталкивает людей к коренному изменению общества, хотя позитивизм тоже был против революции, но иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции. Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы иррационализма являются скрытым источником зла.

Основные положения ф-фии жизни: Главным объектом своей ф-фии иррац. Как и позитивисты считают единое человечество, поэтому иррационализм скрывает другую сторону жизни единого человечества. Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречие разрешается только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этой ф-фии является воля как базисное понятие этой ф-фии. Итак, противоречие между миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия и называется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-во различных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует единого источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является пессимизм, т.е в сущности человек – вещество пессимистическое. Из этого положения 2 основных варианта выхода:1) заключается во внутренней работе человека надо собой и финалом этой работы должна быть выработка безмятежности. 2) В реализации волей во вне за счет попыток людей установить определенных реорганизаций в обществе. Решение главной проблемы человеческой жизни, т.е. 1 обязана не просто волей к жизни, а с волей к власти (к политической), т.е. высшей формой трудоволия является стремление к политической власти, отсюда зарождается идея – бог умер, т.е. возникает вера в политич. Власть, вера в сверхчеловека, т.е. возникает ситуация порождения богов на земле и это является главным средством преодоления человеческого хаоса, создания порядка. Т.о. ф-фия Ницше заключает в себе следующее: вера людей в политику и в политических лидеров является самой опасной человеческой иллюзией, т.е. это обстоятельство связано с созданием богов. В тоже время другого противовеса человеческого хаоса не существует. В сущности ф-фия жизни является самым гениальным предупреждением человечеству и в этом его значение. Не следует считать ф-фию Ницше источником. Т.о. ф-фию жизни можно считать одной из самых высших форм иррациональной ф-фии.

Общие понятия бытия

В системе основных ф-ких категорий таких как движение, материя, пространство и время, отражение, система, информация и др. категории бытие, занимает центральное положение, т.е. из этой категории или клеточки вытекает вся теоретическая ф-фия. Так же как из категории «товар» вытекает экономическая наука., из понятия организма – биологическая наука. В то же время существует противоположное понятие бытию – это не небытие, а понятие ничто, из этого противоречия вытекает понятие качество. Качество есть 1-е ф-кое понятие, в котором отражается определенность конкретность, дискретность и бесконечное разнообразие действительности. Понятие бытие не является безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и идеальности.

Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию.

Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше: «Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек. Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем.

Главная работа – «Мир как воля и представление»

По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё).

Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.

Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.

Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения.

Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

1. Впасть в нирвану, превратившись в ничто (самоубийство)

2. Эгоизм и как высшая стадия эгоизма – злоба, то есть стремление прекратить страдания путём причинения страдания другим.

3. Сострадание, противостоящее эгоизму и злобе, направленное на уменьшение страданий других.

Сострадание бывает отрицательное (не вредить другим) и положительное (помогать другим). Оно не может быть избирательным и не предполагает взаимности. Сострадание – это единственная возможность прорваться сквозь оковы собственного страдания навстречу миру, механизм соединения «Я» и мира.

Способность к состраданию определяет отношение к собственной смерти. Для эгоиста мысль о смерти болезненна, так как он считает, что вместе с ним погибает весь мир. Сострадающий, включённый в жизненный процесс человек, переживает свою смерть как закономерность в цепочке мироздания. Мысль об упорядоченности, глубинном моральном основании мира.

Сострадание есть переворот воли, освобождение от страха за свою жизнь, дверь в свободу.

Философия Шопенгауэра возникает в тот период, когда человек ощутил свою выключенность из ранее существовавшей ценностной иерархии. С разрушением этой иерархии человек получил возможность делать свой собственный выборà автономия индивида, человек сам устанавливает связь с миром.

По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы).

Волюнтаризм Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.