Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Синтетический характер макроэкономики





 

Согласно знаменитому британскому словарю Макмиллиана макроэкономику определяют как науку о совокупном поведении экономических агентов, которое отражается в системе агрегированных показателей (валовой продукт, национальный доход, занятость, эффективность труда, цены, денежная масса и пр.)*.

* Словарь современной экономической теории Макмиллиана. Пер. с англ. М., 1997.

 

Обычно экономику относят к наукам гуманитарным. Вряд ли с этим можно безусловно согласиться. Не боясь упрощения, отметим, что сегодня экономики без математики просто не существует. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Экономисты формализуют свои идеи. Мы изучаем, например, «теорему Коуза», «уравнение Фишера», «парадокс Леонтьева» и т. п. А привлечение счетно-решающей техники превратило «королеву наук» в волшебницу.

Появление математического метода во второй половине XX в. позволило соотнести умозрительные выводы с фактами, наполнить абстракции реальным содержанием и освободить науку от спекуляций. Экономическое знание поднялось на новую ступень зрелости, сближающую его с продуктивными сферами естествознания. В этом направлении трудились авторы учебника по математической экономике Э. Маленво и Г. Столерю, переведенного на русский язык; известные экономисты Ф. Модильяни и М. Миллер; к этой кагорте ученых относится и лауреат Нобелевской премии 1999 г. Роберт Манделл. Математическую экономику можно определить как количественный, геометрический и графический анализ экономических процессов и механизмов, методов государственного воздействия. В то же время специалисты справедливо подчеркивают, что трудность состоит в принципиальной неопределенности экономических эффектов (осуществление через отклонения, колебания). Наработки математиков широко применяют лидер монетаризма М. Фридмен, основоположник экономического синтеза П. Самуэльсон, такие знаменитые представители теории социального выбора, как Дж. Бьюкенен и К. Эрроу.

Использование математики, ставшее аксиомой, не исключало, но скорее стимулировало укрепление взаимосвязей экономики с социологией и психологией. Вновь был открыт австрийский социолог и экономист Людвиг фон Мизес, австроамериканец Фридрих фон Хайек (часть их трудов имеется в переводе на русский язык); разрастается такая научная ветвь, как экономическая психология – направление, которое изучает мотивы экономического поведения человека или групп, экономическое сознание, волевое начало в экономическом поведении, роль бессознательного в психике индивида и масс (иллюзий, страхов, паники, реакции на политические изменения).

«Колыбель колеблется над бездной», – писал Владимир Набоков. Мыслящие люди часто предчувствуют катастрофы. В конце XX в. проблемы экологии стали поистине глобальными и настораживающими. На этом фоне возникает так называемая экономическая экология, занимающаяся поиском путей решения сгущающихся опасностей как на государственном и межгосударственном уровнях, так и на частнохозяйственном – посредством использования механизмов рыночной экономики. Мы познакомимся в дальнейшем с творчеством современного американского экономиста Рональда Коуза.

Есть еще одна сфера человеческого знания, с которой у экономики обнаружилось совпадение интересов и методов анализа. Это психология – социальная и личностная. Появившись на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался в ткань экономики. Великое открытие XIX в. – рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом этого сотрудничества. Современные экономисты не могут рассуждать без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т. д.

 

Экономика и этика

 

К тому же общественная мораль отстает, как известно, от развития науки, технологии, от обновления экономической жизни. Примеров здесь достаточно много. Аморальным, даже преступным продолжает оставаться медицинская помощь страдальцам, желающим уйти из жизни. В России долгое время безнравственными считались формы предпринимательской деятельности, даже если они не нарушали законов.

Открывшаяся в последние десятилетия экономическая этика имеет в своей родословной «Теорию нравственных чувств» Адама Смита – первое крупное произведение этого великого англичанина. С доктриной «нравственной экономики» выступил швейцарский экономист, представитель критического направления в политической экономии Жан Шарль де Сисмонди (1773–1842). Его считали романтиком и пророком. С одной стороны, Сисмонди существует в своем мире экономических отношений, с другой – явился предтечей идей маржинализма и исторической школы. Сисмонди выступал против излишней «буржуазности» классической экономии, призывал к милосердию по отношению к трудовому люду, «умерению» конкуренции.

История науки наполнена переплетениями, порою весьма причудливыми. Многое почерпнул у Сисмонди Карл Маркс. Можно назвать в этой связи мысль о концентрации имущества в руках небольшого круга собственников и растущую пауперизацию трудящихся масс (теория обнищания). Идея эта легла в основу «Коммунистического манифеста». Маркс нашел у Сисмонди точку опоры для объяснения прибавочной стоимости и эксплуатации. В отличие от предшественников Сисмонди во многих местах подчеркивал, что рабочий «продает не труд, а свою рабочую силу» и на рынке «спрашивается сила труда».

Рассуждая об экономике и нравственности, мы не может оставить в стороне имя Петра Кропоткина (1842–1921) – романтика, основателя русского анархизма.

Петр Алексеевич, князь Кропоткин, вполне соответствовал веками установившимся представлениям о благородных качествах аристократии. При всех обстоятельствах, как пишут современники, он сохранял прямую походку, с изяществом взошел на эшафот. Кропоткин обладал пытливым умом, широкими знаниями и был известен своими трудами в области философии, социологии и истории. Перед нами труд П.А. Кропоткина «Этика», переизданный в 1990 г.

В главе «Экономика и нравственность» автор называет понимание прибыли как двигателя общественного развития ограниченным. Разделение труда и специализация делают труд все более скучным и однородным занятием. У работников развивается настоятельная потребность в перемене труда.

В конечном счете обществу становится невыгодным приковывать человека на всю жизнь к тачке, между тем как раскрываются новые возможности для независимого и творческого труда. Главное состоит в том, чтобы покончить с выгодой, которую приносит разделение труда, и перейти к той, которая проистекает от интеграции или объединения трудовых усилий. Общество уже стремится к идеалу разнообразия труда для каждого, который в меру своих способностей будет работать в поле или в мастерской. И каждая нация или область будет располагать разнообразными продуктами потребления. В современной фабрике таится зародыш разрушения. Общества должны отрешиться от фантазий о нациях, производящих сельскохозяйственные или промышленные продукты.

Образование нужно сделать интегральным, обучение наукам – сочетать с ручным трудом, причем образование станет доступным для всех. Наука, изобретательство, предприимчивость должны быть общим достоянием, а прогресс – промышленный, умственный, социальный – нельзя задерживать политическими средствами.

Кропоткин утверждает, что немногие книги имели такое вредное влияние на развитие экономической мысли, как «Опыт об основах народонаселения» Т. Мальтуса. Подобные произведения оседают в умах зажиточного меньшинства. Между тем в сознание бедных проникли мысли о равенстве и свободе, порожденные Французской революцией. Мальтус выступил с утверждением, что бедность порождена не общественным строем, а является естественным законом, который он выразил краткой формулой: «Всему народонаселению не поместиться за общей трапезой»*.

* Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - известный британский ученый, которого некоторые историки экономической мысли относят вместе с Д. Рикардо к «пессимистам»; был священником и профессором экономии; кроме закона народонаселения известен работами по земельной ренте.

 

Хотя всякое владычество основано на силе, оно подтачивается, считает П. Кропоткин, если ослабевает вера в собственную правоту. Недоверие к реформам лишает бедных надежд заметнее, чем учение Мальтуса. К тому же многие реформаторы сами уверились в том, что всякое, даже временное улучшение жизни трудящихся приводит к быстрому росту населения. Критикуя современную ему политическую экономию, Кропоткин сетует на то, что она так и не поднялась выше гипотезы Мальтуса об ограниченности средств существования и более быстром росте населения. Эту позицию разделяет и часть биологов.

П. А. Кропоткина занимала этика общественного человека, которую он выводил из инстинкта общительности и взаимопомощи. Социальная нравственность предполагает, что человек считает добром действие, полезное данному обществу, а злом то, что вредно ему. В этом состоит, по мнению автора, нравственное начало анархизма. Дальнейшее развитие данный принцип получил в «формуле справедливости»: если я не хочу, чтобы меня грабили, убивали, обманывали, эксплуатировали, то я и сам обязуюсь не делать того же. Равенство, по мнению Кропоткина, есть синоним справедливости, оно сочетает уважение к личности со свободой, с полнотой ее осуществления и развития.

Истинно нравственным является человек, который, чувствуя в себе силу, энергию, избыток ума и воли, начинает действовать на благо общества, не заботясь о вознаграждении для самого себя.

Кропоткин стремится к гармонизации личности и общества. Нравственность предназначена развивать и совершенствовать человеческую солидарность.

Как и многие другие памятники русской культуры и литературы, книга Кропоткина представляет собой трактат, основанный на христианском учении, на Евангелии от Иоанна. В прошлом российскому просвещению было свойственно уважение к форме, а также известная догматизация гуманитарных теорий. Как и у некоторых мыслителей славянофильского направления, мы обнаруживаем у П. А. Кропоткина представление о культуре, имеющей западное происхождение, как о ложной. Последнее становится особенно заметным на фоне жертвенности русского общественного сознания. С выводами автора можно не соглашаться, но книга Кропоткина – это пример труда человека духовно богатого и высоконравственного.

Нобелевским лауреатом 1998 г. по экономике стал Амартия Сен – американский профессор индийского происхождения, широко известный сегодня в мире, основатель нового научного направления, выводящего экономическую теорию на простор социально-этической проблематики.*

* В статье о демократии А. Сен называет ее главным достижением XX в., несмотря на существование фашистких и коммунистических диктатур.

 

Небольшую книгу «Об этике и экономике» называют «сундуком сокровищ», в ней показана органическая связь экономической науки и философии морали, а также вред, который был нанесен экономическому анализу чрезмерным увлечением постулатом эгоистического поведения.

Отстранение экономики от этики стало одной из важнейших причин недостаточности или даже порочности экономического анализа. Сен разделяет материальную экономику и экономику благосостояния. Поскольку на поведение людей влияют этические мотивы, то они, являясь факторами благосостояния, воздействуют на материальные процессы.

Современная экономическая мысль может стать более эффективной, если будет использовать эти этические факторы, ведь именно они формируют суждения людей. Но дело не только в том, чтобы «внедрить» в экономику уроки, заимствованные из литературы по этике. Нужно совершенствовать сами этические представления людей.

Основное направление экономической теории отождествляет рациональность поведения с внутренней самостоятельностью выбора и максимизацией собственного интереса. Но Сен сомневается, что линия на максимизацию интереса полностью приближена к действительному поведению человека. В японской экономике, например, имеет место систематическое отклонение от эгоистического интереса в сторону образа действий, основанного на таких понятиях, как долг, лояльность и добрая воля. Эти обстоятельства позволили поднять уровень индивидуальной и групповой экономической эффективности.

Не разделяя концепции Адама Смита, Сен в то же время пишет о возможности таких обстоятельств, при которых преследование исключительно личных интересов может быть этически оправданным. Термин «благосостояние» также подвергается реструктуризации: следует различать благосостояние в контексте личных достоинств и достижений и в свете более широких целей – распределительной справедливости, согласованности и взаимозависимости.

Присмотримся к некоторым разделам книги А. Сена, переведенной теперь на русский язык*.

* Сен А. Об этике и экономике, М., 1996.

 

В главе «Экономическое поведение и нравственность» классической политической экономии приписывается лозунг, перефразирующий Данте: «Оставь дружелюбие, всяк сюда входящий», к ней не примешиваются добрая воля и моральные сантименты. Тем не менее экономическая наука призвана изучать реальных людей, которые не являются лишь примитивными практиками, но задумываются над сократовским вопросом: «Для чего ты живешь?»

Сен выдвигает два источника развития экономической теории. Это – этика и инженерия. Этическая ориентация восходит к Аристотелю. «Инженерный подход» связывают с именем французского экономиста-математика XIX в. Леона Вальраса, хотя более ранних приверженцев, например англичанина Вильяма Петти (XVII в). Проблема состоит в нахождении баланса между этически ориентированными и технически осуществимыми подходами. Дистанцирование современной экономической теории от этики обедняет фундаментальную науку, так же как и анализ ряда конкретных трагических реальностей (например, голода).

В последние годы представители философии морали переносят центр тяжести в своих исследованиях на «внутренне присущие значимости», обнаруживающие связи экономической и этической мотиваций. В 1975 г. А. Сен выступил с забавно названным эссе «Путешествие Смита на государственном корабле», где интерпретирует высказывание Смита о расчетливости поведения человека. Смит полагает, что собственный интерес доминирует у большинства людей. Но ставить знак равенства между понятиями расчетливости и собственного интереса вряд ли разумно, полагает А. Сен, ведь сам Смит, объясняя, что такое расчетливость, понимает ее как соединение продуманности с самообладанием. Это ни в коем случае не идентично эгоизму или себялюбию. Расчетливость – это наиболее полезное из достоинств человека как индивида. Но Смит не отдавал проблему выживания на откуп индивидуального расчета, – пишет А. Сен. Абсолютизация собственного интереса, как мотива экономической деятельности, была свойственна впоследствии многим исследователям Смита и привела к затруднениям в анализе взаимной торговли, договорных отношений, а также причин недоверия или голода. Непредвзятый анализ «Богатства народов» обнаруживает, по мнению Сена, широкий взгляд на человека, но суждения об этической стороне его поведения, например о необходимости сочувствия и борьбы с нищетой, оставались в тени.

Подводя итоги, А. Сен классифицирует отклонения от стандартов экономического поведения, вызванные этическими соображениями. В их числе: доброжелательность и симпатия к другим, приверженность к разнообразным делам или видам деятельности, к неким специфическим неординарным образцам поведения. Целесообразность экономического поведения может нарушаться вследствие внешних эффектов, возможно, и внерыночного характера (например, экологических трудностей).

Итак, теорию благосостояния можно существенно обогатить, если обратиться к этическому фактору; его полезность несомненна в работах по прогнозированию.

 

Экономическое дерево»

 

Развитие науки привело к появлению, наряду с общей теорией, прикладной макроэкономики, предлагающей аналитические разработки и расчеты эффективности производства, сокращения безработицы; варианты решения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и многого другого. Именно прикладная макроэкономика представляется с прагматической точки зрения направлением первостепенной важности. Но здесь мы обнаруживаем совершенно особенную потребность в исследовании национальной экономической специфики. Предметом анализа национальной экономики выступают особенности национального экономического поведения, специфические формы универсальных причинно-следственных связей, таких, например, как совокупный продукт и инвестиции, влияние открытости на экономический рост; особенности национальной психологии и экономические традиции; природные и геополитические факторы и, наконец, степень государственного вмешательства в экономику, выражающаяся в своеобразии экономического порядка.

В экономической теории и политике получило распространение понятие переходной экономики. По классификации Международного валютного фонда к этой группе относятся 27 стран, ранее входившие в состав европейских социалистических государств, и Монголия.

В теоретическом плане – это национальные экономические системы, находящиеся в процессе преобразований, перехода от централизованно планируемого хозяйства, основанного на обобществлении средств производства, к системе рыночных отношений. Экономическое поведение субъектов характеризуется в этих условиях сочетанием унаследованных привычек, условностей, административных барьеров с «новыми правилами» рынка, с возможностями свободного выбора, появлением «крутых» деловых людей.

Продолжительность переходной экономики, степень ее обременительности различны. Россию отличает, как мы увидим ниже, набор неблагоприятных обстоятельств.

В России существует Институт экономических проблем переходного периода; оценками социально-экономических процессов занимаются Институт экономического анализа, Институт экономики РАН, ученые экономического факультета МГУ и другие научные центры страны.

В исследованиях экономической политики переходного периода также обнаруживается присутствие нормативного и позитивного компонентов анализа, причем в различных сочетаниях и формах. В повествованиях на тему «как должно быть», рекомендациях по поводу реформ и «возвращения государства в экономику» недостатка не ощущается. Более полезными, на наш взгляд, являются описания происходящего, его позитивное аналитическое осмысление, попытки объяснить, где мы находимся, каковы тенденции развития. Сложность здесь состоит в получении корректной информации. Необходимым условием позитивного анализа становится изучение исторической и национально-психологической специфики, позволяющей моделировать национальную экономическую политику.

 

 

Рис.1

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какие ступени в развитии экономической науки вы запомнили?

2. Как вы определите, что такое политическая экономия и в каком родстве с ней находится макроэкономика?

3. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?

4. Назовите особенности национальной экономики.

5. Что такое политика?

6. Приведите примеры влияния макроэкономического анализа на политические действия.

7. Чем знаменит Джон Мейнард Кейнс?

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.