Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование и педагогика. Педагогика как наука. Теоретические предпосылки образования.





Образование и педагогика. Педагогика как наука. Теоретические предпосылки образования.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Джон Локк (1632-1704) в Англии, растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;
  • в области управления воспитательными и образовательными системами;
  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

 

Общепедагогические понятия. Цели и задачи, методы и функции педагогики, категории педагогики. Объект и предмет науки.

Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;
  • в области управления воспитательными и образовательными системами;
  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

 

Функции педагогики:

  • описательная;
  • объяснительная;
  • диагностическая;
  • прогностическая;
  • проективно-констрктивная;
  • преобразовательная.

Основные категории педагогики:

  • воспитание;
  • обучение;
  • образование;
  • педагогическая деятельность;
  • педагогический процесс;
  • самообразование;
  • самовоспитание;
  • личность;
  • деятельность;
  • развитие;
  • формирование;
  • социализация;
  • педагогическая система;
  • педагогическая технология.

На современном этапе педагогика – это обширная наука, которая превратилась в разветвленную систему научных знаний, включает философию образования, история педагогики, дошкольную педагогику, специальные отрасли (тифто-, сурдо-, олигофренопедагогика).

Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования (Гессен С.И., 1995. С. 36).

Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. Это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действи­тельности, избранной в качестве объекта изучения.

 

История педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина
  • Общество.

Педагогическая философия. Образовательные парадигмы: когнитивно- информационная, личностная, культурологическая, компетентностная. Уровневая гармонизация педагогических парадигм.

Табл. 1. Современные парадигмы образования

Система образования
Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующая в течение исторического периода
Социальный подход (базируется на принципе культуросообразности) Антропологический подход (базируется на принципе природосообразности)
Логика образовательного процесса
Передача социального опыта ребенку (от программ - к ребенку) От ребенка к программам
Личностно-отчужденная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
Потребности, способности ребенка не учитываются Учет потребностей, способностей ребенка
Социально-ориентированная парадигма
Учет требований всех заказчиков, в том числе и ребенка

Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества,самореализации,рефлексии.
Функции личностного подхода:

-охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);

-опора (помощь в самоутверждении);

-помощь в становлении положительной Я - концепции.

Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н.,

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

Человек, увидевший в ребенке проявление его сущностных сил и переживаний невыразимость ее человеческим языком для постижения другими. Человек, написавший целую библиотеку работ об узнаваемых событиях, таких, как мышление, человек, о котором написана целая библиотека работ…. И эти скромные страницы.

 

Пиаже интересовало теоретическое и экспериментальное исследование качественного развития интеллектуальных структур. Его труды отличаются от работ других специалистов в этой области интересом именно к интеллекту, а не к другим свойствам психической реальности.

Пиаже изучает структуру интеллекта, отделяя ее от функции и содержания.

 

Структура личности

Под структурой личности в отечественной психологии подразумевается набор определенных качеств, из которых, в конечном итоге, складывается целостный облик человека. Среди ведущих отечественных психологов нет единого мнения, какие же именно качества характера являются основными составляющими структуры личности, поэтому существует несколько жизнеспособных версий. Все они основаны на личностных чертах индивида, и имеют как некоторое сходство между собой, так и различия.

Так, Рубинштейн основными составляющими структуры личности считал характер, направленность и способности человека. Другие психологи, например, Мясищев, Ананьев, Мерлин, считали, что к вышеперечисленным характеристикам структуры личности необходимо добавить темперамент, который и будет являться базовым.

Каждая теория, изучающая, что же такое структура личности, основана на изучении личностных черт человека, личностных факторов и типологических теориях. Кроме психологов горячее участие в определении структуры личности приняли персонологи, основоположником которых является Оллпорт. Именно он уделял особое внимание личностным чертам, сравнивая поведение различных людей.

Рассмотрев множество мнений, можно сделать вывод, что основополагающими характеристиками личности будут являться устойчивость, целостность и активность. Под устойчивостью подразумеваем относительно постоянные свойства личности, например, одна и та же реакция в схожих ситуациях. Под целостностью личности подразумеваем неразделимость свойств и психических процессов, которые образуют единую структуру. А активностью называем способность индивида участвовать в общественной жизни, производить преобразования, имеющие общественно значимый характер, способность развиваться и совершенствоваться. Эти черты составляют основу структуры личности.

При массовости охвата воспитанников классно-урочная система позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением воспитанием.

Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т. п.

Групповые формы целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным - относятся урок, школьная лекция, семи­нар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие, которые ниже будут рассмотрены подробно. Групповая внеучебная работа про­водится с учащимися одного или разных возрастов, объединен­ными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортив­ные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных «Почемучка» и т.п.); совершенствования трудо­вых умений и навыков и развития технического творчества («Уме­лые руки», конструкторский, авиамодельный кружки и т.п.); раз­вития художественных способностей (танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб и т.п.); совершен­ствования спортивного мастерства и укрепления здоровья (спортив­ные секции, сборные школы); активизации общественной деятельности

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетании с дополнительными занятиями. В по­следние годы широкое распространение получает индивидуаль­ная работа с учащимися в форме репетиторства по всем или не­которым учебным предметам. Индивидуальная внеурочная воспи­тательная работа организуется с целью развития способностей, склонностей и дарований отдельных учащихся.

Дополнительное образование (внешкольная образовательная воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через детские дома творчества, детские технические, натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправление и т.п.

Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В отечественной литературе термин «научное образование» появляется благодаря ученым начала XX столетия – К.А. Фортунатову, С.И. Гессену, В.И. Вернадскому; дальнейшее развитие понятие «научное образование» получило у педагогов и философов конца XX – начала XXI вв. – С.В. Власовой, В.С. Леднева, А.В. Новицкой и др.

 

Известный русский педагог К.Д. Ушинский хотя и не использовал в своих трудах

термин «научное образование», тем не менее одним из первых в России заговорил о

Интеллектуально активной личности. Поэтому в процессе обучения существенно не только то, что ученик усваивает знания, но и то, как он их усваивает. В этом – диалектическое единство формы и содержания научного образования.

Э.И. Маносзон правомерно подчеркивает, что «формирование научного мировоззрения возможно лишь тогда, когда знания об объективном мире усваиваются сознательно, т. е. когда учащиеся понимают сущность изучаемых явлений, закономерности их развития, причинно-следственные связи, умеют творчески применять полученные знания к решению вновь возникающих перед ними учебных и практических задач» первое важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения – это активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы понятий, т. е. проблемное учение

 

Научное образование – это и сам процесс образования, сопровождающийся и осуществляемый с помощью научных методов, способов, приемов обучения; это и ценность современного цивилизованного общества, и результат, целью которого является формирование научного стиля мышления современного человека, формирование творческих способностей личности. Если свести определяющие признаки научного образования в единое целое и иметь в виду определение «образования» в законе Российской Федерации «Об образовании», то можно предложить рабочий вариант определения данного понятия. Научное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является формирование научного стиля мышления личности посредством освоения научными методами научного опыта человечества для самореализации и

Эвристическое обучение.

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

 

Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.

 

Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

 

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.

 

2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.

 

3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

 

В эвристическом обучении есть одна главная особенность – изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.

 

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.

 

Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

 

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу.

 

Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

 

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.

Исследовательский подход в образовании.

Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

 

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

 

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

 

-воспитание познавательного интереса;

-создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

-развитие интеллектуальной сферы личности;

-формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

-развитие познавательной активности и самостоятельности.

 

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

 

-во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

-в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

-в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

-в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

-в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

 

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

 

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

 

На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.).

 

Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

 

-дидактический анализ темы

-предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода

-изучение материала крупным блоком

-организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.

 

Развитию у студентов навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

 

Исследовательская деятельность студентов рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков.

 

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности студентов, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.

 

Если рассматривать деятельность с личностной точки зрения, то необходимо осознать единство интериоризации – формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности, и экстериоризации, т.е. реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Продуктом исследовательской деятельности студента являются не только, а может быть, и не столько знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.

 

Сформировать у студентов необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).

 

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

 

- учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

 

 

24. Сущность и содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

 

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем:

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.

 

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание

 

Сущность оптимального управления заключается в обеспечении эффективного управленческого воздействия субъекта на объект управления при наиболее рациональном использовании сил и средств в конкретных условиях и реальной управленческой ситуации.

Уровень оптимальности определяется оценкой реальной управленческой деятельности руководителя с заданным критерием оптимальности. Следовательно, оптимизация управленческой деятельности заключается в приведении ее реального состояния в соответствие с критерием оптимальности.

 

Стиль управленческой деятельности руководителя отражает его индивидуальный почерк в реализации своих функций. Он представляет собой устойчивую систему характерных подходов и способов управления, сформированных под воздействием внешних и внутренних факторов в определенном виде деятельности.

 

Индивидуальность стиля проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности (методы, приемы, принципы и т. п.), которая детерминирована следующим:

индивидными качествами и психологическими особенностями (ее направленность, характер, тип темперамента, способности и др.);личностными мировоззренческими взглядами, мотивами,уровнем профессионального мастерства в области социального управления. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления, и средовые факторы, влияющие на деятельность.

 

В стиле проявляются черты, манеры, привычки, вкусы, склонности человека. Стиль отражает индивидуальность личности, подчеркивает ее самостоятельность и неповторимость. Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительна, поскольку стилю обычно присущ и динамизм. Такой взгляд на проблему подчеркивает своеобразие личности руководителя, его индивидуальность. Однако особенности личности руководителя при всей их значимости не исчерпывают всех аспектов стиля.

 

Стиль современного руководителя обладает такими свойствами, как адаптивность – способность адекватно приспосабливаться к ситуации; гибкость – применение того или иного типа стилей в зависимости от возможностей руководителя, особенностей объекта и возмущающих факторов среды; социальная ориентированность – кроме экономических показателей каждый руководитель несет определенную меру социальной ответственности перед людьми, обществом.

Обязательным критерием в кадровой работе является наличие и степень развития установленных качеств личности руководителя. Подход с позиций личных качеств оправдан тем, что подчеркивает наличие субъекта в управленческой деятельности, хотя не следует забывать о других её элементах.

Поведенческий подход отмечает, что стиль управления зависит не столько от личностных качеств, сколько от манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным. Стили руководства в зависимости от степени делегирования своих полномочий подчиненным подразделяются по континууму на авторитарный, демократический и либеральный. Ориентация руководителя на выполнение задач или на человека, забота о человеческих отношениях – все это стиль управления.

В качестве вывода следует отметить, что результаты проведенного анализа позволили установить, что требования, предъявляемые к управленческой деятельности руководителя (менеджера), обусловлены сложным комплексом реальных условий и факторов. Они по взаимосвязи детерминируют управленческую деятельность руководителя на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях.

Управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы».

Общие требования к управлению воспитательным процессом

Классный руководитель должен:

  • владеет основами знаний общей психологии;
  • умеет выработать систему индивидуальной работы по основным направлениям воспитания;
  • знает принципы, содержание, методы, средства и формы воспитательного процесса;
  • имеет целостные представления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
  • понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
  • умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
  • психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
  • готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.

 

Методы воспитания:

  • метод убеждения;
  • метод упражнений (поручений): задания на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха;
  • метод оценки и самооценки;
  • сознательное и планомерное воздействие на индивида и коллектив класса в целом;
  • наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (классный руководитель) и объектом управления (учащиеся);
  • надежность, то есть способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях;
  • устойчивость, то есть способность поддерживать намеченный режим деятельности педагога, несмотря на внешние и внутренние факторы.
  • управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением постановленной цели.

Образование и педагогика. Педагогика как наука. Теоретические предпосылки образования.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Джон Локк (1632-1704) в Англии, растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;
  • в области управления воспитательными и образовательными системами;
  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.