Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принцип ставит во главу угла человека, его творческие способности, и поэтому можно го-





ворить о теории образования К.Д. Ушинского как о теории научного образования. Специфика его взглядов состояла в ориентации не на научную картину мира (хотя в одном из

основных его трудов «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» глубоко научно рассматриваются вопросы физиологии, анатомии человека, проводится анализ теории Ч. Дарвина и др.), а на гуманитарную составляющую процесса воспитания и образования ребенка Исходя из этого, можно предположить, что образование получало научную основу уже в середине XIX века благодаря трудам К.Д. Ушинского.

Именно с того времени принцип научности должен был становиться принципом не только естественного, но и гуманитарного образования.

 

К.А. Фортунатов считал, что только в творческой научной работе учащийся может получить настоящее образование. С.И. Гессен анализировал понятие и сущность научного образования с позиций целеполагания. Он считал, что целью научного образования является выработка у учащихся научного стиля мышления, а само научное образование понимал как главный метод обучения.

 

В силу своей комплексности научное образование носит «сквозной» характер, оно сопровождает или должно сопровождать каждого обучающегося во всех образовательных учреждениях на протяжении всего его обучения. Для реализации данной позиции необходимо разрабатывать интегрированные образовательные программы как в школах, так и в профессиональных образовательных учреждениях. Для достижения главной цели формирования научного стиля мышления и развития творческих способностей необходим синтез (интеграция) гуманитарного и естественно-научного знания на всех уровнях образования. Целесообразность интеграции науки и образования на современном этапе

в виде научного образования должна найти отражение в реальной практике образовательного процесса в нашей стране. Данное требование воплощается в ФГОС нового поколения в системе общего и профессионального образования.

 

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся.(Также вопрос 23)

Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования:

выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, и логические рассуждения, и собственные выводы. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод. В настоящее время исследовательский метод применяется на всех уровнях образования с учетом возрастных особенностей обучающихся.

 

В наше время, безусловно, надо вносить изменения в классическое школьное образование, которое уже более века сохраняет свою форму. Предметы изучения, видимо, должны строиться не по отдельным дисциплинам, а по проблемам. Эту идею проговаривал еще В.И. Вернадский.Поэтому задача школы – готовить человека по модели не того, что было, а того, что может быть. Школа должна сочетать элементы консерватизма, основанные на традициях нашего образования и менталитета, с теми изменениями, которые появляются с развитием сегодняшней культуры.

Формирование научного стиля мышления – это в первую очередь формирование

Интеллектуально активной личности. Поэтому в процессе обучения существенно не только то, что ученик усваивает знания, но и то, как он их усваивает. В этом – диалектическое единство формы и содержания научного образования.

Э.И. Маносзон правомерно подчеркивает, что «формирование научного мировоззрения возможно лишь тогда, когда знания об объективном мире усваиваются сознательно, т. е. когда учащиеся понимают сущность изучаемых явлений, закономерности их развития, причинно-следственные связи, умеют творчески применять полученные знания к решению вновь возникающих перед ними учебных и практических задач» первое важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения – это активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы понятий, т. е. проблемное учение

 

Научное образование – это и сам процесс образования, сопровождающийся и осуществляемый с помощью научных методов, способов, приемов обучения; это и ценность современного цивилизованного общества, и результат, целью которого является формирование научного стиля мышления современного человека, формирование творческих способностей личности. Если свести определяющие признаки научного образования в единое целое и иметь в виду определение «образования» в законе Российской Федерации «Об образовании», то можно предложить рабочий вариант определения данного понятия. Научное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является формирование научного стиля мышления личности посредством освоения научными методами научного опыта человечества для самореализации и

Творческого развития личности и удовлетворения потребностей общества.

Научное образование должно пониматься как целенаправленный процесс обучения

И воспитания на основе современных достижений науки и техники, технологий с целью

Получения знаний и формирования умений, а также формирования общекультурных и

Профессиональных компетенций в современном постиндустриальном обществе для личной самореализации и развития общества в целом.

Принцип научности, провозглашенный в антропологическом принципе, как нельзя

лучше отражает реалии сегодняшнего дня. Научность – это способ и качество современного образования, критерий креативности и цивилизованности личности. Принцип научности в образовании предлагается определить следующим образом: это процесс формирования способностей обучающегося самостоятельно анализировать и систематизировать знания, явления и события окружающего мира, а также ориентироваться в жизни

(быть компетентным), применяя самостоятельно и плодотворно получаемые таким образом знания, умения и навыки.

23 Эвристическое обучение. Исследовательский подход в образовании.

Эвристическое обучение.

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

 

Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.

 

Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

 

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.

 

2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.

 

3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

 

В эвристическом обучении есть одна главная особенность – изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.

 

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.

 

Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

 

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу.

 

Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

 

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.

Исследовательский подход в образовании.

Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

 

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

 

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

 

-воспитание познавательного интереса;

-создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

-развитие интеллектуальной сферы личности;

-формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

-развитие познавательной активности и самостоятельности.

 

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

 

-во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

-в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

-в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

-в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

-в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

 

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

 

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

 

На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.).

 

Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

 

-дидактический анализ темы

-предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода

-изучение материала крупным блоком

-организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.

 

Развитию у студентов навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

 

Исследовательская деятельность студентов рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков.

 

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности студентов, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.

 

Если рассматривать деятельность с личностной точки зрения, то необходимо осознать единство интериоризации – формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности, и экстериоризации, т.е. реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Продуктом исследовательской деятельности студента являются не только, а может быть, и не столько знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.

 

Сформировать у студентов необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).

 

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

 

- учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

 

 

24. Сущность и содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

 

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем:

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.

 

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.