Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция. Развитие эволюционных представлений.





План

1. Эволюционные идеи в античном мире

2. Состояние естественно-научных знаний в Средние века и эпоху Возрождения

3. Предшественники дарвинизма

1. Эволюционные идеи в античном мире

История развития естествознания в античный период тесно свя­зана с развитием философии. Известные греческие философы-ма­териалисты V—II вв. до н.э. были одновременно и естествоиспыта­телями. Они пытались понять и объяснить различные природные явления.

Развитие научных представлений происходило в борьбе с рели­гиозно-мифологическими верованиям. В религиозных мифах при­чудливо соединялись фантастика и результаты простейших наблю­дений над жизнью природы, все проявления которой объяснялись деятельностью разных богов. Считалось, что от воли богов зависит и жизнь людей. Этим фантастическим верованиям первые фи­лософы-материалисты противопоставляли свои взгляды, носив­шие стихийно-диалектический характер; Они полагали, что в при­роде существуют бесконечные сплетения связей и взаимодействий, в ней происходит постоянное движение, изменение всего суще­ствующего. Мир не создан богами, а возник из хаоса и с тех пор находится в постоянном движении. Все, что существует в приро­де, согласно их воззрениям, определяют четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь; Каждая из этих стихий олицетворяет опреде­ленное состояние материи. Так, земля как стихия понималась в смысле твердой субстанции материи, вода — жидкой, воздух — газообразной. Огонь, по представлению античных философов, оли­цетворял более тонкую и легкую субстанцию, чем воздух. Эти сти­хии, видоизменяясь, переходят друг в друга. Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н. э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении. Все течет, все изменяется, как вода в реке. Известно, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так как в ней текут уже другие воды. По мнению Гераклита, все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500 разных видов), гомологии и корреляции их органов. Аристотель считал материальную субстанцию пассивной и развитие ее объяс­нял действием невещественного активного начала — души. Вся природа, по его мнению, одушевленна! В живых организмах душа является животворящим началом, которое приводит материю к осуществлению внутренней цели, к завершению развития орга­низма определенной формы;

Живое, по Аристотелю, характеризует три основных признака: питание, не­обходимое для роста и размножения; ощущение, заставляющее организмы двигать­ся; мышление. Эти признаки определяются свойствами души. Души разных организ­мов различны: есть душа питающая (у растений), душа чувствующая (у животных) и душа разумная (у человека). Каждая из них по-своему определяет целеустрем­ленное развитие живого тела. Исходя из представлений о душе, Аристотель объяс­нял необходимость полового размножения тем, что самка дает потомкам пассив­ную материю, нужную для развития зародыша, а самец — животворящее начало.

Аристотель допускал самозарождение растений и некоторых животных (губок, кишечнополостных, моллюсков, насекомых и рыб). Он признавал существование промежуточных форм между растениями и животными.

В древности была глубоко разработана идея единства всей природы. Ярким выражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако в этой объединяю­щей «лестнице» не было идеи развития: существование высших ступеней не пред­полагало их развитие из низших.

Животных Аристотель разделил на две большие группы: «обла­дающих кровью» и имеющих спинной хребет (позвоночные — в современном понимании) и «бескровных», к которым относятся все беспозвоночные. Так впервые произошло деление животных на позвоночных и беспозвоночных, сохранившееся до нашего време­ни. Отвлеченно-умозрительный характер взглядов древних фило­софов и естествоиспытателей не привел к объединению плодо­творной идеи единства природы с идеей ее развития от простого к сложному.

Как Аристотель в зоологии, основу ботанических знаний ан­тичности создал его ученик и последователь Теофраст (372—287 гг. до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. В его трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физио­логии) растений, их практическом значении.

Фундаментальные труды Аристотеля «О частях животных», «Ис­тория животных» и Теофраста «Исследования о растениях»,/обоб­щающие биологические знания того времени, оказали решающее влияние на последующее развитие биологии.

Позже (известный естествоиспытатель Древнего Рима Плиний Старший (23 — 79 гг. до н.э.) создал 37 томов «Естественной истории» — фундаментальных, хотя и компилятивных, а местами фантастических сочинений, излагающих известные тогда научные сведения о почве, растениях и животных./Он описал еще 155 видов животных, не известных Аристотелю, дал, видимо, первую экологическую клас­сификацию животных, разделив их на наземных, водных и воздушных. Труды Плиния Старшего, погибшего в Помпее при извержении Везувия, были изданы его племянником Плинием Младшим.

Наряду с сочинениями Аристотеля, Теофраста труды Плиния Старшего и римских философов и естествоиспытателей стали ос­новой, с которой начали свои исследования европейские ученые эпохи Возрождения.

(Итак, за тысячелетие античная цивилизация дала миру сле­дующие важнейшие естественно-научные идеи (по Н.Н.Ворон­цову, 1999):

– единство и материальность мира;

– естественность возникновения жизни на Земле;

– возможность трансформации одних форм в другие;

– существование градации форм от высших к низшим («лестница существ» Аристотеля);

– представления о целостности организма и о существовании в нем коррелятивных связей органов и их частей;

– усложнение организации в процессе индивидуального разви­тия организма и приобретение зародышем специфических черт на поздних этапах развития.

2. Состояние естественно-научных знаний в Средние века и эпоху Возрождения

Упадок биологических знаний в Средние века. После успешно­го развития естествознания в древнем мире в Западной Европе (V—VTbb. н.э.) наступило мрачное средневековье, «темная ночь для естественной истории», продлившаяся до XIV—XV вв., до эпохи Возрождения, поэтому средние века немного добавили к научному познанию органического мира по сравнению с антич­ностью.

Огромную роль в большинстве европейских стран стала играть католическая церковь, активно насаждавшая религиозное миро­воззрение. Людей преследовали не только за высказывание своего мнения о развитии природы, но и за чтение книг древних филосо­фов. Насильственное внедрение веры в науку превратило ее в при­даток религии. Изучение природы было фактически запрещено. Сотни талантливых ученых были уничтожены, сожжены тысячи древних книг. Только в Испании при господстве инквизиции (от лат. inquisitio — расследование, трибунал католической церкви по борьбе с инакомыслием, действовавший с XIII в.) были сожжены на кострах 35 тыс. человек и 300 тыс. подвергнуты пыткам. В 1600 г. после долгих пыток на костре инквизиции был сожжен величай- ший мыслитель своего времени Джардоно Бруно, посмевший во­преки запретам церкви утверждать, что мир бесконечен и Солнце не единственная звезда во вселенной. В таких условиях естествен­но-научные знания накапливались очень медленно, развитие на­уки искусственно тормозилось.

На более высоком уровне находились культура и наука в араб­ском мире. Например, известный труд Авиценны (Ибн-Сины) «Ка­нон медицины» содержит не только комментарии к трудам антич­ных авторов, но и оригинальные мысли об изучении растений, животных и самого человека. Последние костры для сжигания «ере­тиков» были зажжены по приказу испанской инквизиции еще в 1826 г. Однако они не могли заставить науку двигаться вспять. Раз­витие биологической науки в то время было связано с практичес­кой деятельностью людей: обработкой почвы, выращиванием куль­турных растений, содержанием и разведением домашних живот­ных, рыболовством, охотой на зверей и птиц.

Развитие астрономии и физики привело к совершенствованию оптических приборов, которые стали использовать для рассматри­вания мелких объектов. Изобретение микроскопа позволило от­крыть удивительный мир невидимых человеку мельчайших орга­низмов. В результате многочисленных путешествий в тропические районы Африки и Юго-Восточной Азии в Европу стали привозить неизвестные ранее растения и животных. Их демонстрировали пуб­лике на выставках, для них создавали специальные музеи. После открытия Америки в Европе стали возделывать картофель, табак, кукурузу, европейцы познакомились с кофе и какао.

История биологии в позднем средневековье связана с развитием образования и появлением в Западной Европе высших школ — университетов, где изучали естественно-научные дисциплины. Возникновение университетов объясняется необходимостью под­готовки специалистов для развивающейся промышленности, тор­говли, культуры. Первые университеты возникли в Италии, Фран­ции, Испании, Великобритании в XI—XIIIвв. в Болонье, Салерно, затем в Пизе, Орлеане, Лиссабоне, Севилье, Оксфорде, Кемб­ридже и других городах. Биология успешно развивалась на меди­цинских и философских факультетах созданных тогда универси­тетов.

История современного естествознания фактически начинается со второй половины XV века, начала эпохи Возрождения, став­шей великим поворотом в развитии науки.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. Renaissance — воз­рождение), — переходный период (XIV—XVI вв.) в истории на­уки и культуры стран Западной Европы от Средневековья к Ново­му времени. Это название стали употреблять итальянские и фран­цузские ученые и просветители, подчеркивая тем самым восста­новление, возрождение гуманистических, светских традиций ан- тичности. Были переведены на европейские языки и изданы труды античных авторов. Этому способствовало развитие книгопечатания. Получила распространение новая философия природы — натур­философия. Признается существование объективных законов при­роды, а высшую силу — бога рассматривали как нечто независи­мое от природы. Прекрасны и точны анатомические рисунки вели­кого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452 — 1519). На его картинах изображены своеобразные летательные ап­параты, дающие представление о глубине биологических интере­сов этого величайшего художника эпохи Возрождения.

Успешно развивается зоология. Швейцарец Конрад Геснер (1516—1565) из­дал 4 тома «Истории животных» (1551 — 1558). Он расположил материал по томам в систематическом порядке: млекопитающие, птицы, рептилии и амфибии, рыбы и другие водные животные. Внутри каждого тома виды располагались в алфавит­ном порядке. «История животных» Геснера в эпоху Возрождения сыграла ту же роль, что «Естественная история» Плиния Старшего в античное время. В этот пе­риод развиваются также описательная зоология и ботаника.

С созданием микроскопа расширяются возможности исследо­ваний живых организмов. Изучаются клеточное строение растений (Р. Гук, 1665), микроскопические организмы, эритроциты, спер­матозоиды (А.Левенгук, 1683), движение крови по капиллярам (М. Мальпиги, 1661).

К концу Ренессанса устанавливается относительный компро­мисс между научными достижениями и официальной религиоз­ной позицией. Признается, что все живое на Земле было создано богом — такое направление и период в развитии биологии назы­вается креационизмом (от лат. creatio — создание, творение). Важно, что накопленные в этот период конкретные сведения о растениях и животных нуждались в обобщении и создании естественной клас­сификации.

В XVI в. после снятия запрета на вскрытие трупов людей блестя­щих успехов достигает анатомия. Оригинальный и хорошо иллюст­рированный труд «О строении человеческого тела» (1543) создает А.Везалий (1514—1564), заложивший основы анатомии человека. Мигель Сервет (1509—1574), исследовавший кровообращение, закладывает основы физиологии (ученый был сожжен кальвинис­тами). В 1628 г. свое учение о кровообращении публикует У. Гарвей.

Великие географические открытия, привоз многочисленных коллекций растений и животных способствовали созданию в XVI в. первых гербариев, ботанических, зоологических садов, кунстка­мер и музеев. Швейцарский ученый Каспар Баугин (1560—1624) описал около 6000 видов растений. Задолго до К.Линнея он стал использовать бинарную номенклатуру, но применял ее не всегда последовательно. Баугин заложил и основу иерархической систе­мы растений, создав 12 книг. Каждую книгу он разделил на сек­ции, те — на роды, роды — на виды. Были предложены и экологические классификации растений, когда их делили на деревья, кусты, полукустарники, луковичные, ядовитые и неядовитые, хорошо пахнущие и без запаха и т.д.

3. Предшественники дарвинизма

К концу XVII в. число описанных форм растений и животных стало таким огромным, что специалисты каждый раз испытыва­ли трудности в поисках сведений о каком-либо растении или жи­вотном и определении его места в очередной искусственной сис­теме органического мира. Признание божественного происхож­дения живых организмов затрудняло выяснение родственных свя­зей между ними.

Понадобился гений великого шведского натуралиста Карла Лин­нея (1707—1778), который своим трудом «Система природы» (I из­дание 1735 г. состояло из 14 страниц, X, последнее прижизненное, издание 1758 г. имело 1384 страницы) внес порядок в накоплен­ный к тому времени фактический материал о растениях, живот­ных и минералах. Создание основ систематики было первым суще­ственным вкладом в фундамент будущей эволюционной теории. Сын своего времени К. Линней рассматривал вид как стабильный (неизменный) элемент природы, верил в библейскую легенду о сотворении видов. Лишь в последние годы он пришел к ограни­ченному признанию эволюции, считая, что близкие виды одного рода могли развиться естественным путем, без участия божествен­ной силы.

Каждое из трех царств природы (растений, животных, минералов) Линней разделил на иерархически соподчиненные категории: классы, отряды, роды, виды. Растения он разделил на 24 класса и 116 отрядов на основе строения органов размножения: числа тычинок и пестиков. Животные были разделены на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые. Первые три рас­сматриваются сейчас почти в тех же объемах, в которых определил их в свое время К.Линней.

Как известно, Линней отнес человека к миру животных и поместил его в один отряд с обезьянами. Это вызвало раздражение ученых-клерикалов, и с 1758 по 1777 г. печатное и устное изложение системы К.Линнея было запрещено рим­ским папой.

Установив принцип иерархичности систематических категорий, Линней спо­собствовал утверждению того, что соседние таксоны связаны не только сход­ством, но и родством, и чем дальше в системе расположены таксоны, тем меньше степень их родства.

Бинарная номенклатура для обозначения названий растений, впервые предложенная Каспаром Баугином в 1623 г., была введе­на Линнеем как обязательное условие для описания любого вида растений и животных. При этом вначале необходимо'было писать латинское название рода, потом вида, затем фамилию автора, впер­вые описавшего этот вид. В книге «Критика ботаники» (1737) Линней сформулировал в тезисной форме правила номенклатуры (названий видов растений), которые положены в основу современных кодексов научной био­логической номенклатуры. Линнеем был введен принцип синони­мики: необходимость ссылок на другие (если такие были) латин­ские названия описываемого вида живого организма.

Кроме обязательного описания особенностей морфологии вида Линней предполагал использование и физиологического крите­рия: возможность получения плодовитого потомства при естествен­ном размножении (скрещивании) особей одного и того же вида.

Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ. После смер­ти ученого его коллекции и научный архив были проданы в Англию, где с того времени хранятся в специально созданном Линнеевском обществе — одном из наиболее авторитетных научных обществ мира. В этом обществе в 1858 г. были доложены результаты эволюционных исследований Ч.Дарвина и А.Уоллеса.

В доме К.Линнея, на его родине в г. Упсала (под Стокгольмом) в 1937 г. швед­ским Линнеевским обществом открыт мемориальный музей.

Историческое значение К.Линнея как провозвестника эволю­ционизма заключается в том, что он выдвинул иерархический прин­цип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы.

Развитие эволюционных идей в XVIII — начале XIX в. Открытие с помощью микроскопа в конце XVII в. яйцеклеток и сперматозо­идов привело в науке к возрождению идеи античных философов о «вложении» одного маленького организма в другой (как матреш­ка). Предполагалось, что вложенное в яйцеклетку или сперматозо­ид миниатюрное существо при формировании взрослого организ­ма лишь растет, развертывается. Сторонников этой точки зрения стали называть преформистами (от лат. preformare — преобразовы­вать). Их представления не противоречили официальной позиции креационистов о происхождении органического мира в результате одного или нескольких актов творения.

В конце XVIII — начале XIX в. обострилась борьба между сто­ронниками креационизма, согласно которому органический мир создан творцом, и трансформистами, отстаивавшими мнение о естественном происхождении живых организмов.

Самыми известными учеными-естествоиспытателями того вре­мени были Жорж Кювье, Жоффруа Сент-Илер и Жан Батист Ламарк.

Длительное время они жили в одном доме и совместно работали в Националь­ном музее естественной истории в Париже. Ж. Б. Ламарк возглавлял кафедру зооло­гии беспозвоночных (согласно системе К. Линнея, объединившей тогда «червей» и «насекомых»). Жоффруа Сент-Илер стал главой кафедры зоологии позвоночных. Кювье занимался сравнительной анатомией и палеонтологией. Несмотря на раз­ницу в политических и философских взглядах, они вписали блестящие страницы в историю биологии. Ж.Кювье (1769—1832) был крупнейшим специалистом в об­ласти палеонтологии и сравнительной анатомии. Он создал пора­зительную по точности и полноте коллекцию сравнительно-ана­томических рисунков, качество которых не превзойдено и поныне и которые не требуют исправлений и дополнений.

На большом фактическом материале Кювье установил сход­ство между ископаемыми и современными животными. Он отстаи­вал идею о неизменности видов животных и их принадлежности к одному из четырех изначальных типов согласно общему для них плану строения: позвоночных, членистых, мягкотелых и лучистых. Кювье доказал существование «корреляций частей тела организ­ма», которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии «ко­нечных причин» в необходимости достижения предоставленной богом гармонии в природе.

Чтобы объяснить историческую смену флор и фаун на Земле на границах геологических периодов и эпох, Кювье разработал «те­орию катастроф», которые в прошлом уничтожали всех живот­ных, и после каждой катастрофы происходило сотворение новых живых организмов.

Жоффруа Сент-Илер (1772—1844) придерживался противо­положных взглядов. Факты, которые Кювье использовал для подтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестве доказательства естественного происхождения и изменения живых организмов (трансформизм). Так, общность строения тела живот­ных он использовал для доказательства общности их происхожде­ния; отличие современных организмов от ископаемых убеждало его в их способности изменяться под влиянием внешних и внут­ренних естественных причин. Разногласия между Ж. Кювье и Ж. Сент-Илером вылились в 1830 г. в острую публичную дискус­сию между ними на заседаниях Парижской академии наук, которая длилась шесть недель. Признанную победу в споре одержал Кювье.

Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные до­гадки о естественном развитии организмов, эволюции живой при­роды, в науке до начала XIX в. господствовало мнение о целесооб­разности установленных в природе порядков, неизменности со­зданных творцом видов. Впервые целостное эволюционное учение было создано Ж. Б.Ламарком.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первое целостное эволю­ционное учение как система доказательств естественного развития органического мира было создано в первой половине XIX в. труда­ми известного французского биолога и философа Жана Батиста Ламарка (1744—1829) и рядом других ученых, непосредственных предшественников дарвинизма.

Как и многие естествоиспытатели того времени, Ламарк не сразу пришел к занятиям биологией. В течение многих лет он проводил наблюдения за состоянием погоды и начиная с 1799 г. издал 11 томов метеорологических ежегодников, опуб- ликовал фундаментальный труд «Гидрогеология». Однако наибольшую известность Ж. Б.Ламарку принесли биологические труды. Им же было впер­вые предложено для науки, изучающей живые организмы, название «биология», сохранившее­ся до настоящего времени. Из ботанических работ ученого наиболее популярной стала «Флора Фран­ции» (1778), в которой был дан определитель ра­стений, где впервые использовался дихотомичес­кий принцип; по нему построены все современ­ные определители растений и животных. Ко вре­мени издания фундаментального труда по эво­люции органического мира «Философия зооло­гии» (1809) Ж. Б.Ламарк, будучи уже хорошо из­вестным ученым, опубликовал 14 томов ботани­ческих сочинений и 13 томов трудов в области метеорологии и геологии.

С 1793— 1794 гг. Ламарк начал заниматься зоо­логией, возглавив кафедру беспозвоночных («насекомых и червей») в Национальном музее естественной истории, которой руководил в течение 24 лет. Он описал множество новых форм, создана фундаментальные труды: «Фи­лософия зоологии» (1809) в 2 томах и «Естественная история беспозвоночных животных» (1815—1822) в 7. В них впервые беспозвоночные животные были раз­делены на 14 классов и б ступеней («лестницы существ»), показана близость в организации кольчатых червей, моллюсков и членистоногих. Эти труды, содержа­щие основы эволюционного учения, оказали существенное влияние на дальней­шее развитие биологии.

Идея эволюции была тщательно разработана и подкреплена мно­гочисленными примерами. В основу учения положено представле­ние о постепенном естественном развитии организмов во времени от простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе.

По мнению Ламарка, эволюция организмов происходит на ос­новании внутреннего стремления организма к прогрессу. Другой принцип, положенный Ламарком в основу эволюционного уче­ния, состоит в изначальной целесообразности ответных реакций организмов на изменения среды и их возможности прямого при­способления к этим изменениям.

Ламарк полагал, что вслед за изменением условий среды следу­ет изменение привычек животных; посредством упражнения их органы изменяются в нужном направлении. Так, стремясь сохра­нить тело сухим, околоводные птицы вытягивают ноги и упраж­няют их. В результате привычки постоянно вытягивать и удлинять ноги у них образовались длинные, лишенные перьев конечности. Длинная шея, свойственная многим околоводным птицам, разви­лась в результате тренировки при доставании корма со дна водо­ема, а желание удлинить шею вызывало прилив к ней крови и ее усиленный рост.

В качестве примера изменчивости органов у растения под влия­нием определенных условий среды Ламарк приводит водяной лютик (Ranunculus aquticus). Когда растение развивается под водой, его листья имеют сильно рассеченные на нитевидные доли лис­товые пластинки. Листья, развившиеся над водой, имеют широ­кие округлые лопастные листовые пластинки. Приобретенные в результате упражнений в течение жизни признаки организма пе­редаются по наследству.

С этих же позиций Ламарк объясняет происхождение пород до­машних животных и сортов культурных растений. По его мнению, природные процессы протекают длительное время, а люди изо дня в день произвольно меняют условия содержания домашних животных и выращивания культурных растений. Поэтому в приро­де нет такого огромного разнообразия пород собак, которые су­ществуют в домашних условиях. Видимо, когда-то существовала одна изначальная порода собак, близкая к волку, от которой в различных домашних условиях произошли все существующие по­роды собак. Путем воспитания в разных странах и разных условиях люди получили множество пород домашних кур и голубей. Таким же путем бьши получены современные сорта пшеницы, капусты и других культурных растений.

Важнейшей заслугой Ламарка является создание первого цело­стного эволюционного учения. Он развил идею об изменяемости видов. Рассматривая эволюцию органического мира как длитель­ный исторический процесс развития организмов от простого к сложному, Ламарк впервые поставил вопрос о факторах эволю­ции, считая, что решающее влияние на изменчивость организмов оказывают условия среды.

При несомненной общей прогрессивности взглядов Ламарка его объяснение причин эволюции внутренним стремлением организ­мов к прогрессу, изначальной целесообразностью реакций орга­низмов на изменения условий среды явно имело черты идеализма. Ламарк неверно понимал причины возникновения приспособлен­ности организмов под прямым влиянием внешней среды и спо­собность их передавать приобретенные в результате упражнения органов признаки своим потомкам. Из-за слабой доказательности эволюционная теория Ламарка не получила широкого признания современников. Через 50 лет после издания Ламарком «Филосо­фии зоологии» (1809) в «Происхождении видов» (1859) Ч.Дарвин писал о том, что его предшественнику, Ж. Б.Ламарку, принадле­жит великая заслуга: он высказал мысль, что все изменения в орга­ническом мире происходят на основании естественных законов природы, а не вследствие чудесного вмешательства.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.