Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прикладные аспекты массовой коммуникации. Роль паблик рилейшенз и рекламы в жизни современной России





Значение теории и эффективность подходов к актуализации прагматических функций массовой коммуникации проверяются на практике. Конкретные вопросы функционирования массовой коммуникации изучаются в прикладном аспекте, который предусматривает обязательную экспериментальную работу. Экспериментально-прикладной уровень массовой коммуникации связан с самыми разнообразными сферами коммуникативной деятельности, осуществляемой с помощью средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Одну из важнейших коммуникативных сфер тесно связанную с социально значимыми видами деятельности традиционно называют «паблик рилейшнз» (лат. «РR» или рус. «ПР») — «связями с общественностью» (возникла в США в 1903 г.). Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел «паблик рилейшнз», а одноименный курс преподается в 350 колледжах. В современной России такая деятельность, как коммуникативная система управления общественными связями и общественными отношениями, получила новый импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области социальных ценностей и глобальных проблем, таких как экология, этика, религия, образование, культура и др.

Расширение представления о названной сфере деятельности требует уточнения терминов «общественные связи» и «общественные отношения», в которых отражена специфика когнитивного и прагматического уровней этой деятельности. Для экспериментально-прикладного аспекта массовой коммуникации важны оба уровня, поскольку с помощью СМК не только рекламируется товар или политический имидж, но и пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и пути их решения.

Традиционно РR понимается как управленческая деятельность, нацеленная на установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой зависит успех функционирования этих структур. В прагматическом аспекте РR подчеркивается умение воздействовать на общественное мнение в интересах фирмы таким образом, что убеждает потребителя в направленности деятельности фирмы на его благополучие, комфорт, экономию времени и т.п. На первый взгляд это рекламная деятельность, предполагающая, действительно, соединение науки и искусства. Но специалисты утверждают, что РR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию — убеждения во взаимовыгодном и гармоничном сотрудничестве. Различие состоит в том, что основная функция РR — управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации.

Несмотря на то, что и в том и в другом случаях принимается во внимание «человеческий фактор» и деловым контактам предшествует большой объем работы по изучению партнера, аудитории и ситуации в тактическом и стратегическом планах, самым ответственным является последний этап актуализация цели и замысла Коммуникации, когда адресант (коммуникатор — в массовой коммуникации) остается практически один на один с адресатом (аудиторией). Успех коммуникации складывается из многих компонентов. Важен не только выбор словчи речевых образцов, принятых в деловой сфере коммуникации, Но и правильная ориентация на тип коммуникации — межличностной, внутригрупповой или массовой, каждая из которых имеет свою специфику. Большое значение придается тону, избранному в данной ситуации (нейтральный» сопереживающий, ироничный, назидательный и т.п.). Особенно это важно в радиовещании, когда у коммуникатора ограничен выбор коммуникативных средств. Прагматический аспект рассматриваемой сферы предполагает также оценку современным обществом рангов социальной иерархии, признаков расположенности / не расположенности потребителя информации к событиям общественной важности, стереотипов социально значимых норм коммуникации и так далее.

Конечно, коммуникативная сфера «связи с общественностью» не сводится к традиционному, узкому пониманию RR. Она предполагаете активное взаимодействие общественных и управленческих структур различного типа в областях связанных с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями общества, определяющими его духовное
развитие и технологический прогресс. В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, конечная цель которых — социальная интеграция общества и социальные изменения yа его благо.

Так или иначе, в РR различают два основных направления деятельности — менеджмент и маркетинг. Менеджмент — в широком смысле это управление, которое предусматривает установление и поддержание: оптимальных, деловых отношений и творческих связей прежде,, всего в иерархической структуре организации, в так называемой закрытой или внутренней аудитории; разнообразных деловых связей с открытой или внешней аудиторией. Маркетинг — это деятельность предприятий или их специальных отделов, направленная на эффективное продвижение продукта на рынке на основе тщательного изучения информации о мотивированности потребителя и планирование способов воздействия на нею через формирование общественного мнения и популяризацию собственного имиджа. И здесь уже не обойтись без рекламы и средств массовой информации.

В целом РR представляет собой динамическую и гибкую систему управления общественностью в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Несмотря на различие мнений, никто не отрицает мощного воздействия СМИ на формирование общественного мнения и отношение людей к социальным ценностям. Для установления более определенной корреляции важны экспериментальные проверки как теоретических положений, так и эмпирических наблюдений, но при этом необходимо учитывать роль социальной ситуации.

В технологии коммуникативной деятельности организаций, участвующих в РR, большое место занимает устная форма коммуникационного воздействия, особенно при создании общественного мнения в условиях кризисов и катастроф. Значимый сектор в ней отводится не только устным формам коммуникации, реализуемым через аудитивные и аудитивно-визуальные каналы, но и письменным, которые отличаются еще большей регламентацией в деловой коммуникативной сфере. Помимо стереотипной структуры официального или неофициального письменного текста, существуют нормы обращения к партнеру и нормы самопрезентации.

Все особенности устного и письменного коммуникативного воздействия подробно разработаны в специальных пособиях по деловому этикету на базе общих закономерностей письменной и устной речи конкретного языка и психологии. Такие формы деловой коммуникации отличаются некоторыми национально-культурологическими особенностями зависимости от разных культурно-генетических ареалов, которые следует учитывать при межнациональном общении.

Массовая коммуникация и реклама. Реклама как вид деятельности входит в сферу общественных связей и отношений, но благодаря своей специфике обычно выделяется как самостоятельный предмет изучения, в котором прикладной аспект занимает значительное место и имеет свое проявление в социальном пространстве России.

Установилась типовая структура рекламной деятельности, обязательными компонентами которой выступают рекламодатель, рекламное агентство, средства массовой коммуникации и аудитория.

Реклама: обслуживает продажу, помогая компаниям реализовать товар; облегчает потенциальному покупателю выбор товаров и услуг; мотивирует предметно-функциональные потребности массовой аудитории; стимулирует потенциального потребителя на приобретение новых товаров, создавая, в конечном счете, культ приобретения; является катализатором производительной и рекламной деятельности конкурентов; демонстрируя материальные и культурные возможности, выполняет важную социальную роль, направленную как на интеграцию, так и на дифференциацию социальных групп; способствует формированию, благоприятного общественного мнения в отношении организации.

Суть рекламы состоит в том, что она с помощью СМК передает информацию о потребительских свойствах товара и видах услуг в целях их реализации и создания спроса на них. Следовательно, она может рассматриваться как одна из функций массовой коммуникации. В прикладном аспекте это означает решение трех конкретных вопросов: кто должен быть заинтересован в моей рекламе» что он хочет услышать, как заставить его услышать то, что хочу сказать я.

В соответствии с практической установкой разработчик рекламой решает целый ряд задач, которые можно разделить на четыре группы: получение информации о клиенте — заказчике рекламы и его товаре или сфере предлагаемых услуг; знание аудитории как, потенциального потребителя этого товара или услуги, правильная оценка возможностей разных каналов СМК с точки зрения их воздействия на потребителя; подготовка текста рекламы с учетом этих данных.

Сегодня имеется большое число практических руководств с конкретными рекомендациями до организации и подготовке рекламы. Этому предшествовала экспериментальная работа по изучению механизма рекламы на основе психологических, социологических и коммуникативных характеристик массовой коммуникации. Суть данного механизма состоит в том, что информацию о клиенте и его продукте желательно получить из первых рук; знание целевой аудитории основывается на изучении социологических и психологических характеристик потенциального потребители; выбор каналов информации — непростая задача для рекламодателя, рекламного агентства и автора рекламы; важным представляется подбор коммуникативных средств.

Массовая коммуникация и речевая деятельность. Известно, что процесс взаимодействия массовой коммуникации и речевой деятельности является двусторонним и обусловлен социальными и коммуникативными факторами. С одной стороны, массовая коммуникация ориентируется на нормы речевой деятельности, принятое в данном обществе;: в другой — нормы речевой деятельности видоизменяются под влиянием массовой коммуникации, отражающей реалии и сдвиги в социальных ценностях общества.

В прикладном аспекте рассматриваемой проблемы интерес представляют три вопроса. Во-первых, видоизменения в речевой деятельности — в нормативных правилах речевого поведения обусловлены объективными причинами, которые заложены в природе языка.

Во-вторых, общая тенденция в видоизменении речевых норм проявляется в смешении функциональных стилей. В нормативную речь проникают разговорные слова и словосочетания типа «вмазать», «утереть нос», диалекты — «давеча», «нетути» и жаргонизмы — «бабки», «лимон» и др. Видоизменения речи наблюдаются на всех уровнях языка — лексическом, грамматическом и фонетическом.

В-третьих, воздействие на фонетику идет через СМК. Отмечаются колебания в ударении некоторых слов — «премировать», «нормирование», «позвонит». В радиосообщениях наблюдается чужеродная интонация — повышение тона при окончании повествовательных предложений. Не обращается внимание на темп и ритм русской речи, что даже при отчетливой артикуляции затрудняет восприятие содержания. Основная причина тенденции к смешению стилей и нарушению норм речи — стремление к ее большей выразительности, отражающей изменения в обществе.

Прикладные задачи социологии коммуникации. Сегодня, в условиях изменений в обществе, расширяется проблематика массовой коммуникации, и особенно ее прикладного аспекта. Реализация практических задач всех видов социокоммуникации предполагает проведение большой экспериментальной работы, что сопряжено с поисками и обоснованием эффективных методов. Прикладные задачи любой науки проявляются как социальный заказ, и социокоммуникация в этом отношении не исключение. Ее задачи определяются возникающими трудностями и проблемами. Их решение можно осуществлять по трем направлениям.

Первое направление — преодоление социокоммуникативных барьеров, которые выражаются в различных формах элементарного непонимания, неадекватного речевого поведения, даже в форме конфликтов, исход которых может быть драматическим, особенно в таких сферах, как дипломатическая, политическая, юридическая.

Второе — связано с разработкой систем коммуникации в технологическом плане. Задачи здесь видоизменяются в соответствии с тенденциями эволюции общества. В плане коммуникативных задач это предполагает разработку автоматического анализа и синтеза речевых образцов хотя бы в рамках определенной коммуникативной сферы.

Третье — расширение и совершенствование функциональных возможностей коммуникации. Решение данных задач вызвано необходимостью совершенствования языка как средства общения, т.е. его коммуникативной функции. Например, разработка рекомендаций по использованию языка в разных коммуникативных сферах, особенно в установлении связей с общественностью.

Вот далеко не полный перечень практических задач, связанных с разнообразными сферами человеческой деятельности.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.