|
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»Введение в предмет деловой коммуникации. Теории коммуникационных процессов в обществе и организациях. Коммуникационный менеджмент. Деловая и межличностная коммуникация. Коммуникация как главный инструмент деловой сферы, коммуникация в бизнесе, политике, государственном и муниципальном управлении. Основные термины и понятия: связи с общественностью, массовая коммуникация, информационное поле, целевая аудитория, информационный повод, деловое общение, деловая среда и менеджмент коммуникации. Контрольные вопросы 1. Каковы ключевые теории коммуникационных процессов? 2. Чем отличаются массовая и межличностная коммуникации? 3. Какие вам известны модели коммуникации? 4. Каковы характеристики деловой коммуникации в разных социальных сферах? Тема 2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации Модели коммуникации в организациях. Факторы эффективной и неэффективной коммуникации, организационная структура информационного взаимодействия в организациях, стратегическая коммуникация в управлении организацией. Виды и функции деловой коммуникации. Основные термины и понятия: коммуникация в организациях, менеджмент репутации, стратегия и тактика информационного воздействия, коммуникативные каналы и средства коммуникации. Контрольные вопросы 1. Каковы основные функции и виды деловой коммуникации? 2. Что такое менеджмент репутации? 3. В чем суть термина «бинарные оппозиции» и возможности применения в управлении репутацией?
Тема 3. Искусство межличностного общения Базовые коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, аргументировать, слушать, понимать, определение психологического состояния коммуникатора, трансактный анализ, манипуляция и управление ею. Коммуникативное взаимодействие с различными аудиториями и целевыми группами. Основные термины и понятия: личность и аудитория, теория аргументации и воздействия, манипуляция информацией, психотип коммуникаторов, жест вербальный и невербальный. Контрольные вопросы 1. Приведите пример суггестивной коммуникации? 2. В чем суть транзактного анализа? 3. В чем суть когнитивистско-конструктивистского взгляда на личность человека? 4. Каковы психологические особенности аудитории? Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения Искусство красноречия, как инструмент эффективных коммуникаций. Специфика вербального и невербального информационного контакта. Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации. Невербальные коммуникации, анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки. Основные термины и понятия: отражение и восприятие в коммуникации, вокальный жест, кинетика, экстра-лингвистика, такесика, проксемика. Спичрайтинг и копирайтинг. Контрольные вопросы 1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации? 2. Кто автор теории мотивации? 3. Перечислите компоненты невербальной коммуникации? 4. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю? 5. Каковы этапы психологии восприятия? Тема 5. Этика делового общения Коммуникативные стили в менеджменте. Индивидуальные и кросс-культурные особенности в стилях коммуникации. Жанры массовой и межличностной деловой коммуникации. Моделирование и управление коммуникационным процессом. Каналы деловой коммуникации. Основные термины и понятия: коммуникационная среда, стиль в культуре и бизнесе, формальное и неформальное информационное воздействие, цели, формы и виды делового общения. Контрольные вопросы 1. Какие стратегии мышления вам известны? 2. Какие жанры массовой коммуникации вам известны и какова их роль? 3. Каковы особенности коммуникационной среды? 4. Какие виды делового общения вам известны? Тема 6. Деловые переговоры: подготовка и проведение Общение в различных деловых ситуациях. Основы деловой беседы. Структура, фазы, процесс деловой беседы. Организация проведения совещаний. Теория и практика переговорного процесса. Пресс-конференция: подготовка к пресс-конференции; проведение пресс-конференции. Торги: виды торгов; технология ведения торгов. Презентация: цели презентации; виды презентации; коммуникативные приемы подхода к покупателю во время презентации. Основные термины и понятия: деловая беседа, управление персоналом, внутрикорпоративный PR, формальные и неформальные каналы коммуникации, переговоры. Контрольные вопросы 1. Каковы основные этапы презентации? 2. Как провести пресс-конференцию? 3. Какова технология ведения торгов? 4. Какова структура переговоров? 5. Приведите примеры общения в различных деловых ситуациях.
Тема 7. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения Деловая коммуникация, как процесс. Цели деловой коммуникации и барьеры достижения целей. Коммуникационные барьеры различных социальных групп. Навыки преодоления коммуникативных барьеров. Влияние типов личности на отношения партнеров. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры: логический, семантический, фонетический, стилистический. Пути преодоления барьеров в общении. Основные термины и понятия: императив делового общения, управленческое информационное воздействие, формы распоряжений, обратная связь, деловые и личностные барьеры коммуникации. Контрольные вопросы 1. Каковы основные коммуникативные барьеры и пути их преодоления в деловом общении? 2. Как развивается процесс деловой коммуникации? 3. Какова роль обратной связи в деловой коммуникации? 4. Какие методы постановки целей в деловой коммуникации вы знаете?
Тема 8. Корпоративный имидж. Определение Имиджа компании Коммуникация корпоративной культуры. Определение корпоративной культуры. Каналы и способы трансляции корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, конкурентами, инвесторами, общественностью в мезо-среде фирмы: репутация, корпоративный стиль, имиджмейкинг, брендинг. Основные термины и понятия: корпоративная культура, структурирование информации по бизнес-целям, имидж в бизнесе, торговая марка, бренд, логотип, слоган, корпоративный web-сайт, конкуренция. Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие «корпоративная культура». 2. Как осуществляется коммуникативный менеджмент? 3. В чем суть имиджмейкинга? 4. В чем суть брендинга?
Тема 9. Менеджмент деловой репутации - «белые» и «черные» Технологии Формирование, управление и защита деловой репутации. Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений. Анализ и прогноз информационных угроз. Приемы противодействия недобросовестной информационной конкуренции в рекламе, отражение информационных атак. Основные термины и понятия: недобросовестная конкуренция, информационное управление конфликтом, антикризисный менеджмент в СО, «информационные войны». Контрольные вопросы 1. В чем суть менеджмента деловой репутации? 2. Назовите методы антикризисного менеджмента в СО 3. Каковы условия конструктивного разрешения конфликта? 4. Какие виды конфликтов вам известны? 5. Какие стили поведения в конфликтной ситуации выделяют специалисты-конфликтологи? ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ План семинарского занятия по теме 2 «Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации» Вопросы для обсуждения 1. Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. 2. Дайте определения понятиям «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс». 3. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний. 4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации. 5. Какие теории коммуникации и информации, разработанные отечественными и зарубежными учёными, сыграли наибольшую роль в формировании современной теории коммуникации. Темы докладов к теме 2. 1. Место теории коммуникации в системе научного знания. 2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации. 3. Коммуникация в информационном обществе. 4. Коммуникативный процесс и его структура. 5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации. 6. Линейные и нелинейные модели коммуникации. 7. Социологические и психологические модели коммуникации. План семинарского занятия по теме 3 «Искусство межличностного общения» Вопросы для обсуждения 1. Охарактеризуйте основные правила поведения: вежливость, личная культура, культура устной речи. 2. Понятие «речевой этикет»: характер разговора, тон разговора. Правила речевого этикета: «ты» и «вы»; обращение к незнакомому человеку; обращение к сослуживцам. 3. Формы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность, просьба, представление. 4. Язык эмоций. Искусство ведения беседы: зрительный и слуховой контакт; содержание и форма беседы; тембр и тон голоса; умение слушать. 5. Культура понимания. Сущность, причины и структура конфликта. Стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов. Позитивное значение организационного конфликта. Тема доклада к теме 3. 1. Особенности межличностной коммуникации. 2. Критерии коммуникационной компетентности. 3. Стили межличностной коммуникации. 4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.
План семинарского занятия по теме 4 «Вербальные и невербальные средства делового общения» Вопросы для обсуждения 1. Отражение и восприятие в деловой коммуникации. 2. Анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки и т. д. Тема доклада к теме 4. 1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации. 2. Совершенствование навыков вербального общения. 3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).
План семинарского занятия по теме 5 «Этика делового общения. Этика публичных выступлений» Вопросы для обсуждения 1. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации. 2. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы. 3. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления. План семинарского занятия по теме 6 «Деловые переговоры: подготовка и проведение» Вопросы для обсуждения 1. Понятие «Деловые переговоры». Классификация деловых переговоров по цели, которую ставят перед собой их участники; по сфере деятельности; по характеру взаимоотношений между сторонами. 2. Типы совместных решений: компромиссное или «серединное решение»; асимметричное решение (относительный компромисс); принципиально новое решение («снятие» основных противоречий). 3. Методы и тактические приемы ведения деловых переговоров. 4. Технологии ведения переговоров по телефону. Темы докладов к теме 6 1. Этикет деловой беседы: методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты. 2. Условия и оценка эффективности деловых переговоров. 3. Правила проведения делового разговора по телефону. План семинарского занятия по теме 7 «Коммуникативные барьеры и причины их возникновения» Вопросы для обсуждения 1.Коммуникационные барьеры различных социальных групп. 2. Способы преодоления коммуникативных барьеров. 3. Методы коммуникативно-управленческого влияния (угрозы; уговоры; характеристики успешного влияния; Техника убеждения.
План семинарского занятия по теме 8 «Корпоративный имидж. Определение имиджа компании» Вопросы для обсуждения 1.Имидж и репутация их соотнесение, стили и жанры формирования деловой репутации. 2. Корпоративная культура, структурирование информации по бизнес-целям. План семинарского занятия по теме 9 «Менеджмент деловой репутации — «белые» и «черные» технологии» Вопросы для обсуждения 1 Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений. 2. Антикризисный менеджмент в СО и «информационные войны». 3. Имидж в бизнесе, торговая марка, логотип, слоган, корпоративный web-сайт. коллектива. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература 1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с. 2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с. 3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с. 4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127 5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с. 6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c. 7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с. 8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c. Дополнительная литература 1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с. 2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c. 3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с. 4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 477 с. 5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|