|
З) - трансперсональная психология - С.Гроф.Трансперсональтаная психология – психология предельных способностей, экстрасенсорных возможностей. Разум можно сравнить с голограммой. Каждая часть голограммы несет информацию о целом. Гроф доказывает, что, хотя все мы представляем собой отдельные индивидуальности, наш разум содержит не только личный опыт, но и универсальные модели (паттерны) и истины. Гроф описал следующие характерные особенности опытов с психоделиками: ощущение преодоления пространства и времени; ощущение преодоления различий между материей, энергией и сознанием; преодоление разрыва между индивидом и внешним миром. Гроф разделил опыты с психоделиками на четыре категории: абстрактные, психодинамичные, перинатальные и трансперсональные. 1. Абстрактные опыты - это главным образом переживания, связанные с органами чувств, необычно яркое восприятие цвета или звуков. 2. Психодинамичные опыты - это ожившие эмоционально окрашенные воспоминания; переживания, имеющие символический смысл, подобные тем образам, которые мы видим в своих снах. 3. Перинатальные опыты - переживания, связанные с рождением и смертью. Гроф говорит, что процесс рождения имеет четыре стадии. Первая начинается с периода, предшествующего началу схваток. Развивающийся ребенок спокойно лежит в утробе матери. Эта стадия ассоциируется с ощущением безграничности и с такими символами, как, например, океан. Вторая стадия, начало схваток, ассоциируется с тревогой и угрозой, ощущением западни. Во время третьей стадии ребенок продвигается по родовому каналу. С этой стадией может ассоциироваться борьба за существование, сильное давление и ощущение удушья. Четвертая стадия - это саморождение ребенка, борьба, которая в конце концов заканчивается освобождением и релаксацией. Сюда же можно отнести ассоциации с созерцанием прекрасного или света, чувство освобождения или спасения, а также переживания, связанные со смертью и новым рождением. 4. Трансперсональные опыты, связанные с чувством, что наше сознание простирается за пределы границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми." Гроф утверждал, что эти четыре уровня взаимосвязаны. Гроф разработал технику Holotropic Breathwork, дающую возможность входить в состояния сознания, подобные тем, какие бывают в результате воздействия психоделиков. И) - йога, дзэн, суфизм. Дзен Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока. Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр. духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собств. господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личн. в процессе систематич. тренировки ума. Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции чел. раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств., "самонеосознанным". Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а "наитием", т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью "чувствовать" ситуацию. Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность в результате систематич. практики "Дхьяна-дзен", что означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от др. ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как "облако, кочующее в небе" и выражается в форме "недействия", "незанятости", что явл. не просто "спокойствием ума", а особого рода "несхватыванием ума". В дзен-буддизме считается, что совершенный чел. пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит. Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определ. направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях. В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный вост. ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной "бездонной пропасти", "тишиной грома", в которой исчезают все контрасты и условности. Считается, что чел., следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личн. через раскрытие истины, заключенной в глубине человеч. природы. К) - экзистенциальная психология Р.Мэя. Ролло Мэй. Он пришел к выводу, что причиной неврозов являются не проблемы из прошлого пациента (фиксации либидо, нарушенные объектные отношения и т. п.), а те проблемы, которые он не может решить в настоящий момент. Массовая культура, поощряющая конформистские тенденции в обществе, приводит к тому, что современные люди подавляют в себе чувство бытия, связанное со всем опытом их существования, как сознательным, так и бессознательным. Между тем людям жизненно необходимо ощущать свое бытие в мире и иметь основной «Я-существую» опыт. С точки зрения Мэя, психически нормальный человек способен находить конструктивные пути для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть, создающий творческое напряжение. Согласно этому исследователю, имеется множество окружающих миров — столько же, сколько людей. «Мир является структурой смысловых отношений, в которых существует личность и в образе которого она соучаствует». Мир включает в себя прошлые события, которые существуют не объективно, а в зависимости от отношения индивида к ним, от того смысла, который они для него имеют, и возможности индивида. Человек все время как бы «достраивает» свой мир. Мэй выделяет три «основных модуса мира». 1. Первый, «внешний мир», представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду; включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный. 2. Второй, «совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развивается. Сущность человеческих отношений заключается во взаимном изменении. Значимость взаимоотношений зависит от того, насколько индивид ценен, важен, привлекателен для партнера. Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы зависит то, какое значение имеют для них эти группы. 3. Третий, «внутренний мир» -уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания; лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Именно он определяет индивидуальное отношение к вещам и людям. Три вида бытия взаимосвязаны. Для Р. Мэя нормальными характеристиками человеческой личности являются тревога и вина. Человек уязвим по отношению к природе, болезни, смерти, следовательно, быть человеком, значит, быть тревожным. Экзистенциальная вина за неумение жить в соответствии со своим потенциалом, причинение вреда близким также является положительной конструктивной эмоцией, т.к. позволяет увидеть различие между тем, что есть и тем, что должно быть.
22.Теории личности в отечественной психологии: а) поведенческое направление – И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М.Бехтерев. б) – культурно-историческое направление Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов, в) – деятельностный подход – С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов. г) – психология установки – Д.Н.Узнадзе. д) – комплексный подход – Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, е) – Системный подход – К.Платонов, А.В.Петровский, Братусь Б.С, Бодалев А.А., Реан А.А., Кон И.С., К.А.Абульханова-Славская.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|