Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава II. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





 

Преследуя свои собственные интересы, предприниматель

часто более эффективно служит интересам общества,

чем тогда, когда сознательно старается служить им.

А. Смит

 

У древних народов рынок возник как эпизодически повторявшаяся процедура обменных операций, чаще всего связанная с празднествами, ритуальными действиями. Наши представления о рынке являются, естественно, более масштабными. Но сутью рынка остается основанное на взаимном интересе общение продавцов и покупателей. Девиз А. Смита: «Дайте мне то, что хочу я, и я вам дам то, что хотите вы» – и по сей день остается в силе.

Вернер Зомбарт (1863–1941), представитель исторической школы в экономической науке, связывал образ экономического человека с национальными качествами, называл, например, англичан «нацией торговцев».

Населявшие нашу территорию племена не проявляли особой склонности к обмену. Согласно описаниям историков, рыночные отношения формировались на Руси медленно. Еще в петровские времена кое-где существовал простой товарообмен («взаимство») или использовались кожаные деньги. Производство на рынок, торговля не были сильной стороной россиян. Возможно, что определенную роль здесь сыграли преобладание общинной замкнутости, неприятие индивидуализма.

Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами; направляет тем самым общее экономическое развитие.

Что необходимо, исторически и логически, для возникновения рыночных отношений?

Во-первых, продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может «владеть» продуктом, т.е. им свободно распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества, потребительских свойств. Развитие отношений собственности – это воспитание ответственности и инициативы.

Восстановления частной собственности на средства производства, на землю нельзя достичь лишь с помощью законодательных мер. В России для этого понадобится, возможно, длительный период адаптации, преодоления вымыслов советского периода.

Во-вторых, обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре систематически повторяющейся и жизненно необходимой связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло, возникают его специализированные отрасли.

Начала рыночной экономики мы встречаем в древних рабовладельческих государствах, она играет уже заметную роль в средневековых городах, хотя там имелось множество внеэкономических рычагов, всякого рода запретов и монополий, тормозивших развитие рыночных отношений.

С переходом к индустриальному (капиталистическому) обществу возникает единый национальный рынок, экономика превращается в преимущественно товаропроизводящую; значительно расширяется ассортимент благ и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели и продавцы реализуют свободу экономического выбора и принятия решений. Фридрих фон Хайек (1899–1992), основоположник современного либерализма, считал рыночную экономику и свободное общество почти синонимами*.

* Кейнс Дж. М. Избранные произведения М., 1993. С. 516.

 

И главное, экономика получает мощный импульс для своего развития в виде повсеместно распространившейся материальной заинтересованности как предпринимателей, так и наемных рабочих. «Рынок – это оптимальная система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных обстоятельствах, совокупных результатов», – говорил еще А. Смит. А. Хайек особо отмечает «опережающую события» деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов.

К проблеме свободного выбора возвращается и теоретик государственного регулирования Джон М. Кейнс. Потеря возможности личного выбора «является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве»*. Ведь кроме всего прочего, свобода выбора сохраняет традиции, которые концентрируют полезный опыт предшествующих поколений. Свобода исключает равенство. Люди, предпочитающие последнее, обычно более терпимы к автократии (самодержавию).

* Понятие свободы многолико. У Эпикура свобода – величайший плод самоограничения, у Гегеля – познанная необходимость. «Утопический коммунист» Л.О. Бланки (середина XIX в.) «абсолютную свободу» провозглашал «венцом цивилизации», хотя по сути своей она означала порабощение большинства общества меньшинством. В России синонимом «свободы» являлась «воля» с акцентом на свободе перемещения, ощущении пространства, означая свободу от всякой, прежде всего крепостной, зависимости и от каких-либо обязанностей.

 

В свете вышесказанного можно предложить следующее начальное определение рыночной экономики: удовлетворение потребностей посредством обмена, спроса и предложения; принятие решений является прерогативой самостоятельных хозяйств.

Рассмотрим теперь кратко объективные основы рыночной экономики:

• во-первых, следует познакомиться с потребительским спросом и экономическим поведением покупателей, формирующих товарные цены;

• во-вторых, займемся предложением товаров и услуг, т.е. факторами, лежащими на стороне производства;

• в-третьих, попробуем проникнуться атмосферой рыночной среды, т.е. рассмотрим конкуренцию.

В заключение, подводя некоторый промежуточный итог, мы познакомимся с видами рыночной экономики.

 

Теория ценности

 

Начнем с очевидного и массового проявления товарной ценности.

Цены на товары и услуги устанавливает рынок. Движущей силой обычно выступает спрос. На рынке действует так называемый закон спроса, состоящий в том, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше, при повышении цен – меньше потребителей.

Взаимосвязь цен и спроса можно изобразить на графике (см. рис. 2).

Мы обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В свою очередь – и это не менее важно – спрос реагирует изменение цен. Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается достаточно неравномерной.

 

 

Рис. 2

Эластичность спроса

 

Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной. В первом случае речь идет о товарной группе, объемы продаж которой снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой необходимости); в промежуточной корзине находятся товары, по которым существует возможность их замещения другими (например, кофе – чай); в третьей же группе находятся товары, падение объемов продаж которых вследствие роста цен носит стремительный характер, они как бы вымываются из потребления (новые нетрадиционные товары, импорт). Если мы попытаемся изобразить эти связи графически, то кривая спроса будет более крутой при слабой и более пологой при сильной эластичности (см. рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

Подобные явления наблюдаются и на российском рынке. Спрос здесь, как и везде в мире, понижается при стремительном росте цен, но заметно медленнее на хлеб и молоко, т.е. на товары, без которых потребителю обойтись трудно. Существуют также сезонные колебания в спросе (например, на мороженое или теплую одежду).

До сих пор мы говорили о воздействии цен на поведение покупателей. Но чтобы сделка состоялась, необходимы еще и продавцы с их предложением товаров и услуг.

Как реагирует на динамику цен предложение?

Если цены высоки, то на продажу будет выставлено больше товаров, чем при низких ценах. Закон предложения гласит, что существует прямая пропорциональная зависимость между ценами и объемами предложения. Ведь продавец стремится к прибыли.

Попытаемся теперь конкретизировать эти размышления при помощи графика (см. рис. 4).

 

 

Рис. 4

Эластичность предложения

 

В реальной жизни расширение (сжатие) предложения – процесс трудный, он более сложен, чем колебания спроса. Многое здесь зависит от уровня развития технологии, издержек производства. При стимулировании технологии, в частности для сокращения издержек на зарплату, может сократиться занятость. И наконец, расширение производства наталкивается порой на ограничения чисто физические.

Рассмотрим реакцию предложения на ценовые изменения или его эластичность в трех вариантах (см. рис. 5).

Предложение может расти (случай А), и это будет нормальной реакцией продавца-производителя на повышение цен. Вспомним, например, как быстро заполнился у нас рынок трикотажа. Предприятия, располагавшие рыночной монополией, т.е. контролем над рынком, или государственные предприятия, пользующиеся субсидиями или другими льготами, могут сохранять тот же объем предложения и получать монопольную прибыль (случай В). И наконец, некоторые предприятия, в особенности сельскохозяйственные (фермеры, товарищества), порой не могут увеличивать объемы производства, вынуждены даже их сокращать из-за отсутствия или дороговизны техники, удобрений или из-за отсутствия прямых связей с рынком.

 

 

Рис. 5

 

Попробуем теперь соединить кривые спроса и предложения.

Цена равновесия

 

Если предыдущие графики отражали интересы либо покупателей, либо продавцов, то на рис. 6 противоположные устремления оказываются сочетаемыми, совпадающими в точке О. Иными словами, рыночная цена 10 литров бензина составляет 3,5 долл. Конечно, данное равновесие неустойчиво, зависит от конъюнктуры. Цена равновесия – это рыночная цена, при которой сделка действительно может состояться.

 

 

Рис. 6

 

Рыночную связь спроса и предложения можно изобразить так:

 

 

Причина и следствие могут меняться местами. Спрос форсирует предложение, является, как мы уже отмечали, движущей силой, но само предложение рождает новый спрос, обогащает его*.

* Покупатель помнит о качестве товара дольше, чем о его цене. Это с особой убедительностью подтверждают исследования на рынке товаров длительного пользования.

 

Рассмотренное соотношение цен, спроса и предложения в своем чистом виде обнаруживается лишь при неизменности всех других условий. Позже мы обнаружим, что реальное состояние рынка сложнее и противоречивее, чем изображенное на графиках. Но, несмотря на отклонения, неожиданные повороты и шоки, простые законы рынка пробивают себе дорогу. Нам представляется, что наступило время вспомнить о воздействии на экономику психологических факторов. Психологический компонент присутствует при определении эластичности спроса и предложения, равновесной цены, в повседневных операциях продавцов и покупателей. В числе психологических мотивов, воздействующих на экономическое поведение индивидов и социальных групп, можно назвать следующие:

 

• Ожидания (конъюнктурных сдвигов, изменений в экономической политике).

• Иллюзии (денежные, ценовые и пр.).

• Ажиотаж по поводу движения цен, курсов, процентов.

• Доверие к качеству товара, к банкам, к государственным органам.

• Предрассудки в потреблении, поведении и пр., связанные с традициями, религией.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.