Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок реорганизации банков





 

Реорганизация КО может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При реорганизации КО с созданием иной КО Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные КО; за регистрацию КО, созданной в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01% от размера ее уставного капитала.

Слияние – создание новой КО с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких КО и прекращением деятельности последних.

Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких КО с передачей всех их прав и обязанностей другой КО.

Разделение – прекращение деятельности КО с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным КО.

Выделение – создание одной или нескольких КО с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизуемой КО без прекращения деятельности последней.

Преобразование – изменение организационно-правовой формы КО.

Процессы слияния и присоединения банков регламентируются Положением Банка России «Об основах реорганизации банков в форме слияния и присоединения» от 30 декабря 1997 г. №12-П.

Банку, образовавшемуся в результате слияния, выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять каждый из сливающихся банков, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

При присоединении банка он сохраняет лицензии, на основании которых действовал до реорганизации, или ему выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая Генеральную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генеральную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяемого банка.

Договор о слиянии или присоединении может предусматривать разные способы конвертации акций (долей), регламентируемых банков в акции (доли) нового банковского образования.

 

Условия отзыва и аннулирование лицензий

 

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений. Согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

- установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

- неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Бака России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КО неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;

- неспособности КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательством и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда – МРОТ (это признак банкротства);

- неоднократного в течение года неисполнения требования, содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов КО при наличии средств на счетах (во вкладах) этих лиц.

Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КО по добровольному решению ее участников в порядке, предусмотренном Указанием Банка России «О порядке предоставления в Банк России ходатайства КО об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации КО на основании решения ее учредителей (участников)» от 1 марта 2000 г., №749-У.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по модулю 3

 

1. Каков порядок регистрации и лицензирования кредитной организации в РФ?

2. Какие существуют виды лицензий и условия их выдачи?

3. Каков порядок формирования уставного капитала?

4. При каких условиях может быть аннулирована банковская лицензия?

5. Какие требования предъявляются к руководителю КО?

Упражнения к модулю 3

 

1. Расскажите о порядке формирования и использования резервного фонда.

2. Сделайте схему организационной структуры коммерческого банка.

3. Расскажите порядок составления расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли.

 

Тесты

1. Кредитная организация может быть образована в форме:

а) акционерного общества.

б) паевого коммерческого банка.

в) общества с дополнительной или ограниченной ответственности.

 

2. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников

(акционеров), то есть полностью или частично изымать свою долю (акции) из уставного капитала, …

а) в течение первого года со дня его регистрации.

б) в течение первых трех лет со дня его регистрации.

в) в течение всего времени, пока не ликвидируется банк.

 

3. Генеральную лицензию может получить только банк, с даты регистрации

которого прошло…

а) не менее одного года.

б) не менее двух лет.

в) более трех лет.

 

4. Какой минимальный размер уставного капитала установлен для вновь создающихся небанковских кредитных организаций?

а) не менее 17 537 550 рублей.

б) не менее 1 млн. евро.

в) не менее 500 тыс. евро.

 

5. Предельный размер неденежной части уставного капитала банка не должен превышать…

а) 10%.

б) 20%.

в) 580%.

Модуль 4. Организация бухгалтерского учета коммерческого банка и его баланс

Вы будете изучать

- баланс коммерческого банка;

- отчетность коммерческого банка.

 

Цели модуля

- изучить бухгалтерский учет в КО;

- изучить основные формы отчетности КО.

 

Основная литература модуля 4

- Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. №17 «О составлении финансовой отчетности» (с изменениями на 12.04.2002 г.).

- Указание ЦБ РФ от 04.02.1998 г. №162-У (с изменениями от 17.05.2001 г.).

Бухгалтерский учет в банке

 

Бухгалтерский учет в банках имеет отличительные черты, обусловленные спецификой обслуживания сферы денежного обращения, что отражается в организации учетно-операционной работы.

Организация учетно-операционной работы в банке включает:

- построение учетно-операционного аппарата;

- организацию рабочего дня и документо-оборота;

- внутрибанковский контроль.

В структуре учетно-операционного аппарата выделяются учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависит от направления и масштаба деятельности банка.

Например, ведение счетов осуществляют учетно-операционные работники и далее доверенные сотрудники банка оформляют и подписывают расчетно-денежные документы. Счета и операции распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге, оформляются подписями главного бухгалтера и работников.

Организация учетно-операционной работы должна обеспечивать выполнение следующих условий:

- все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного дня, отражаются в бухучете за этот день (операционное время выбирается банком самостоятельно);

- движение денежных средств по документам клиента должно производиться в тот же операционный день;

- бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее начала следующего дня.

При оформлении банковских операций необходимо обеспечить контроль за законностью операций и сохранностью средств.

Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью.

Если документ требует дополнительной проверки, то он передает его контролеру, после чего операция исполняется.

Все проведенные операции с различной степенью детализации отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерия является одним из структурных подразделений банка. Но бухгалтерский аппарат банка не ограничивается бухгалтерией, как структурным подразделением, так как практически во всех подразделениях крупного банка есть бухгалтерские работники, формирующие баланс банка по счетам соответствующих подразделений (валютные операции, ценные бумаги и пр.).

Завершающим этапом учетного процесса является общая характеристика состояния банка на определенную дату (путем составления баланса и других форм отчетности).

 

Что такое баланс банка?

 

Баланс коммерческого банка (КБ) – это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Баланс КБ характеризует в денежном выражении состояние ресурсов КБ, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банка на начало и конец отчетного периода.

Баланс банка – это основной документ бухгалтерского учета, отражающий суммы остатков всех лицевых счетов аналитического учета. Анализ данных баланса дает комплексную характеристику деятельности банка за определенный период. Анализ баланса позволяет определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности; о возможных перспективах развития коммерческих банков.

Состав и структура баланса банков зависят от характера и специфики их деятельности, принципов построения бухгалтерского учета в банках и используемых банковских операций.

Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, делятся на:

1) внутренних (руководители, учредители, другие работники организации);

2) внешних (инвесторы, кредиторы и др.).

Основные задачи бухгалтерского учета:

1) формирование детальной, достоверной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении;

2) ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличие и движение (платежных) требований и обязательств, использование кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.

3) определение внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.

                     
                  1 раздел  
                  2 раздел разделы
                 
                   
                   
                  3 раздел
                   
              4 раздел
                   
                5 раздел
                   
                    6 раздел
                 
                    7 раздел
               
                   
                 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                   
                     
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

Рис. 2 Структура Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ

А. Балансовые счета

При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следующая структура (см. рис.2):

- разделы, (7);

- счета первого порядка,

- счета второго порядка;

- лицевые счета аналитического учета.

Каждый раздел, в свою очередь, делится по группам счетов в зависимости от экономического содержания.

В целях адекватного отражения ликвидности баланса кредитных организаций введена единая временная структура активных и пассивных операций:

- до востребования;

- сроком до 30 дней;

- сроком от 31 до 90 дней;

- сроком от 91 до 180 дней;

- сроком от 181 до 1 года;

- сроком свыше 1 года до 3 лет;

- сроком свыше 3 лет.

По межбанковским кредитам и ряду депозитных операций дополнительно предусмотрены сроки на один день и до 7 дней.

Для разделения счетов по типам клиентов в Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций, основанной на выделении:

Разделение счетов по типам клиентов.

Резиденты, в том числе:

- кредитные организации;

- предприятия и организации, находящиеся в Федеральной собственности, в том числе:

- финансовые,

- коммерческие,

- некоммерческие,

- предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности (кроме Федеральной), в том числе:

- финансовые,

- коммерческие,

- некоммерческие.

- прочие предприятия и организации, в том числе:

- финансовые,

- коммерческие,

- некоммерческие.

- предприятия без образования юридических лиц;

физические лица.

Нерезиденты, в том числе:

- кредитные организации,

- прочие юридические лица;

- физические лица.

Кредитная организация составляет сводный баланса и отчетность в целом по кредитной организации и по счетам второго порядка.

Счета в бухгалтерском учете определены только активные или только пассивные.

Учетная политика банка основана на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и Правилах бухгалтерского учета, которые разработаны, исходя из накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране, сложившейся практики банковского учета в зарубежных странах.

Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ (рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах непрерывно с момента регистрации банка в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке установленном законодательством РФ.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

В разделе «Операции с ценными бумагами» выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции.

Для полного учета и анализа результатов деятельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитический учет.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.