Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза





Государственное регулирование посредством налогообложения, субсидирования или установления нормативов в состоянии устранить потери эффективности, которые возникают в результате образования внешних эффектов. Но это не единственный способ, посредством которого можно уменьшить негативные последствия. Результаты внешних эффектов устраняются путем частных переговоров между взаимодействующими сторонами, либо с помощью законодательной системы, когда субъекты в состоянии покрывать понесенный ущерб в порядке искового производства.

Под правами собственности понимают установленные законом правила, которые регламентируют, что физические и юридические лица могут делать со своей собственностью. Возникает вопрос, почему регламентация этих прав не стоит на первом месте в качестве способа устранения негативных внешних эффектов. Дело в том, что легко установить права собственности для таких товаров, например, как автомобили, телевизоры, холодильники. Гораздо труднее это сделать, например, для воздушного или водного пространства. Цена, которую человек готов был заплатить за получение права ловить рыбу в озере, например, зависит от ожидаемых ограничений на альтернативные варианты его использования, которые уменьшают полезность водоема для рыболовства. Операционные издержки по обеспечению права на ловлю рыбы включают затраты на предотвращение загрязнения озера. Исполнительные органы государства регулируют установление прав собственности. Правительство в состоянии предотвратить параллельное использование ресурсов. Оно может установить штрафные санкции за загрязнение, просто запретить вредное производство, использовать силы правоохранительных органов для предотвращения сбросов в воду и т.д.

Теорема Коуза: когда стороны могут договариваться без издержек и результатом становится обоюдная выгода, окончательный исход будет эффективным вне зависимости от того, каким образом распределены права собственности. Она было сформулирована ученым в статье «Проблемы социальных издержек» в 1960 г.

Выводы, которые можно сделать на основе теоремы Р.Коуза, могут быть сформулированы следующим образом: 1. Внешние эффекты носят двусторонний характер. Поэтому задача заключается в минимизации совокупного ущерба. 2. Внешние эффекты проявляются там, где размыты права собственности. Отсюда следует необходимость их четкой регламентации, поскольку именно на этой основе происходит превращение внешних эффектов во внутренние. Следует оговориться, что существуют ситуации, когда теорема Р.Коуза неприменима. Например, если затраты на проведение переговоров столь велики, что превышают выгоды от них (загрязнение воздуха возле вашего дома от выхлопов автомобилей). Здесь имеют место трудноустранимые внешние эффекты с большим числом их источников.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в РБ

Интернализация или трансформация внешних эффектов во внутренние достигается путем корректировки предельных индивидуальных издержек до уровня предельных общественных издержек. С этой целью первые суммируются с предельными внешними издержками. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к росту цены производимого товара и соответствующему падению спроса на него. В случае положительного внешнего эффекта следует суммировать предельную внешнюю полезность товара и его предельную индивидуальную полезность. Результатом должно стать падение цены, уплачиваемой потребителем и рост спроса. Для реализации этих задач применяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог представляет собой налог на выпуск товара или услуги, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных; и интернализирует отрицательный внешний эффект.

Корректирующая субсидия представляет платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект и устанавливается на уровне предельного внешнего выигрыша. Она предназначена для интернализации положительного внешнего эффекта путем оказания понижающего воздействия на цену производимого товара

В Республике Беларусь основную роль в административном регулировании отрицательных внешних эффектов играют экологические стандарты, установление обязательных для всех субъектов норм и требований. К правовым нормам, регулирующим охрану окружающей среды, относятся конституция Республики Беларусь, многочисленные кодексы (водный, о земле, лесной, Гражданский кодекс и т.д.), ряд законов («Об охране окружающей среды», «Об отходах» и др.). Система используемых стандартов включает: стандарты качества окружающей среды (допустимое состояние воздуха, воды и т.д.), стандарты воздействия на окружающую среду (предельно допустимые выбросы), технологические стандарты (требования к технике и т.д.), стандарты качества продукции.Экономические меры включают в себя штрафные санкции и налоги за выбросы, продажу временных разрешений на загрязнение окружающей среды.

52. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно-экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

За последние десятилетия выросло осознание необходимости решения экологических проблем. Главенствующую роль в этом процессе должно сыграть государство. Оно может использовать при этом административно-командные методы (например, прямой запрет производства или лимитирование объема производства); штрафные санкции за загрязнение, реализуемые рыночные лицензии на выброс отходов до определенного уровня загрязнения.

Пусть выработано общее соглашение об эффективном объеме отходов, который может выбрасываться в водоемы (500 ед в день), реально же осуществляется загрязнение в 1 000 ед. Возможно уменьшение рассматриваемого показателя до эффективного путем приобретения производителями лицензий или «прав» на сбросы, это будет равносильно сокращению предложения и сдвигу кривой в сторону его уменьшения. Спрос определяется ценностью воды как места сброса отходов. Предложение же абсолютно неэластично. Равновесная цена устанавливается в точке, где объемы спроса и предложения равны между собой. Многие фирмы решат не покупать лицензии по такой цене, они уменьшат объем выбросов или вообще прекратят производство. После выпуска и реализации лицензий правительство может разрешить торговать ими на рынке. Вероятно, среди лиц, предлагающих за лицензии наивысшую цену, будут владельцы предприятий с самыми большими предельными затратами на утилизацию отходов. Рынок лицензий достигнет равновесия в точке соответствия спроса и предложения и, т.о., предельные затраты на снижение уровня загрязнения окружающей среды будут одинаковы для всех производителей в данной отрасли. Так создается стимул для использования эффективных средств снижения уровня загрязнения.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.