Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коэффициенты привлекательности профессий





Профессия Школа №1 Школа №2 Школа №3
токарь Полигра-фист Прода-вец токарь полигра-фист Прода-вец токарь полигра-фист Прода-вец
Токарь 1,0 0,5 0,1 1,0 0,7 0,4 1,0 0,3 0,6
Полиграфист 0,7 1,0 0,7 0,5 1,0 0,5 0,6 1,0 0,8
Продавец 0,2 0,5 1,0 0,5 0,2 1,0 0,4 0,6 0,1

По условиям задачи имеется несоответствие между потребностью в кадрах по профессиям и желанием молодежи учиться этим профессиям. Это приводит к необходимости перераспределения части учащихся для обучения тем профессиям, которые не являются для них самыми предпочтительными. В связи с введением коэффициентов привлекательности задача усложняется, поскольку теперь нужно не просто механически произвести перераспределение, а сделать это так, чтобы учесть предпочтения, отдаваемые разным профессиям, и в итоге получить оптимальный план профессионального обучения (т.е. сколько человек и каким профессиям обучать в каждой школе), обеспечивающий

 

 

удовлетворение потребности в кадрах по профессиям на перспективу и в то жe время максимально учитывающий личные ожидания самих учащихся.

Данная задача формализуется:

i – номер профессии; i = 1, 2, …, m; j – номер школы; j = 1, 2, …, n; k – номер «профессиональной группы» внутри школы при k = 1, 2, …, l; – искомая плановая численность учащихся по i-й профессии в j -й школе; – величина потребности по каждой профессии; – число учащихся в каждой школе; - коэффициент привлекательности i -й профессии для учащихся k -й группы в j -й школе.

Составление плана профессионального обучения учащихся рассматривается кк задача максимизации привлекательности профессии, или, что то же самое, как задача минимизации неудовлетворенности при распределении их по профессиям. Таким образом, требуется найти максимум функционала:

При решении задачи должны соблюдаться следующие ограничения:

; .

В результате решения этой задачи одним из методов линейного программирования получается оптимальный план профессионального обучения. Данные представлены в табл. 3. По

 

Таблица 3

Оптимальный план профессионального обучения*

Профессия Распределение учащихся по профессиям
Школа №1 Школа №2 Школа №3
по их желанию по опти-мальному плану по их желанию по опти-мальному плану по их желанию по опти-мальному плану
Токарь            
Полиграфист          
Продавец            
Итого            
* Шубкин В.Н. Социологические опыты. М., 1970, с. 220

 

 

оптимальному плану 80 учащихся из 100 будут обучаться именно тем профессиям, которым они и хотели учиться (коэффициент привлекательности 1,0), и лишь 20 не будут обучаться профессиям, которые они ставили на первое место как самые предпочтительные. Разница между «потребностями и желаниями», которые по соответствующим профессиям вначале была + 15, -20, +5 (см. табл. 1), теперь уменьшилась до 20, т.е. пять полиграфистов из школы №1 и десять — из школы №2 станут токарями, а пять из школы № 3 —продавцами[83].

Представляет интерес модель оптимального планирования с учетом социальных факторов[84].

На экономическом языке сформулированы задачи, без решения которых невозможно развитие как экономической науки, так и социологии (например, проблема критериев оптимальности, общего благосостояния и т.д.). Для социологов- марксистов особый интерес представляют те исследования экономистов-математиков, которые выходят за рамки чисто экономических процессов и которые можно отнести к области, пограничной между экономикой и другими социальными науками. Эта важная проблема и связана с критерием оптимальности. Целью оптимальной экономической системы является максимальное удовлетворение экономических потребностей общества.

Таким образом, из множества всех переменных (производство, 'накопление, потребление и т.п.) целевыми оказываются лишь переменные потребления, а остальные играют подчиненную роль. Первоначально в работах экономистов-математиков считалось, что общество как потребитель представляет собой устойчивое целое и поэтому целевой функцией экономики может быть целевая функция потребления – некоторая определенная функция от потребляемых обществом благ и услуг, принимающая тем большее значение, чем предпочтительнее для всего общества данный набор потребления. Однако при более детальном исследовании выявились недостатки подхода, игнорирующего наличие социальной структуры общества и не учитывающего удовлетворения членов общества не только потреблением, но и видом своей трудовой деятельности.

В настоящее время проблема критерия оптимальности экономики выглядит в значительной степени как социально-политическая проблема принятия экономических решений. В ней важное место занимает задача сравнения удовлетворения своим социально-экономическим положением разных профессиональ-

 

 

ных групп. Неясно также и то, какими научными критериями должно руководствоваться общество и при распределении средств между конкурирующими группами целей: денежное потребление населения, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, оборона, наука и т.п. Эти задачи в той или иной степени пытаются решать экономисты и математики, но ясно, что они относятся в равной степени и к компетенции социологов: проблема оптимального управления социальным развитием не может быть решена без широкого круга конкретных социальных исследований.

Автор использует следующие обозначения: r -мерный вектор затрат выпуска j -производственной единицы; r -мерный вектор потребления i -й группой; — количество свободного времени i -потребительской группы, расходуемого k -м способом; b -мерный вектор затрат рабочего времени всех видов в j-производственной единице; b -мерный вектор, характеризующий труд i -группы; ar -мерный вектор, у которого положительные компоненты представляют потребление, экспорт, запасы; отрицательные —ресурсы; нулевые — промежуточный продукт; - суммарное время i -й группы населения; — допустимое множество векторов затрат выпуска j -й производственной единицы; —количество свободного времени при потреблении i -группой k -го продукта и услуг[85].

Состояние социально-экономической системы описывается следующими соотношениями:

, ,

Первое неравенство говорит о том, что все переменные, кроме — неотрицательны. Соотношение указывает множество способов приложения труда i -й группы; аналогично соотношение, касающееся Следующее неравенство говорит о

 

том, что расходуемое время и свободное время нe могут превосходить определенной величины запаса времени; четвертое равенство — баланс труда; предпоследнее неравенство - соотношение производимых, потребляемых и имеющихся продуктов; последнее соотношение-зависимость между потреблением k-x благ и затратами свободного времени. Эта модель позволяет сблизить социологические исследования по использованию свободного времени и исследования культурной сферы общества с экономическими и проводить их по единой согласованной программе[86].

Существуют границы применения математических методов в марксистско-ленинской социологии. Как уже говорилось, разработана и получила признание общественности теория различных уровней социологического знания: общетеоретического, среднего, эмпирического и т.д. Именно с этих позиций надо подходить и к проблеме построения моделей в социологии. Если же говорить об использовании математических методов при моделировании в социологии конструктивно, то тут встает вопрос в первую очередь об анализе социальных механизмов на эмпирическом уровне. Попытки создания абстрактных моделей социальных процессов без опоры на фактический, содержательный анализ социальной действительности неизбежно приводят к тому, что эти модели превращаются в пустое теоретизирование. При переходе от низшего уровня социальных исследований к высшему меняется специфика применения математических методов в социологии и все большее значение приобретает моделирование социальных явлений и использование математических моделей.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.