|
Основные черты монополистической конкуренции. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периодеРассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них обладают чертами и чистой конкуренции, и чистой монополии. Такой как раз и является монополистическая конкуренция, содержащая элементы конкуренции и монопольной власти. Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными. Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, различающиеся качеством, объемом оказываемых услуг при продаже товаров услуг, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и клейма оберегает товары от копирования и подделок. Развитие предприятий в условиях монополистической конкуренции имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкретную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей. Таким образом, признакимонополистической конкуренции: 1. Большое число производителей 2. Дифференциация продукта 3. Неценовая конкуренция 4. Легкое вступление в отрасль (лицензии и патенты могут применяться) Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков):Кривые спроса и предельного дохода в условиях монополистической конкуренции располагаются примерно также как в условиях чистой монополии, но они более эластичны. Но они не являются совершенно эластичными: во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов; во-вторых, продукты этих конкурентов представляют собой близкие, но не совершенные заменители
Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой спроса и кривой средних общих издержек. Прибыль может иметь место, а может и не иметь, если значение средней цены превышает параметры средних издержек. Данное краткосрочное равновесие не может быть долгосрочным. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм Если фирма была прибыльной в краткосрочном периоде, то возможности ее получения будут привлекать новые фирмы в отрасль. В результате на рынке будут происходить два процесса: во-первых, кривая спроса начнет опускаться вниз с определенным поворотом, становясь более эластичной; во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, фирмы, действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, расходы на сырье. В результате кривая средних издержек сдвинется вверх. В результате установится долгосрочное равновесие. Рис. Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|