Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История высшего медицинского образования





А начиналось высшее медицинское образование в нашем городе с медицинского факультета при Нижегородском (НГУ).

 

Число врачей среднего мед. персонала совершенно не соответствовало потребности в мед. помощи населению при высоком уровне заболеваемости и частых эпидемиях. Губздравотдел обращался в Наркомздрав с просьбой помочь врачами из оканчивающих мед. вузы. Однако это мало что давало. Выпуски мед. институтов в то время были малочисленны и не обеспечивали потребности на местах. Пытались приглашать медиков из других областей, но это не решало проблему: врачей не хватало повсеместно. Наконец было принято решение готовить врачей у себя, для чего надо было открыть мед. факультет при НГУ, причём сделать это в ближайшее время.

 

21 декабря 1919 года совет НГУ образует факультетскую группу цо созданию медицинского факультета. Председателем группы был назначен про­фессор П ГАврамов. Группа составила смету на 1920 год и объявила конкурс на кафедры двух первых курсов.

Первый приём студентов был проведён одновременно на три курса. На первый курс принимались выпускники школ, на второй – студенты биофака, на третий - лица, имеющие среднее медицинское образование.

Желающих поступить на медфак было много. Отбор шёл по итогам вступительных экзаменов и социальному положению, которому отдавалось предпочтение, особенно выходцам из рабоче-крестьянских классов.

Перед экзаменами проводились беседы с абитуриентами, в ходе которых выявлялся интерес поступающих к медицине, их знания, общее развитие и склонность к профессии врача.

Экзамены включали физику, математику, сочинение. В первое пятилетие существования факультета его деканом был Петр Георгиевич Аврамов. Первые годы существования факультета, преподавание большинства теоретических дисциплин осуществлялось на кафедрах общих и для других факультетов (физика, химия, биология).В дальнейшем были арендованы различные помещения (нынешнее здание облвоенкомата, НИИ химии и др.), а для клинических кафедр д начиная с 3 курса, использовались учебные учреждения города и области. В 20-х годах студенты учились в нелёгких условиях-. Помещения, где читались лекции и проходили практические занятия, не оплачивались. Не хватало учебников: учебник анатомии на 7 человек. Чтобы облегчить положение студентов, многие профессора медицинского факультета написали учебные пособия так, профессор П.Г.Аврамов выпустил книгу «Лекции по диагностике внутренних болезней». B 1925 годы медфак дал первый полный выпуск врачей в количестве 9 человек. К этому времени факультет организационно окреп, пополнился научно-педагогическими кадрами, расширилась его учебно-материальная база.

Становление Горьковского мединститута (довоенные годы).

В мае 1930 года в связи с проходившей в стране реформой высшего образования, на базе медфака НГУ был создан мединститут.

Первым его редактором был Я.С.Моносзон (1930-1931), затем структура института и контингент студентов неоднократно менялись. Были созданы 3 факультета: лечебно-профилактический, педиатрический, санитарно- гигиенический. Пятилетний период обучения заканчивался экзаменами.

Условия работы профессорско-преподавательского состава и студентов в тот период были трудными. Учебных аудиторий было не достаточно.

Клинические кафедры базировались в городских и областных больницах, где условия были сравнительно лучше. Студентам 30-х годов приходилось помимо учебы выполнять дополнительные работы для института. Так, они ездили на станцию Сережа на заготовку дров. Жили там около месяца. Сами валили лес, пилили, кололи и вывозили в институт, Ездили на. заготовку картофеля, торфа: грузили солъ с баржи на берег, работали на строительстве автозавода. Никакой оплаты не было, лишь бесплатное питание - когда выезжали на заготовку дров. Не смотря на трудные условия жизни и работы всего коллектива, в институте активно велась и научная работа. Так, под руководством профессора П.«.Анохина получило начало новое направление физиологии ЦНС - «концепция функциональных систем», позволившее по новому представить многие стороны интегративной деятельности мозга. Под руководством профессора Б.П.Батунина в 1932 г. создается кожно - венерологический институт, директором которого он становиться

Профессор П.Н.Синицын впервые в мире провел операцию по пересадке сердца хладнокровным животным.

Деятельность ГМИ в годы Великой Отечественной войны.

С началом ВОВ перед коллективом ГМИ встали новые задачи, связанные с необходимостью набора студентов, ускоренной подготовке врачей. В эти тяжелые годы институтом руководил проф. К.Г.Никулин.

В 1941г. в институте прошло 2 выпуска. Первый - в июне, в ноябре - досрочный выпуск студентов V курса с призывом в армию. С 3 июля по 6 августа 1941г. из стен мединститута ушло на фронт 23 добровольца - это студенты 2,3,4 курсов.

Прием на первый курс увеличился с 300 до 700 человек. За годы войны институт подготовил 1850 врачей. Из них на лечебно - профилактическом факультете -1393 чел., на педиатрическом - 386, на санитарно - гигиеническом - 71 чел.

Вся деятельность ГМИ была перестроена на режим военного времени. Учитывая большую способность в комплектовании медицинской службы, в программу подготовке будующих врачей был введен ускоренный курс, состоящий в основном из студентов лечебно - профилактического факультета Они обучались в течении 3-х лет и выпускались из стен института досрочно, без сдачи госэкзаменов.

В целом по институту общий объем учебных часов значительно сократился по сравнению с учебным планом мирного времени.

После занятий и в каникулах студенты проходили практику в госпиталях, работали медсестрами и фельдшерами.

 

Деятельность ГМИ с 1945 до конца 80-х годов

В первые послевоенные годы институт решал сложные задачи учебно— методического и материально—технического характера в связи с переходом на 6—летний план подготовки врачей. В этот период на ряде кафедр происходит формирование научных направлений, что явилось продолжением исторических традиций, характерных для ведущих школ страны послевоенных лет: С.И.Спасокукоцкого (кафедра факультетской хирургии, проф. Е.Л.Березов), И.П.Павлова (кафедра физиологии, акад. П.КАнохин, проф. М.А.Усичевич), Н.Н.Лепорского (кафедра факультетской терапии, проф. А.И.Гефтер; кафедра госпитальной терапии, проф. В.Г.Вогралик), В.К.Шевкуненко (кафедра анатомии человека, проф. АП.Азбукин), Н.Н.Бурденко (кафедра нервных болезней, проф. Х.И.Гаркави), А.Н.Сысина (кафедра общей гигиены, проф. П.К.Шифрин, член—корр. АМН СССР И.И.Беляев). А.В.Паладина (кафедра биохимии, проф. Г.Я. Городисская). К концу 80—х годов в институте функционировали дневные лечебный, педиатрический, санитарно—гигиенический, стоматологический, военно- медицинский и лечебный вечерний факультеты. В общей сложности на них обучалось около 5000 студентов.

В 1966 году был создан факультет усовершенствования врачей. За указанный период обучение на факультете прошли около 10000 врачей, Факультет проводил первичную специализацию по рентгенологии и анестезиологии, а также усовершенствование врачей по профессиям: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, социальная гигиена и организация здравоохранения, медико — социальные вопросы охраны материнства и детства иглорефлексотерапия и др.

В основе педагогической, методической и воспитательной работы со студентами лежал принцип подготовки будущего врача, сочетающего в себе высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, владеющего основами медицинской этики и деонтологии. Значительное внимание уделялось развитию и совершенствованию различных форм самостоятельной работы студентов. С 1968 года функционирует музей института и краевой истории медицины, что является одной из форм нравственно-эстетического воспитания студентов, формирования духовно зрелой личности. В музее сформировались 3 основные экспозиции:

История развития медицинского дела и здравоохранения в Нижегородской губернии и Горьковской области;

История развития высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде;

Участие сотрудников института в Великой Отечественной войне.

В течение всего периода деятельности института на его кафедрах и подразделениях велись комплексные научные исследования, которые в итоге сформировались в приоритетные программно—целевые направления:

Сердечно—сосудистые заболевания (артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, хирургическое лечение болезней сердца);

Злокачественные новообразования и вопросы общей хирургии;

Материнство и детство;

Физиология и патология нервной системы;

Регенерация, адаптация, гомеостаз;

Инфекционная патология и иммунология;

Социально—гигиенические и экологические проблемы охраны и укрепления здоровья населения.

 

Деятельность Нижегородской медицинской академии с конца 80-х годов по настоящее время.

В 1987 году выборы ректора Горьковского медицинского института прошли на качественно новой основе. Впервые в истории медицинских вузов страны руководитель вуза был не назначен, а избран на альтернативных условиях представителями трудового коллектива студентов и сотрудников ГМИ. Им стал доктор медицинских наук, профессор В.В.Шкарин, являющийся в настоящее время академиком Евроазиатской Академии медицинских наук, Академии естественных наук России и Академии медико-технических наук.

В 1992 году открылся и стал функционировать факультет обучения иностранных студентов (ФОИС), на котором в настоящее время проходят обучение около 190 студентов из более чем 20 стран мира. В 1996 году в составе лечебного факультета было сформировано русско-немецкое отделение и в связи с этим проведен набор студентов с достаточно высоким уровнем знаний немецкого языка. В процессе учебы студенты вышеназванного отделения будут осваивать ряд предметов на немецком языке с участием преподавателей с медицинского факультета Эссенского университета (Германия). По окончании института они получат дипломы и сертификаты международного образца. По договоренности с тем же германским университетом ежегодно на кафедрах Нижегородского медицинского вуза и на ряде клинических баз проходят стажировку студенты медицинского факультета города Эссена.

С 1989 года стал внедряться принцип целевой подготовки на основе хозрасчета по прямым договорам с промышленными предприятиями города и области с компенсацией материальных затрат вуза на подготовь молодых специалистов.

В 1995 вместо военно-медицинского факультета открылся первый в стране военно-медицинский институт пограничных войск, студенты которого в течение 4-х лет будут проходить обучение в стенах нашего вуза.

В 2000 году открылся фармацевтический факультет.

В 2001 году открылся факультет Высшего сестринского образования.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.