Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» – основа нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета





Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» – один из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учета на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нем сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов.

Государственное регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь обеспечивает единообразие ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверность отражения и своевременность поступления учетной и отчетной информации, обеспечение единых принципов исчисления налогов и сборов.

Влияние государства на экономические отношения различно в разных странах. Однако ни одно государство мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учета, данные которого используются для расчета налогооблагаемой базы; поступление налогов в бюджет государства – это принципиальная основа его существования.

Изменение социально-экономических отношений, происшедшее в 90-х гг. ХХ в., потребовало внесения существенных корректив в основные положения, на которых базировалась вся система организации бухгалтерского учета в государстве в целом и субъектах хозяйствования в частности. Переход к рынку существенно повысил роль руководителя и главного бухгалтера организации, изменил их функции и установил отношения между ними: успешная работа предприятия может осуществляться только на принципах единоначалия, когда все решения принимает руководитель предприятия, а работники выполняют его распоряжения.

Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» установлено, что руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии. В его обязанности входит:

§ наем работников бухгалтерии;

§ выделение соответствующих требованиям, нормам охраны труда и техники безопасности помещений;

§ оснащение необходимыми средствами производства рабочих мест работников бухгалтерии.

Руководитель организации должен обеспечить:

§ неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками требований главного бухгалтера по соблюдения правил ведения бухгалтерского учета путем издания соответствующих приказов, распоряжений, утверждения положений об отделах, должностных инструкций и т.п.;

§ надлежащую постановку оперативного учета материальных ценностей и обязательств, что позволит своевременно и достоверно отражать хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» руководителям организаций дано право принимать решение о структуре и штате бухгалтерии, способах ведения бухгалтерского учета. В зависимости от объема учетных работ в организации бухгалтерская служба может создаваться как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Ведение бухгалтерского учета может осуществляться бухгалтером, состоящим в штате предприятия, специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем. При определенных условиях руководители унитарных частных предприятий имеют право лично вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Кроме того, ведение бухгалтерского учета может быть передано организации, оказывающей услуги по бухгалтерскому учету.

Главный бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в его компетенцию входят:

§ постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

§ формирование учетной политики организации;

§ составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

§ Как отмечалось выше, в условиях рыночных отношений изменилось положение главного бухгалтера в организации. В соответствии с действующим законодательством главный бухгалтер не является государственным контролером на предприятии (как это определено в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 г. № 59) и освобожден от обязанности сообщать в письменной форме руководителю вышестоящей организации или другим органам государственного управления о нарушениях, допускаемых, по его мнению, руководителем организации.

§ В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером в соответствии с письменным распоряжением руководителя, который несет полную ответственность за последствия совершения таких операций. Главному бухгалтеру должны быть предоставлены все документы, оформленные надлежащим образом и не противоречащие действующему законодательству.

§ Указанные выше положения учитывают опыт экономически развитых стран и способствуют укреплению рыночных отношений в Республике Беларусь. Важным шагом в этом направлении становится организация внутрихозяйственного учета в соответствии с рекомендациями международных стандартов финансовой отчетности.

§ Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 перед Министерством финансов Республики Беларусь поставлена задача по созданию национальной системы бухгалтерского учета, основанной на принципах международных стандартов.

§ Идея создания признанных во всем мире стандартов бухгалтерского учета возникла на научной конференции в Гааге. В 1973 году был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), куда вошли ученые нескольких стран. Предложения Комитета носят рекомендательный характер, цель которых – максимально сблизить национальные системы бухгалтерского учета экономически развитых стран. Комитетом приняты стандарты учета, получившие в русскоязычных странах название «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Однако в научной среде нет единого мнения, касающегося правильности данного перевода. Теоретики и практики бухгалтерского учета в США и Канаде не признают эти стандарты и считают, что американская система GAAP лучше подходит для использования в странах развитой экономики.

§ Российские же экономисты посчитали возможным использование опыта европейских стран. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 была принята программа, предусматривающая переориентацию национальной системы бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с требованиями рыночной экономики и принципами, изложенными в МСФО. Тем не менее в последующие годы многие российские экономисты признали преимущества американской системы ведения бухгалтерского учета над европейской и все чаще при разработке национальной системы учитывают опыт США.

§ Однако необходимо учитывать, что каждое государство обеспечивает ведение бухгалтерского учета исходя их особенностей национальной экономики, действующей системы налогообложения, социальных и политических интересов. Ни одна страна Европы не перешла и не предусматривает переход на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по МСФО. Переход на МСФО возможен только в банковской системе, что обеспечивается разветвленностью сети банков в разных странах и однотипностью осуществляемых ими операций. Игнорирование США международных стандартов финансовой отчетности ставит под сомнение применение их крупными транснациональными корпорациями.

§ На методологическом совете по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Республики Беларусь, в состав которого входят главные бухгалтеры министерств и других органов государственного управления, главные бухгалтеры ведущих предприятий, ученые, были рассмотрены предложенные Министерством финансов Республики Беларусь принципы развития бухгалтерского учета, основанные на МСФО. Все постановления Министерства финансов Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности учитывают рекомендации, заложенные в МСФО. Первым нормативным правовым актом, в котором нашли отражение основные принципы ведения бухгалтерского учета, и стал Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

§ Так как Республике Беларусь необходимо реформировать систему бухгалтерского учета и отчетности с учетом современных требований, за основу можно принять опыт, накопленный экономически развитыми странами как Европы (МСФО), так и США, Канады (GAAP) и других стран.

§ Особая роль в сближении системы бухгалтерского учета Республики Беларусь с системами бухгалтерского учета других стран развитой рыночной экономики принадлежит науке. Ученые должны провести детальный анализ всех элементов системы бухгалтерского учета зарубежных стран, рекомендации теоретиков и практиков, в том числе изложенных в международных стандартах финансовой отчетности, и представить рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета Республики Беларусь, направленные на сближение с международными стандартами, в которых накоплен многолетний опыт работы в условиях жесткой конкуренции.

§ А.Н. СУШКЕВИЧ,
председатель Правления
ОО «Белорусская ассоциация
бухгалтеров», к.э.н., доцент

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 декабря 1998 г. № 218-З

Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года
Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 415-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 69, 2/190) <H10000415>;

Закон Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. № 7-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 46, 2/750) <H10100007>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 79-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7, 2/828) <H10200079>;

Закон Республики Беларусь от 25 мая 2002 г. № 104-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853) <H10200104>;

Закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 113-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 75, 2/862) <H10200113>;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 128-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 84, 2/877) <H10200128>;

Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 148-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 128, 2/897) <H10200148>;

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 159-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 1, 2/908) <H10200159>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 183-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/932) <H10300183>;

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 211-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/960) <H10300211>;

Закон Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 267-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 4, 2/1016) <H10400267>;

Закон Республики Беларусь от 18 августа 2004 г. № 316-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 137, 2/1065) <H10400316>;

Закон Республики Беларусь от 4 мая 2005 г. № 9-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 73, 2/1106) <H10500009>;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 44-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 122, 2/1141) <H10500044>;

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 76-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1173) <H10500076>;

Закон Республики Беларусь от 5 января 2006 г. № 99-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 18, 2/1196) <H10600099>- Закон Республики Беларусь вступил в силу 2 августа 2006 г.;

Закон Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 115-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 78, 2/1212) <H10600115>;

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 136-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 106, 2/1234) <H10600136>;

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235) <H10600137>;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 114, 2/1247) <H10600150> - Закон Республики Беларусь вступил в силу 26 сентября 2006 г.;

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 160-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1257) <H10600160> - Закон Республики Беларусь вступил в силу 3 ноября 2006 г.;

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>;

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 193-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1290) <H10600193>;

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309) <H10700212>;

Закон Республики Беларусь от 18 мая 2007 г. № 233-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 132, 2/1330) <H10700233>;

Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 199, 2/1375) <H10700278> - с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2008 г.;

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397) <H10700300> - Закон Республики Беларусь вступил в силу 8 января 2008 г.;

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 301-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1398) <H10700301> - Закон Республики Беларусь вступил в силу 1 января 2008 г.;

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 347-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1444) <H10800347>;

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463) <H10800366> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 16 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648) <H10900096>;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 97-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1650) <H10900097>;

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 167-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 2/1719) <H11000167> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 3 февраля 2011 г.;

Закон Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 172-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 2/1724) <H11000172>;

Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 8, 2/1793) <H11100241>;

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 60, 2/1813) <H11100262> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 декабря 2011 г.;

Закон Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 285-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 2/1837) <H11100285>

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОДРАЗДЕЛ 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.