Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рынки с асимметричной информацией. Роль рыночных сигналов в её преодолении. Государственное регулирование асимметричности информации





Под асимметричной информацией понимается такая ситуация, в кото­рой часть участников сделки владеет исчерпывающей и точной информацией, в то время как другие участники не владеют ею. При ближайшем рассмотрении проблемы можно заметить, что подобное положение вещей встречается достаточно часто: продавцы товаров и услуг знают об их качестве лучше, нежели покупатели; работники знают о своих способностях и уровне образования больше, чем пред­приниматели; менеджеры знают свои возможности в сфере управления гораздо полнее, чем собственники фирм. Анализ ситуаций с ассиметричной информацией позволит уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции различные гарантии и услуги или почему держатели акций компаний должны внимательно следить за поведением управляющих и т. д. Сущность асимметричной информации как раз и заключается в том, что продавцы и покупатели не всегда имеют свободный доступ к исчерпы­вающей и точной информации для того, чтобы принять наиболее эф­фективное решение, в результате чего рынки терпят несостоятельность.

Рынок представляет собой в некотором смысле саморегулирующуюся систему, а потому для устранения асимметричности информации действует система определенных сигналов. Рыночные сигналы представляют механизм, позволяющий продавцам и поку­пателям элиминировать или ослабить информационную асимметрию, т.е. это механизм, который помогает информированной стороне передать о себе информацию неинформированной стороне. Проблемы асимметричной информации могут быть решены в том случае, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со сто­роны продавцов этих благ. Концепция рыночных сигналов была разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. Майклом Спенсом, который установил, что на неко­торых рынках продавцы подают сигналы покупателям продуктов. Способом передачи информации является цена, которая дает информа­цию об альтернативной стоимости продукта, позволяя принимать пра­вильное деловое решение.

Предположим, что фирме требуется два дополнительных работни­ка. Оба потенциальных работника лучше знают о своих способностях к данному виду труда, чем фирма. Какой же из них будет лучше? Фирма может узнать это только после того, как каждый из них поработает некоторый период времени. В этой ситуации было бы очевидным, что фирме следует вначале нанять работников, а когда станет ясно, кто работает малопроизводительно, того уволить. Однако такой вариант невозможен по двум причинам. Во-первых, уволить работника мож­но лишь после того, как он проработал определенное время, причем фирма должна будет обосновать увольнение и выплатить выходное пособие. Во-вторых, некоторые специальности требуют обучения, что вызыва­ет дополнительные капитальные вложения. Как следствие, увольнение работника будет сопряжено с большими издержками. В этой ситуации фирме следует знать способности потенциальных ра­ботников до их найма. Собеседование, проводимое до приема на работу, не может дать существенных характеристик. Существенным сигналом на рынке труда является образование, ко­торое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, сред­ним баллом и т. д. Образование представляет собой сигнал, который позволяет судить о трудовых возможностях работника, их прилежании, возможности профессионального роста, эффективности труда и т.п.

Рыночные сигналы играют существенную роль не только на рынке труда, но и на других рынках с асимметричной информацией. Напри­мер, на рынке товаров длительного пользования(холодильники, сти­ральные машины, компьютеры, телевизоры и т. д.). Каждая фирма посредством гарантий и поручительств стремится привлечь покупателей к своим товарам как наиболее надежным. Гарантии и поручительства выполняют функцию сиг­налов о качестве товаров и как сигналы требуют более высокой цены товара. Это происходит по той причине, что гарантии предусматривают обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо компенсировать иным способом несоответствие характеристик продукта параметрам, которые были заявлены при покупке. Этой же цели соответствует репутация производителя, которая основана на прошлом опыте покупок; а также система брендов. В качестве рыночных сигналов можно рассматривать и систему сертификатов, стандартов качества, систему залога и поручительства, практику ведения кредитных историй и т.п.

Наличие асимметричной информации предполагает сферу деятельности по ее устранению. Как было показано выше, в пределах автоматически действующего рыночного механизма существуют способы ее уменьшения – это рыночные сигналы, аукционы, а также регулирования в рамках системы «принципал-агент». Тем не менее, остается ряд аспектов асимметрии информации на рынках, которые может уменьшить только государство. Наиболее значимыми являются следующие формы вмешательства государства: содействие развитию конкурентной среды, ценовая политика, прямое участие в производстве, контроль за производством и сбытом, введение лицензирования на право занятия определенными видами деятельности, введение систем стандартизации и сертификации, осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, проведение налоговых проверок и т.п.

Государство может препятствовать осуществлению недобросовестной конкуренции на рынках. В законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», последняя определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, при которой число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а, следовательно, и на цену. C учетом индивидуальной кривой спроса монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы, в том числе и информация, распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает асимметрию в информации. Для предотвращения последствий монополизации государственные органы вмешиваются в экономику: тщательно изучают рынки и делают для них расчет показателей концентрации, выявляют на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Государство придерживается дифференцированного подхода, сохраняя в экономике зоны естественной монополии, проводя жесткую антимонопольную политику по отношению к другим производителям. Правительство может вмешиваться в механизмы ценообразования путем установления фиксированных цен. Чаще всего государственное регулирование в этой области распространяется на естественные монополии. Поскольку их существование в ряде отраслей экономически оправдано по критерию эффективности, то государство позволяет им осуществлять деятельность, не применяя к ним антимонопольные мероприятия. Однако, для того, чтобы приблизить ситуацию к конкуренции, государство вмешивается в процессы ценообразования на продукцию естественной монополии. Если целью регулирования является эффективное распределение ресурсов, в том числе и информации, то цена должна быть установлена на уровне предельных издержек. Если же целью регулирования является обеспечение справедливой прибыли, то цена устанавливается на уровне средних издержек. Ограничение государством ценовой конкуренции в сочетании с механизмом стандартизации и сертификации может существенно повысить конкурентоспособность высококачественных товаров, которые при относительно небольшой разнице в цене становятся предпочтительными для потребителя.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.