Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СМИ — составная часть массовой коммуникации





Средства массовой информации — социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории, отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение — неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

Социологические исследования СМИ начались в Советском Союзе в середине 20-х гг. прошлого столетия. Основная их проблематика — соответствие содержания и формы газет и журналов нуждам и потребностям рабочих и крестьянских масс. Развивались и «синтетические», как их назвали в те годы, исследования аудитории печати, в которых изучение информационных интересов велось с учетом всех факторов социальной жизни читателей газет и журналов.

Социология печати — самая развитая часть социологии СМИ. Объект ее изучения — аудитория, журналистский корпус, содержание материалов, взаимодействие центральной и местной печати и т.д.

Социологические исследования в области радиовещания начались еще перед Великой Отечественной войной, но особый размах и регулярность они приобрели в послевоенный период. Наиболее активно изучалась аудитория радио, специфика формирования его программ в различных регионах, популярность отдельных циклов передач и т.д.

Социологическое изучение телевещания стало развиваться в СССР в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Анализировались объем и направленность потребления телевизионных передач, влияние распространения телевидения на другие средства массовой информации, роль телевидения в потреблении культуры и т.д.

Тесно связана с функционированием СМИ реклама (лат. «кричать») — распространение сведений о чем-то или о ком-то (как правило, о товаре, лице, организации) с целью привлечь к ним, массовое внимание. Можно выделить торгово-экономическую и идейно-политическую рекламы. Социологические исследования рекламы начались в СССР в 70-е гг. XX в. и были связаны в основном с изучением различных аспектов воздействия иа потребителя.

Таким образом средства массовой информации — это основная, материализованная часть массовой коммуникации и рассматривать их следует в социальном плане через призму масс коммуникации.

При этом необходимо сказать также о том, что СМИ в обществе, в силу их большой значимости, определяются как «четвертая власть», т.е. в качестве выразителя существенных интересов и источника формирования идей, средства образования.

Простые люди и ученые до сих пор не могут однозначно сказать, что именно могущественнее всего на свете: политика, деньги, идеология, религия, наука или средств массовой информации. Существуют первичные признаки, определяющие средства массовой информации: производство информации; массовость распространении; оперативность доведения информации.

Сущность СМИ проявляется через общие условия, необходимые для их функционирования, а именно: наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации; социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации; массовая аудитория, рассредоточенность и анонимность которой требует тщательно продуманной ценностной ориентации; наличие различных способов коммуникации и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих эффективное функционирование средств массовой информации. Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать: средства массовой информации (СМИ); средства массового воздействия (СМВ) и собственно технические средства (СТС). К СМИ относятся: периодическая печать (пресса), радио, телевидение. СМВ это кино, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. СМВ не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. СТС коммуникации — телефон, телетайп, интернет и т.п. — не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая ими информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

Историческая последовательность, в которой появились СМИ, наложила отпечаток на их характеристики. Европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые стали выходить коммерческие газеты, а появление массовых газет в России («Российские ведомости») относится к 1700 г., а в США — в!833 г. Радио как средство массовой информации возникло в 1920 г., а телевидение — в 1945 г.

Телевидение далеко ушло от своего прототипа — кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма, телепередачи не обладают целостностью и законченностью, рассказчик (коммуникатор) идентифицирован и легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем обладает возможностью выбора. Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой как каналом письменной коммуникации и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации. В частности, ситуативное представление информации в телепередаче исключает двусмысленность. Динамика передачи информации, эффект соучастия, степень полноты обратной связи также различны.

Средства массовой информации обеспечивают регулярность и тиражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, направленная на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую, сколько межличностную и даже внутриличностную коммуникацию. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получать различную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст с помощью кабельной техники позволяет получить информацию, заложенную в компьютере, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в направлениях: децентрализации, где выбор программы зависят в большей степени от индивида, увеличивается объем информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); возможности интерактивности — обмена информацией через обратную связь.

В социокоммуникации доминирует коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный занимает подчиненное место — в социокоммуникации важно не столько что, сколько как, кто, кому. Поэтому следует согласиться с теми исследователями, которые вместо традиционного термина «средства массовой информации (СМИ)» используют термин «средства массовой коммуникации (СМК)», подчеркивая приоритет коммуникативного аспекта. В большинстве случаев для упрощения терминологии говорится «массовая коммуникация (МК)».

Социально значимая информация. Широкий диапазон смысловой информации и возможности передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудиторий и повышают ее мотивированность. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах: обучение, убеждение, внушение, реклама, побуждение и т.п.

Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, Поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает доминирующие тенденции в обществе. Именно оценочная информация в значительной степени Способствует формированию общественного мнения. А это уже рычаг, которым пользуются политические силы общества для достижения своих целей. Известно, что информация, которая тиражируется с помощью средств массовой информации, находящихся либо под протекторатом государства, либо во владений частных монополий, отражает интересы хозяев и их мировоззрение. Монополия на СМИ, в какой бы форме ни проявлялась, служит целям идеологического, политического, экономического и нравственного воздействия на сознание и деятельность людей.

Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой. Расширение возможностей активного участия личностей с различными социальными ориентирами в массовой коммуникации связано с процессом демократизации общества. Об этом свидетельствуют нелицеприятные интервью с политиками и экономистами, письма в газеты и т.п. Но возникает вопрос — почему значительная часть общества (от 20—30%) не имеет «собственного мнения» при опросах по важнейшим социальным проблемам? Либо это люди, не имеющие социального опыта, либо люди, понимающие, что практика реального общественного бытия не всегда соответствует информации, которую передают СМИ. И то, и другое делает массовую коммуникацию ущербной и вырабатывает у общества антисоциальные ориентиры.

Длительное пребывание в таком состоянии может пагубно сказаться на авторитете средств массовой информации. С данной особенностью массовой аудитории — ее нейтральной или критической оценкой информации — следует считаться. Перед СМИ стоит трудная задача — совмещение и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет не о выборе информации, «интересной для всех, для отдельных групп людей или для индивида», что, само собой разумеется. Имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество и на индивида.

В одних случаях средства массовой информации ориентированы (посредством форм воздействия на общество и личность) на формирование общественного мнения или на его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.). В других случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование или на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или иных случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.

Способы и средства массовой коммуникации. Способы и средства массовой коммуникации определяют ряд характеристик, таких как направленность, многоканалыюсть, вариативность и нормативность коммуникативных средств. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Обычно массовая коммуникация характеризуется однонаправленностью, поскольку обратная связь отсутствует. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей в редакции СМИ стало возможным определить такой вид коммуникации, как взаимонаправленность. Безусловно, обратная связь подобного вида имеет специфический характер — она видоизменяет и, возможно, совершенствует организацию массовой коммуникации, но не оказывает эффективного воздействия на передачу информации.

Гораздо больший интерес в плане теории и практики представляет так называемая скрытая обратная связь, характерная преимущественно для радио и телевидения. Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию я на ее оценочную интерпретацию. И хотя отравитель информации не имеет непосредственного контакта со своей аудиторией, он может направлять процесс коммуникация, делая его при необходимости взаимоприемлемым. Психолингвисты отмечают; что «мы не только изменяем психику слушателя (зрителя) в нужном нам направлении, но и сами гибко приспосабливаем свою психику к задаче и условиям общения».

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется скрытая обратная связь, которая достигается с помощью продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств — слов, формул общения» стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинесические средства невербальной коммуникации.

В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) непосредственно направлены. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы: существует социальная дистанция между отправителем и получателем информации, которая включает несколько этапов, связанных с профессиональной деятельностью многих людей — корректоров, редакторов, технических редакторов и др.

Массовая коммуникация отличается многоканамностью — используются визуальный, аудитивный и аудитивно-визуальный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной формы коммуникации. Традиционно для прессы типично использование общелитературного письменного языка — книжных слов, терминов. Для радио и телевидения типично использование форм устной коммуникации, включающей элементы разговорной речи. Однако установить жесткую корреляцию между признаками устной и письменной речи и видами СМИ трудно, поскольку радио- и телепередачи проходят предварительную обработку как письменные тексты и неизбежно сохраняют в себе черты письменной речи; с другой стороны, использование в прессе диалогов допускает употребление разговорной речи. Этому способствует вариативность языка как его природное свойство. Но сказанное не означает, что можно смешивать функциональные стили — высокий и низкий.

Поддержание образцов нормативной речи и разграничение функциональных стилей, обусловленное социальной дифференциацией, — важные функции СМИ в их коммуникативной деятельности.

Функциональный стиль обусловлен коммуникативной сферой, определяемой тематикой информации, социальной ролью ведущего и его социальной ориентацией на определенную социальную группу потенциальной аудитории. Передачи для молодежных или профессиональных групп отличаются по словарному составу, оформлению высказываний от передач, рассчитанных на массовую аудиторию.

В настоящее время нельзя не заметить тенденцию к смешению функциональных стилей, которая четко проявляется в прессе, а также и в радиосообщениях и телепередачах, особенно в их комментирующей части. Эта тенденция отражает опосредованно — через язык — сложные социальные процессы, происходящие в настоящее время в обществе, и стремление выразить свое отношение к новым социальным реалиям и проявляется в новых словесных клише типа «новые русские», «русскоязычное население», «лица кавказской/среднеазиатской национальности», «либерализация цен», «силовые министры», которые легко закрепляются в массовой коммуникации при помощи СМИ. Словесные стереотипы, как, впрочем, и изобразительные (карикатуры, шаржи), не так уж безобидны, особенно если имеют негативную оценочную коннотацию.

Мнения специалистов по поводу социального воздействия этой тенденции на нормативность и обогащение русской речи расходятся.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.