Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.





ВОПРОСЫ по психологии личности

Что такое личность?

 

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения.

Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил

Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

 

Общие положения теоретических определений личности:

· В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.

· В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

· В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

· В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

 

Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.

 

Почему психология использует разные понятия в определении личности?

 

Являясь объектом изучения, личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином "личность", необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.

 

Какова структура личности?

 

Структура личности:

1. Направленность -проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; В основе направленности человека лежат его потребности.

Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности

· Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

· Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления.

· Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.

· Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

· Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и образцом для советских людей всегда служит образ великого Ленина.

· Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием

2. Индивидуально-типологические особенности - проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.

· Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность овладеть определенным видом деятельности и успешно ее осуществлять.

· Темперамент – формально-динамическая характеристика психической деятельности индивида, которая указывает на его общую активность, эмоциональность и на особенности его моторики (отвечает на вопрос, как эти действия выполняет человек).

· Характер – устойчивые способы поведения и реагирования индивида (что именно человек делает в той или иной ситуации).

· Воля – сознательная активность, направленная на преодоление трудностей и препятствий. Волевые качества – дисциплинированность, настойчивость, выдержка (самообладание), самостоятельность, ответственность, решительность, смелость, инициативность, организованность.

3. Знания, умения и навыки;

 

 

Личность и личностный рост.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала (усилия самого человека). Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно.

Условия: Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими».

Ядром личностного потенциала является «Я-образ», который формируется в совместной деятельности с другими людьми.

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений во внутреннем мире состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит. Во внешнем мире - Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Результат: Личностный рост способствует формированию целостной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и планами.

Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Более развитая личность прежде всего попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт. Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми. Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других.

 

Я» концепция личности.

 

«Я-концепция»(«Я-образ») - внутреннее представление личности о себе. Суть данной концепции состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я», то, каким индивид себя видит в настоящем, прошлом и будущем. «Я–концепция» формируется в результате взаимодействия человека с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения. Она предпологает относительно стабильную систему представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная (самооценка) — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:

1. Я–физическое как схема собственного тела;

2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;

3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.

Функции Я- концепции:

1) Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.

2) Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3) Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

 

 

Функции самосознания

· Самопознание – получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

· Саморегуляция поведения.

 

 

21. Основные теории личности в зарубежной психологии:

а) - психодинамическая теория Фрейда З., Адлера А., Юнга К. основа психоанализа.

б) - феноменологическая теория К.,Роджерса, А.Маслоу.

в) - теория черт личности Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кеттелл.

г) – бихевиористические теории личности Б.Скиннер. Д. Уотсона.

д)- когнитивная теории личности Д. Келли.

е) – социально-когнитивная теория А.Бандура, У. Мишел.

ж) – гуманистический психоанализ К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм.

з) – трансперсональная психология – С.Гроф, К.Вилбер.

и) – йога, дзэн, суфизм.

к) – экзистенциальная психология Р.Мэя.

 

И) - йога, дзэн, суфизм.

Дзен

Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр. духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собств. господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личн. в процессе систематич. тренировки ума.

Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции чел. раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств., "самонеосознанным". Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а "наитием", т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью "чувствовать" ситуацию. Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность в результате систематич. практики "Дхьяна-дзен", что означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от др. ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как "облако, кочующее в небе" и выражается в форме "недействия", "незанятости", что явл. не просто "спокойствием ума", а особого рода "несхватыванием ума". В дзен-буддизме считается, что совершенный чел. пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.

Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определ. направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.

В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный вост. ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной "бездонной пропасти", "тишиной грома", в которой исчезают все контрасты и условности. Считается, что чел., следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личн. через раскрытие истины, заключенной в глубине человеч. природы.

Ролло Мэй.

Он пришел к выводу, что причиной неврозов являются не проблемы из прошлого пациента (фиксации либидо, нарушенные объектные отношения и т. п.), а те проблемы, которые он не может решить в настоящий момент.

Массовая культура, поощряющая конформистские тенденции в обществе, приводит к тому, что современные люди подавляют в себе чувство бытия, связанное со всем опытом их существования, как сознательным, так и бессознательным. Между тем людям жизненно необходимо ощущать свое бытие в мире и иметь основной «Я-существую» опыт.

С точки зрения Мэя, психически нормальный человек способен находить конструктивные пути для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть, создающий творческое напряжение. Согласно этому исследователю, имеется множество окружающих миров — столько же, сколько людей. «Мир является структурой смысловых отношений, в которых существует личность и в образе которого она соучаствует». Мир включает в себя прошлые события, которые существуют не объективно, а в зависимости от отношения индивида к ним, от того смысла, который они для него имеют, и возможности индивида. Человек все время как бы «достраивает» свой мир.

Мэй выделяет три «основных модуса мира».

1. Первый, «внешний мир», представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду; включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный.

2. Второй, «совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развивается. Сущность человеческих отношений заключается во взаимном изменении. Значимость взаимоотношений зависит от того, насколько индивид ценен, важен, привлекателен для партнера. Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы зависит то, какое значение имеют для них эти группы.

3. Третий, «внутренний мир» -уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания; лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Именно он определяет индивидуальное отношение к вещам и людям. Три вида бытия взаимосвязаны.

Для Р. Мэя нормальными характеристиками человеческой личности являются тревога и вина. Человек уязвим по отношению к природе, болезни, смерти, следовательно, быть человеком, значит, быть тревожным. Экзистенциальная вина за неумение жить в соответствии со своим потенциалом, причинение вреда близким также является положительной конструктивной эмоцией, т.к. позволяет увидеть различие между тем, что есть и тем, что должно быть.

 

22.Теории личности в отечественной психологии:

а) поведенческое направление – И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М.Бехтерев.

б) – культурно-историческое направление Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов,

в) – деятельностный подход – С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов.

г) – психология установки – Д.Н.Узнадзе.

д) – комплексный подход – Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев,

е) – Системный подход – К.Платонов, А.В.Петровский, Братусь Б.С, Бодалев А.А., Реан А.А., Кон И.С., К.А.Абульханова-Славская.

 

 

Павлов

И. П. Павлов подразделял типы личности согласно изучаемой им нервной системы человека. Он долгое время исследовал деятельность коры головного мозга, его возбуждаемость, торможение, силу и сменяемость. В результате чего выделил такие типы личности:

· сильный, неуравновешенный тип личности. Согласно первому типу, человек имеет большую работоспособность, но очень агрессивный. Холерик.

· сильный, уравновешенный, подвижный тип личности. Ко второму относится человек с большой выносливостью, спокойный, быстро справляющийся со всеми поставленными задачами. Сангвиник.

· сильный, уравновешенный, инертный тип личности. Третий тип тоже выносливый, но не склонен менять свои привычки и легко приживаться в новых условиях. Флегматик.

· слабый тип личности. Четвертый тип очень эмоциональный, тяжело справляется с сильными нагрузками, быстро устает. Меланхолик.

Сеченов

Сеченов Иван Михайлович разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие 'центрального торможения'- тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.Работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности. Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения Сеченов распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой.

 

 

б) культурно-историческое направление Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов,

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Л.С.Выготский)

 

Выготскийговорит, чтосреда выступает в качестве источника психического развития. Информация о том, каким должен стать человек той или иной эпохи, каким будет его поведение, интеллект, личность содержится и хранится в социальной среде в виде продуктов культуры и людей – носителей этой культуры.

Особенности отношения ребенка со средой: ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно присваивает себе все достижения человечества, овладевая ими; деятельность ребенка, его активность является опосредованным отношением ребенка и взрослого, который является посредником между ребенком и социальной средой.

Выготский говорит о том, что в психическом развитии велика роль обучения. Создавая определенную среду, взрослый помогает ребенку направить свою активность на те элементы действительности, которые в данный возрастной период ребенок способен усвоить, для которых имеются природные предпосылки.Обучение ведет за собой развитие

Основной закон развития ВПФ - любое психологическое новообразование возникает в начале в совместной деятельности со взрослым, как функция интерпсихическая, а затем интериоризуется, присваивается ребенком, как функция интрапсихическая. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.

 

 

А.Г.Асмолов

Развиваясь в конкретно-исторических условиях «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

 

Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению.

 

Можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространство личности.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — предпосылки и основание жизни личности в обществе.

Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, в ходе жизни обозначается переход от режима употребления, усвоения культуры к режиму овладения его ради созидания образа жизни.

 

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента:

· индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,

· социально-исторический образ жизни как источник развития личности и

· совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности. Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. индивидно-типические свойства человека: морфологическая и биохимическая конституция, нейродинамические особенности нервной системы и функциональная асимметрия полушарий головного мозга, темперамент. Индивидные свойства в любом случае не сами по себе оказывают влияние на развитие личности, а опосредствуются через способы осуществления действий человека, т. е. через операциональный состав его деятельности

Ключом к пониманию механизма движения личности в системе общественных отношений является продуктивно разрабатываемая в обществознании категория «социально-исторический образ жизни». Субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления.

Жизненный путь личности — это путь становления се индивидуальности - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение

Мировоззрение представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности

 

 

Рубинштейн

В. Рубинштейн. «Сознание и деятельность». Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Основные положения С.Л.Рубинштейна

· все психические процессы должны описываться с позиции личности.

· любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, кот у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий.

· единство сознания и деятельности, тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека, основу которых образует деятельность и в результате выводится формула: изменяя мир- человек изменяется сам.

Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психол. модальности деятельности - потребности, способности, направленность.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.

Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной. Человек является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.

Леонтьев

По мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями».Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека - физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Хорошо известна метафора А.Н.Леонтьева о двух рождениях личности. Личность «рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз — когда возникает его сознательная личность» (там же, с.211). Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя ка







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.