Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международная Комиссия по большим плотинам, СИГБ





51.

БАЛТРЭЛ (BALTREL- Baltic Ring Electricity Co-operation Committee)

Международный Комитет по сотрудничеству электроэнергетических компаний, организаций и энергообъединений региона Балтийского моря - "БАЛТРЕЛ", был учрежден 25 мая 1998 г. руководителями 17-ти электроэнергетических компаний (включая РАО "ЕЭС России") и организаций из 11-ти стран региона Балтийского моря. В настоящее время Председателем Комитета является Юргис Вилемас (Литва) Генеральным секретарем Комитета БАЛТРЕЛ назначен Рамунас Бикульциус (Литва). Сейчас члены БАЛТРЭЛ насчитывают 16 компаний и организаций.

Поскольку Комитет БАЛТРЭЛ не является юридическим лицом, а функции центрального офиса поочередно выполняют компании-члены БАЛТРЭЛ, выплата каких-либо членских взносов не предусмотрена, и каждая сторона несет свою долю расходов по участию в общей работе. В прошлом часть исследований, проводимых БАЛТРЭЛ, получала частичное финансирование из Европейской Комиссии. В настоящее время такое финансирование не осуществляется.

Основной задачей Комитета является содействие интеграции национальных энергосистем Балтийского региона для достижения положительных результатов, отвечающих общегосударственным интересам всех участвующих сторон. С этой целью в рамках существующей в настоящее время структуры БАЛТРЭЛ создана рабочая группа для регулярного обмена информацией по вопросам влияния развития рынков электроэнергии на безопасность энегоснабжения.

В период до 2002 года функции центрального офиса БАЛТРЭЛ выполняла шведская компания Ваттенфал. В этот период в рамках БАЛТРЭЛ были проведены серьезные исследования в области объединения электрических сетей стран Балтийского кольца. Были разработаны и частично инкорпорированы некоторыми национальными энергосистемами проекты "Сетевого кодекса" и "Кодекса планирования развития сетей", а также ряд других проектов. Представители РАО "ЕЭС России" и дочерних компаний и институтов участвовали в разработке данных документов и в деятельности рабочих групп Комитета и его исполнительных структур. Затем БАЛТРЭЛ возглавляла финская компания Фортум. В этот период основная исследовательская и информационная работа была направлена на разработку перечня проектов межсистемных связей между странами Балтийского региона. Такой перечень на данный момент скомпонован. Следующей компаний, выполнявшей роль центральго офиса была "Латвэнерго".

В настоящее время представители РАО "ЕЭС России" участвуют в рабочей группе БАЛТРЭЛ. Встречи группы и заседания Комитета проходят один раз в год. Российская сторона организовывала заседания Комитета БАЛТРЭЛ в 2003 году в Москве и в 2005 годy в Санкт-Петербурге.

е7 – международная организация, основанная в 1991 г. и объединяющая страны из «Группы восьми». В состав е7 входят 10 крупных энергокомпаний (American electric power (США), Enel (Франция), Hydro Quebec (Канада), РАО «ЕЭС РОССИИ» и т.д.

в 2005 году – вступление РФ. Основные задачи организации – выработка общей политики устойчивого развития электроэнергетики, организация диалога в сфере охраны окр. Среды, глобализации, социальной политики, развития элекроэнергетических рынков, оказание помощи развивающимся странам. За время существования е7 проработала и (или) осуществила инвестиционные проекты в Бенине, Буркина-Фасо, Нигере, Кении, Бутане, Боливии, Чили, Эквадоре, Индонезии и т.д. Регулярно проводятся образовательные семинары, обучающие программы по вопросам повышения энергоэффективности и др. профильным темам.

УЦТЕ – европейский союз по координации передачи электроэнергии.

Координирует интересы операторов высоковольтных сетей в 16 Европейских странах. UCTE -- энергообъединение европейских стран, одно из крупнейших энергообъединений в мире. Основано в 1951 году. До 30 июня 1999 года — UCPTE.

UCTE включает в себя энергосистемы Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Голландии, Западной Дании, Швейцарии, Люксембурга, Словении, Хорватии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Греции, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии и Черногории, Албании, Болгарии, Румынии. Великобритания и Ирландия связаны между собой и с UCTE подводными кабельными линиями постоянного тока. Гл.цель союза – гаранитировать надежность работы объединенных энергосистем. В настоящее время РФ расширяет свои контакты с Союзом и взаимодействует с ним через другие международные структуры. С 1 июля 202 году параллельно с UCTE-1 функционирует западная энергосистема Украины. Предполагается впоследствии рассмотреть вопрос синхронизации с UCTE энергосистемы Турции, сделавшей соответствующий запрос.

МТП Международная торговая палата (Всемирная организация бизнеса) — это влиятельная, независимая, некоммерческая международная организация со штаб-квартирой в Париже. Созданная в 1919 году по инициативе наиболее известных представителей бизнеса, палата объединяет десятки тысяч предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира. Членство в МТП осуществляется через национальные комитеты и напрямую. Членами организации являются более семи тысяч предприятий и 1 600 союзов и ассоциаций, представляющих деловые круги всего мира из всех отраслей экономики. Ключевым видом деятельности МТП является создание унифицированных правил, стандартов и обобщение международной практики ведения деловых операций, а также активное участие в процессе изменения национальных законодательств в интересах развития бизнеса, торговли и инвестиций.

В феврале 1999 года руководством МТП совместно с российским правительством было принято решение о создании Национального комитета МТП в России. Международная торговая палата в качестве своей приоритетной задачи в России выделяет пропаганду международных правил, практики и этических норм ведения бизнеса с целью облегчения процесса международной интеграции.

Участие РАО "ЕЭС России" в деятельности Палаты в качестве полноправного члена призвано свидетельствовать о том, что компания готова следовать в своей деятельности международным правилам и принципам, стремится принимать активное участие в формировании правил и принципов международного бизнеса, заявляет о своей открытости, а также о стремлении к сотрудничеству на международном уровне. Работа в МТП позволяет устанавливать прямые контакты с компаниями-членами Всемирной организации бизнеса, с международными экспертами в соответствующей отрасли, с международными экспертами в других областях деятельности, с представителями международных объединений и союзов, являющихся членами МТП, с представителями международных организаций и объединений.

Высшим органом Российского национального комитета (НК) является Общее собрание членов (Совет), созываемое 1 раз в год. Руководство деятельностью Российского национального комитета осуществляется Правлением НК, являющимся постоянно действующим коллегиальным органом Российского национального комитета. В состав правления входят по должности Председатель НК и Генеральный секретарь. Членами Российского национального комитета являются как крупнейшие ассоциации и организации, так и представители среднего и малого бизнеса Российской Федерации. Члены национального комитета работают в постоянно действующих комиссиях, организованных так же, как и в Париже, по отраслевому принципу. Основными направлениями деятельности Национального комитета МТП в России выбраны следующие виды деятельности:

работа с российским правительством и парламентом в области законодательства;

проведение семинаров и конференций по наиболее актуальным вопросам ведения бизнеса, а также презентации с целью представления наиболее важных продуктов МТП, таких как Инкотермс-2000, UCP 500, унифицированные правила, кодексы и типовые контракты;

организация регулярных тематических встреч российских предпринимателей-членов МТП с членами правительства и парламента России, с предпринимателями и политическими лидерами других стран, с такими структурами, как Всемирный банк, ОЭСР, ЕБРР и другими, а также с частными фондами и банками;

развитие кооперации и партнерских отношений с правительственными организациями других стран, с наиболее активными и влиятельными национальными комитетами других стран, с инвестиционными банками, фондами, компаниями и межправительственными программами;

создание информационной базы по инвестиционным программам, обеспечение доступа к информационным базам других международных организаций; и др.

РАО "ЕЭС России" выплачивает МТП ежегодный членский взнос. Представители РАО "ЕЭС России" принимают участие в годовом собрании и других мероприятиях, проводимых МТП. Участие в МТП предоставляет дополнительную площадку РАО "ЕЭС России" для реализации стратегических целей в области внешних связей.

СИГРЭ создан в 1921 году. Россия вступила в СИГРЭ в 1923 году. Как и МИРЭС, эта организация является крупнейшей международной неправительственной научно-технической организацией в сфере электроэнергетики. Членами СИГРЭ в настоящее время являются около 80 стран. Члены выплачивают ежегодные членские взносы.

Структура, принципы и методы работы СИГРЭ аналогичны МИРЭС. Можно отметить, что эти две международных организации, - МИРЭС и СИГРЭ, - по принципам организации во многом явились прообразом многих других международных организаций, в большом количестве возникавших во 2-й половине ХХ века и не только в сфере энергетики.

Членство России в СИГРЭ осуществляется через Российский национальный комитет СИГРЭ (РНК СИГРЭ), в который кроме РАО "ЕЭС России" входят ЦДУ ЕЭС, ФСК ЕЭС, Российская Академия наук, ряд региональных энергокомпаний и практически все крупные НИИ и проектно-изыскательские институты электроэнергетики и электротехники. Руководящая структура РНК СИГРЭ практически такая же, как и у РНК МИРЭС, т.е. в нее входят председатель РНК СИГРЭ, его заместители, исполнительный секретарь, члены Президиума РНК СИГРЭ. РНК СИГРЭ прошел реорганизацию: он зарегистрирован в качестве юридического лица, и с членами официально подписаны договоры о членстве.

Центральное бюро СИГРЭ расположено в Париже (Франция). Генеральный секретарь СИГРЭ – г-н Жан Коваль (Франция). Президент – г-н Ив Филион (Канада). Главным мероприятием СИГРЭ является пленарная сессия, проводимая 1 раз в 2 года в Париже. Предыдущая 41-я сессия СИГРЭ состоялась в августе-сентябре 2006 года. Следующая 42-я сессия по традиции состоится в 2008 году в Париже.

Помимо пленарных сессий в Париже, СИГРЭ в разных странах проводит специальные тематические научно-технические симпозиумы и региональные конференции, организуемые с помощью соответствующих исследовательских комитетов СИГРЭ (всего их 15) и национальных комитетов стран-членов СИГРЭ (всего таких комитетов создано 53). Ряд таких конференций был организован в России РНК СИГРЭ при поддержке РАО "ЕЭС России".

В руководящих органах СИГРЭ (Исполком, Административный совет, Технический комитет), в большинстве исследовательских комитетов и ряде рабочих групп представлены и ведут работу специалисты РАО "ЕЭС России" и его дочерних предприятий и институтов. Техническая структура СИГРЭ охватывает практически все сферы электроэнергетики и электротехники: генераторы, трансформаторы, высоковольтную аппаратуру, оборудование постоянного тока, электротехнические материалы, кабельные линии, высоковольтные подстанции и линии электропередачи, изоляцию, релейную защиту, влияние электромагнитных полей, помехи, связь, планирование развития энергосистем, переходные режимы и устойчивость, диспетчерское управление режимами работы энергосистем и др.

Принят стратегический бизнес-план развития СИГРЭ до 2010 года. Он интересен тем, что, сохраняя в основе деятельности СИГРЭ ее инженерно-техническую сущность, в нем ставятся задачи распространить интересы СИГРЭ на исследования специфики региональных проблем развития электроэнергетики, дать оценку и найти пути наиболее эффективного содействия со стороны инженерно-технической общественности процессам либерализации в энергетике, а также привлечь внимание новых управляющих энергокомпаний, занятых преимущественно экономическими и финансовыми вопросами, к инженерно-техническим проблемам развития энергетики.

World Energy Council, WEC, МИРЭС - крупнейшая международная неправительственная энергетическая организация, созданная по инициативе энергетиков Великобритании и ряда других экономически и промышленно развитых стран Европы и Северной Америки в 1923 году. В 1924 году в Лондоне состоялся 1-й конгресс МИРЭС, в котором приняла участие Россия, ставшая официальным членом этой международной энергетической организации. Штаб-квартира МИРЭС расположена в Лондоне. Генеральным секретарем МИРЭС в настоящее время назначен Джеральд Дусе (Канада) а председателем является Андрэ Кайе (Канада). С ноября 2007 функции председателя переходят к Пьеру Гадоннексу (Франция).

Начав как международная организация профессиональных электроэнергетиков и поставив своей задачей изучение наиболее эффективных путей преобразования имеющихся энергетических ресурсов с целью максимального получения полезной энергии для использования человеком и обществом, МИРЭС во второй половине ХХ века превратилась в крупнейшую международную организацию, охватывающую все виды энергии и энергоресурсов, - нефть, газ, уголь, электроэнергию, возобновляемые источники энергии, технологии их преобразования и все проблемы социально-экономического развития и экологии так или иначе связанные с энергетикой.

В настоящее время членами МИРЭС являются около 100 стран. Членство стран в МИРЭС в соответствии с Уставом и Правилами процедуры МИРЭС осуществляется через национальные комитеты, представляющие энергетические интересы стран или территорий, отвечающие уставным требованиям МИРЭС и выплачивающие ежегодные членские взносы, определяемые уровнем развития энергетики стран и различающиеся по категориям.

Членство России в МИРЭС осуществляется через Российский национальный комитет МИРЭС (РНК МИРЭС), в который входят РАО "ЕЭС России", РАО Газпром, российские нефтяные компании, Союз углепромышленников России, Российская Академия наук и целый ряд других российских энергетических компаний и организаций, а также известных российских ученых и специалистов в качестве индивидуальных членов. В структуру руководства РНК МИРЭС входят председатель РНК МИРЭС, его заместители, ответственный исполнительный секретарь РНК МИРЭС, члены Бюро РНК МИРЭС, как правило, возглавляющие секции РНК МИРЭС по отдельным направлениям.

СССР, а затем Россия, начиная с 1950-х гг., активно участвует в работе МИРЭС. Представительные российские делегации в составе крупных руководителей отраслей ТЭК России известных и авторитетных специалистов-энергетиков регулярно участвуют в конгрессах МИРЭС. Один из конгрессов МИРЭС состоялся в Москве в 1968 году. В качестве признания вклада России в деятельность МИРЭС в разные годы на руководящие посты избирались видные российские руководители и ученые.

Структура МИРЭС включает руководящие органы (Исполнительная ассамблея, Административный комитет, Программный комитет и Комитет по исследованиям) и свыше 20 исследовательских и технических комитетов, и в некоторых из них представлены специалисты РАО "ЕЭС России", его дочерних предприятий и предприятий ТЭК России. Заседания комитетов МИРЭС проводятся 1-2 раза в год.

Главным мероприятием МИРЭС является конгресс, проводимый 1 раз в 3 года. Конгрессы проводятся в разных странах. Предыдущий 19-й конгресс МИРЭС состоялся в сентябре 2004 года в Сиднее (Австралия). На этом Конгрессе в качестве основного докладчика и модератора на одном из пленарных заседаний выступил Председатель Правления РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайс. 20 конгресс МИРЭС состоится в 2007 году в Риме (Италия).

Деятельность МИРЭС направлена на содействие экономическому развитию и мирному использованию энергетических ресурсов для максимального блага всех стран и регионов мира. Сфера исследовательских интересов МИРЭС на национальном и международном уровнях охватывает: оценку потенциальных энергетических ресурсов и средств их производства, транспортировки, преобразования и использования во всех аспектах; взаимозависимость и взаимовлияние энергопотребления и экономического роста в глобальном, региональном и национальном аспектах; социальные и экологические аспекты энергоснабжения и энергопотребления; сбор и публикацию информации по всему спектру исследований энергетики, представляющих интерес для МИРЭС на национальном, региональном и глобальном уровнях; организацию и проведение конгрессов на регулярной основе для обмена знаниями и информацией по всем аспектам энергетических исследований, представляющих интерес для МИРЭС; оказание максимального содействия всем заинтересованным организациям и институтам, занимающимся проблемами энергетики на всех уровнях, входящих в сферу деятельности МИРЭС. В последние годы, особенно после своего 18-го конгресса (Аргентина, Буэнос-Айрес), МИРЭС усиливает внимание к направлениям исследований проблем региональной энергетической стратегии, развития доступа беднейших стран к энергии, формирования глобальной информационной энергетической базы данных, либерализации электроэнергетического сектора, экологической безопасности.

Россия активно участвует в развитии данных направлений, как через Российский национальный комитет МИРЭС, так и на уровне прямых контактов между компаниями и Мировым энергетическим Советом. Так, с 2005 года по настоящее время РАО "ЕЭС России" является Патроном МИРЭС (участником "Программы патронажа") и в этом качестве направляет средства на проведение исследований по интересующей компанию тематике: 1) Развитие рынков электроэнергии в Европе и 2) Перспективы развития электроэнергетики в ряде стран Средней Азии.

Китай — электроэнергетика

Благодаря низкой цене и наличию больших запасов уголь является основным сырьем для выработки электроэнергии в Китае (порядка 90%).

Мы предполагаем, что к 2030 г., несмотря на рост эффективности энергопотребления, спрос на производство электроэнергии в Китае увеличится более чем вдвое. Хотя и не столь высокими темпами, как прежде, использование угля в Китае в прогнозный период будет по-прежнему увеличиваться — на в 2,3% в год.При наличии в Китае крупных угольных запасов, обеспечивающих стране стабильный источник энергоснабжения, и при условии отсутствия значительных прямых затрат на снижение выбросов углерода или выплату налога на выбросы парниковых газов, вполне вероятно, что в обозримом будущем уголь останется в Китае основным источником топлива для электроэнергетики.

Потребление природного газа также будет увеличиваться и достигнет 4% от всего рынка (1,1 млн барр. НЭ / сут.), помогая удовлетворить максимальный спрос с одновременным снижением вредного воздействия на окружающую среду в городах. Продолжится устойчивый рост использования атомной энергии; к 2030 г. он составит 13% (2% в 2005 г.). Гидроэлектростанции являются наиболее заметным источником возобновляемой энергии для выработки электричества в Китае, и их использование будет расширяться. Более широко будет применяться энергия ветра.

В целом на долю Китая придется более одной трети мирового увеличения спроса на электроэнергию в период с 2005 по 2030 г. Такая динамика принципиально отличается от положения дел в США, где прогноз роста спроса очень умеренный. Хотя общий спрос на электроэнергию в США в 2030 г. будет выше (20,2 млн барр. НЭ / сут. против 18,6 млн барр. НЭ / сут. в 2005 г.), он снизится приблизительно до 16% от общемирового производства электроэнергии (с 23% в 2005 г.).

В настоящее время структура генерирующих мощностей КНР такова. Около 80% вырабатываемой электроэнергии в Китае обеспечивают угольные ТЭС, что связано с наличием крупных угольных месторождений в стране. 15% обеспечивают ГЭС, 2% приходится на АЭС и по 1% на мазутные, газовые ТЭС и иные электростанции (ветровые и пр.). Что касается прогнозов, то в ближайшем будущем (2020 г.) роль угля в китайской энергетике останется доминирующей, однако существенно увеличится доля атомной энергии (до 13%) и доля природного газа (до 7%)1, применение которого позволит существенно улучшить экологическую обстановку в стремительно развивающихся городах КНР.

Контроль над электроэнергетикой КНР сегодня продолжает оставаться в руках государства. В 2002 г. в Китае начались масштабные реформы в электроэнергетической отрасли. Согласно проекту реформирования в этой области, было реализовано отделение правительственных органов от предприятий и отделение электростанций от электросетей. Кроме того, было осуществлено формирование конкурентных региональных рынков электроэнергии, создание системы подачи заявок на доступ к сети, формирование розничного тарифообразования в соответствии с требованиями рынка и т.д.

В том же 2002 г. была организована Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики (ГКРЭ). К ее компетенции, в частности, относятся: общее регулирование электроэнергетики КНР; разработка нормативно-правовой базы отрасли; участие в разработке планов развития электроэнергетики; мониторинг работы рынков, надзор за конкуренцией на рынке и регулирование неконкурентных видов генерации и передачи электроэнергии; участие в разработке технических стандартов и нормативов; контроль за экологией; рекомендации по ценообразованию; исполнение указаний Государственного совета в области электроэнергетики (ЭЭ), и т.д.

Организационно-техническая структура ЭЭ КНР такова. В секторе генерации электроэнергии работают 5 групп компаний, образованных в результате реорганизации Государственной энергетической корпорации по принципу равномерности распределения активов. Эти группы компаний контролируются китайским правительством, и их доля в общей выработке составляет 39%. 45% генераторных мощностей принадлежат региональным госкорпорациям. 10% составляют иные национальные генерирующие компании и 6% принадлежат независимым организациям.

ЭЭ Китая имеет свои специфические особенности. Дело в том, что запасы угольных ресурсов страны расположены в северной и северо-западной части Китая. Кроме того, 3/4 гидроресурсов расположены в юго-западной части Китая. В то же время 2/3 энергопотребляющих мощностей КНР сосредоточено в центральной и восточной части Китая. Именно здесь индустрия наиболее развита. Таким образом, расстояние между энергоисточниками и центрами нагрузки обычно составляет 800-3000 км. Чтобы удовлетворить непрерывно растущую потребность китайской промышленности в электроэнергии, необходимо строить мощные высоковольтные ЛЭП для обеспечения межрегиональных перетоков энергии на большие расстояния.

Еще одной специфической особенностью ЭЭ КНР является следующее. Традиционно энергокомпании КНР управлялись руководством провинций, что привело к развитию энергосетей с относительно слабыми межрегиональными связями. Этим обстоятельством, в свою очередь, оказалось обусловлено появление энергоизбыточных и энергодефицитных провинций. Современная энергетическая политика КНР состоит в преодолении данной ситуации и создании единой национальной энергосистемы. Так, в 2010 г. в Китае была введена в строй ЛЭП напряжением 800 кВ, соединяющая провинции Юннань-Гуандун. По этой ЛЭП излишки энергии из провинции Юннань направляются в промышленно развитую, но энергодефицитную провинцию Гуандун.

Планом реформ в области ЭЭ КНР предусматривается создание трехуровневой рыночной структуры – национального рынка, региональных рынков и рынков электроэнергии на уровне провинций.

Концепция национального рынка предусматривает двусторонние сделки по межрегиональной торговле электроэнергией. Предусматривается также, что крупные производители получат возможность прямого выхода на общенациональный уровень, минуя уровни региональные. Задачей национального рынка является обеспечение межрегиональных перетоков энергии из энергоизбыточных провинций в энергодефицитные.

Действующая на сегодняшнее время концепция региональных рынков предполагает, что генерирующие компании в дополнение к обслуживанию локальных потребителей, могут подавать заявки на рынок региона, а компании, снабжающие розничных потребителей, могут докупить электроэнергию на региональном рынке в случае дефицита на рынке провинции. Основным фактором, ограничивающим сделки на региональном уровне, являются перегрузки на ЛЭП, соединяющих провинции внутри одного региона.

Провинциальные рынки основаны на модели «единого закупщика». Аукционы здесь проводятся 1-2 раза в месяц, причем в большинстве случаев заявки могут подаваться лишь на 30% вырабатываемой электроэнергии, а оставшаяся часть электроэнергии отбирается по принципу обеспечения равного количества часов выработки за год.

В ходе проведения реформ Госплан КНР резко ограничил линию номинальных мощностей выпускаемых энергоблоков и предписал ориентироваться только на базовые блоки с единичной мощностью 600 МВт. Это решение позволило предприятиям и проектным институтам перейти на производство типовых решений и обеспечить выпуск заготовок без привязки к какой-либо конкретной станции, а строительно-монтажным организациям - резко сократить сроки монтажа и пуска новых блоков. Производство типовых блоков позволило китайским предприятиям уже в период с 2002 по 2008 гг. увеличить выпуск основного энергетического оборудования более чем в 3 раза.

За период 2002-2008 гг. в Китае было введено в строй свыше 495 ГВт новых мощностей (из них угольных станций более 390 ГВт). Всего до 2020 г. китайское правительство запланировало ввод 950 ГВт генерирующих мощностей. Сооружение такого количества генерирующих мощностей потребует инвестиций в размере около $400 млрд.

Пока китайское правительство вкладывает колоссальные средства в электроэнергетику собственной страны, китайские корпорации скупают энергетические активы по всему миру. К примеру, в 2009 г. они потратили на эти цели $21 млрд. Так, в августе 2009 г. французская Electricite de France (EDF) договорилась о продаже своих распределительных сетей в Великобритании гонконгской компании Cheung Kong Infrastructure Holdings, принадлежащей миллиардеру Ли Ка Шину. Последний выложил за них почти $9 млрд., что оказалось на 45% выше первоначальной цены.

В декабре 2010 г. китайская корпорация China Huaneng Group купила 50% американской электрогенерирующей компании InterGen за $1,23 млрд. По сообщению Bloomberg, в результате сделки китайцы получили контроль над 12 электростанциями в Великобритании, Нидерландах, Мексике, Австралии и Филиппинах. China Huaneng Group является одной из ведущих электроэнергетических компаний Китая. В ее ведении находятся 154 электростанции в КНР и Сингапуре суммарной мощностью 104,38 ГВт. В последние годы Huaneng активно приобретает энергетические мощности по всему миру. Покупка InterGen стала вторым по величине приобретением China Huaneng Group после покупки ей сингапурской Tuas Power за $3.1 млрд. в 2008 г. Стоит напомнить, что валютные резервы КНР к марту с.г. составили $3.04 трлн., что является хорошей предпосылкой для выхода китайских предприятий на зарубежные рынки. Снижение стоимости зарубежных активов из-за кризиса предоставляет китайским компаниям замечательные возможности для скупки активов по всему миру.

Южная Корея

Регулирование отрасли

Регулирование электроэнергетической отрасли в Южной Корее осуществляется Корейской электроэнергетической комиссией (Korean Electricity Comission - KOREC, далее – Комиссия), созданной в апреле 2001 года при Министерстве коммерции, промышленности и энергетики (Ministry of Commerce, Industry and Energy – MOCIE, в настоящее время – Министерство интеллектуальной экономики (Ministry of Knowledge Economy).

Основными задачами Комиссии являются: создание конкурентной среды для электроэнергетических компаний, разрешение вопросов, затрагивающих права энергопотребителей, и урегулирование споров, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике.

 

Комиссия состоит из девяти членов, включая Председателя Комиссии, назначаемого Президентом Южной Кореи по рекомендации Министра интеллектуальной экономики.

В компетенцию Комиссии входят следующие вопросы:

принятие стандартов и правил, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике;

контроль за соблюдением генерирующими компаниями установленных отраслевых правил;

урегулирование споров между генерирующими компаниями или потребителями и генерирующими компаниями;

мониторинг недобросовестного поведения электроэнергетических компаний и проведение расследований выявленных случаев недобросовестного поведения;

введение конкуренции в электроэнергетической отрасли путем приватизации крупнейших генерирующих компаний, являющихся дочерними компаниями KEPCO, и создания распределительного сектора в электроэнергетике (реализация приостановлена).

Структура электроэнергетики

25,2 % генерирующих мощностей в Южной Кореи принадлежит компании Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP), которая является дочерней компанией государственной компании KEPCO (Korean Electric Power Company).

62,2 % генерации принадлежат пяти другим дочерним компаниям KEPCO: Korea South East Power Co., Ltd. (KOSEP), Korea Midland Power Co., Ltd. (KOMIPO), Korea Western Power Co., Ltd (WP), Korea Southern Power Co Ltd (KOSPO) и Korea East-West Power Co. Ltd. (KEWP).

Остальные 12,6 % генерации находятся в собственности частных генерирующих компаний.

Реформа отрасли

До начала реформы электроэнергетики функции производства, передачи, распределения и поставки электроэнергии монопольно выполняла государственная компания KEPCO.

В ходе реформы функция производства электроэнергии была отделена от KEPCO. На базе генерирующих активов KEPCO были созданы 6 дочерних генерирующих компаний: KHNP, KOSEP, KOMIPO, WP, KOSPO и KEWP. Кроме того, право на участие в торговле на рынке электроэнергии получили независимые производители электроэнергии, однако компания KEPCO сохранила монополию на покупку электроэнергии на рынке.

Базовый план реформирования электроэнергетики Южной Кореи был утвержден в 1998 году и предусматривал поэтапный переход к конкурентному рынку:

1 этап (2000 – 2002 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, в рамках которого цена на электроэнергию определяется на основе затрат на производство электроэнергии;

2 этап (2003 – 2008 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, на котором цена на электроэнергию определяется на основе ценовых заявок производителей и потребителей электроэнергии;

3 этап (начиная с 2009 года) – розничная конкуренция.

В 2000 году была создана Корейская электроэнергетическая биржа (Korea Power Exchange, KPX), основной задачей которой является управление электроэнергетическим пулом.

2001 год стал годом начала функционирования электроэнергетического пула.

Несмотря на первоначальные планы, переход ко второму этапу реформы электроэнергетики так и не состоялся: рынок электроэнергии Южной Кореи до сих пор функционирует как электроэнергетический пул, в котором покупатели не участвуют в ценообразовании.

В 2009 году по инициативе Правительства Южной Кореи был запущен проект по изучению возможных вариантов реформирования электроэнергетики, результаты которого должны стать основой для принятия решения о дальнейшем направлении развития отрасли.

В условиях приостановки реформирования действующая модель электроэнергетического пула продолжает дорабатываться с целью улучшения условий конкуренции между производителями электроэнергии.

Так, до 2007 года правила электроэнергетического пула предусматривали применение разных цен на электроэнергию и мощность для «базовой» генерации (атомные, гидро- и угольные электростанции), в структуре затрат которой значительную роль играют постоянные затраты, и «небазовой» генерации с высокими переменными затратами на производство электроэнергии (электростанции на СПГ и мазуте). В 2007 году маржинальная цена на электроэнергию для «базовой генерации» была заменена на регулируемую рыночную цену, а платеж за мощность для «базовой» генерации был снижен до уровня платежа за мощность для «небазовой» генерации. В 2008 году регулируемая рыночная цена для «базовой» генерации была отменена с целью унификации ценообразования для всех типов электростанций.

Для решения задачи совершенствования модели рынка при KPX создан Комитет по изменению правил функционирования рынка, разрабатывающий и представляющий на утверждение Комиссии предложения по изменению правил рынка.

Рынки электроэнергии

Моделью рынка электроэнергии Южной Кореи является электроэнергетический пул с единым покупателем.

Функции коммерческого оператора по управлению электроэнергетическим пулом выполняет электроэнергетическая биржа KPX.

Помимо функций коммерческого оператора KPX также выполняет функции системного оператора, к которым относятся, прежде всего, управление электрическими сетями и обеспечение надежного функционирования энергосистемы. Кроме того, KPX осуществляет долгосрочное планирование развития генерации и электрических сетей с целью обеспечения надежности поставок электроэнергии и предоставляет участникам рынка и потребителям электроэнергии информацию, необходимую для принятия бизнес-решений.

В состав участников электроэнергетического пула входят производители электроэнергии (по состоянию на 2009 год - 6 дочерних генерирующих компаний KEPCO и 295 частных генерирующих компаний) и единый закупщик электроэнергии (KEPCO).

В соответствии с действующими правилами электроэнергетического пула цены на электроэнергию определяются KPX на основе представленных генераторами сведений о фактических затратах на производство электроэнергии, которые ежемесячно проверяются и утверждаются отдельно по каждому генератору Комитетом по оценке затрат на производство электроэнергии.

Цена на электроэнергию складывается из системной маржинальной цены и платежа за мощность. Системная маржинальная цена определяется по цене наиболее дорогого генератора, необходимого для покрытия прогнозируемого объема энергопотребления в соответствующем торговом периоде. Платеж за мощность выплачивается генераторам, объявившим о своей готовности к выработке электроэнергии в течение дня.

 

Для определения рыночной цены на электроэнергию KPX составляет прогноз энергопотребления на торговые сутки и ежедневно до 10:00 дня, предшествующего торговым суткам, получает от генераторов заявки с указанием доступной генерирующей мощности на торговые сутки.

В соответствии с действующими правилами функционирования электроэнергетического пула генераторы указывают в своих заявках только максимальный объем доступной генерирующей мощности на следующие сутки и не указывают цену.

Используя информацию о затратах генераторов, прогноз энергопотребления и сведения о доступной генерирующей мощности, KPX составляет торговый график и рассчитывает системную маржинальную цену, руководствуясь принципом минимизации системных переменных затрат. При этом в торговом графике системная маржинальная цена рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить баланс производства и потребления электроэнергии для каждого часа торговых суток.

Генераторы, подавшие заявки с предложением доступной генерирующей мощности, получают платеж за мощность, компенсирующий постоянные издержки на производство электроэнергии, независимо от того, будут ли они фактически участвовать в производстве электроэнергии.

Функционирование рынка электроэнергии обеспечивается комплексной компьютерной Системой управления рынком, которая состоит из системы подачи заявок, системы составления торгового графика, системы коммерческого учета, системы финансовых расчетов и системы распространения рыночной информации.

Для обеспечения соответствия модели рынка меняющимся условиям ведения бизнеса, эффективного и справедливого функционирования рынка электроэнергии и управления э







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.