Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что лежите основе ценности товара?





 

Пока мы оставались на поверхности анализа. Ведь вопрос о том, почему кофе дороже прохладительного напитка, меха дороже ватника или коньяк дороже пива, остался открытым. Обычным ответом является ссылка на стоимость, ценность товара и, возможно, нашу платежеспособность.

Ценность – нечто, позволяющее дать оценку предмету, его значимости. Отождествление цены и ценности равносильно тому, как если бы мы отождествили понятия числа и счета.

Столетия в экономической науке «правила бал» теория трудовой стоимости. До сих пор объяснение ценности товара трудом, который пошел на его изготовление и был признан обществом, не ушло из нашего сознания, которое, как известно, отличается консервативностью, склонностью к ортодоксии. Все это напоминает историю о древних египтянах, которые в течение тридцати столетий придерживались по поводу площади треугольника представлений, оказавшихся потом ложными. Но это не значит, что изменились принципы построения треугольника, что он превратился в другую геометрическую фигуру. Иными стали знания об этих принципах.

Покупатель, как говорится, заказывает музыку. И исходит он прежде всего из полезности товара*. При этом, однако, возникает недоумение: если ценность того или иного блага определяется его полезностью, то почему же хлеб и молоко стоят дешевле драгоценных камней? На это экономисты отвечают, что в пустыне глоток воды стоит конечно же дороже алмазов. Полезность, определяющая ценность, является предельной, а не безграничной или безусловной**. Предельная полезность соединена со степенью редкости товара, иначе говоря, с ограниченностью его предложения. Размеры предложения зависят как от естественной ограниченности ресурсов, так и от частных интересов предпринимателей.



* Только в советской системе можно было пренебречь интересами покупателя – потребителя благ и услуг.

** Этот пример обычно используют творцы теории предельной полезности, или маржинализма (marginal – предельный, крайний), возникшего в конце XIX в. и получившего в дальнейшем общее признание.

Кривые безразличия

 

Современный вариант теории полезности представляет доктрина Парето–Хикса*. Ее исходными постулатами являются два очевидных положения:

потребительское поведение ориентировано на получение наивысшего эффекта, максимальной полезности;

потребитель выбирает необходимые ему блага, придерживаясь своего, субъективного порядка предпочтения.

Между исследователями нет согласия о том, кому принадлежит приоритет великого открытия – англичанину У. Джевонсу, швейцарскому «затворнику» Л. Вальрасу или австрийской школе во главе с К. Менгером.

* Итальянец Вильфредо Парето (1848–1923) и англичанин Джон Хикс (1904– 1989). Ценность товара или услуги определяется, согласно этой доктрине, стоимостью последней единицы из купленной товарной массы, т.е. «крайней» ценой, на которую согласится покупатель. Часто приводится и такой пример: покупатель берет один мешок зерна для собственного потребления, второй – на корм скоту, третий – для посева, четвертый – на корм попугаю. Ценность какого мешка станет определяющей для всех покупок?

 

Каждый потребитель тяготеет к определенному набору жизненных благ. Ради простоты сведем этот набор к комбинации из двух товаров или товарных групп (чай и кофе, книги и сигареты, еда и развлечения). Один потребитель предпочтет, например, набор из пяти пачек чая и двух банок кофе, другой – из трех пачек чая и трех банок кофе и т.д. Эти рассуждения хорошо ложатся на график (рис. 7).

 

 

Рис. 7

 

По горизонтали расположен в возрастающем количестве товар X (унас, допустим, чай), по вертикали – товар Y (кофе).

Кривая Р состоит из точек, символизирующих наборы товаров XY (точки А, В, С).Эта кривая – одна из кривых безразличия: совокупные полезности всех наборов, представленных точками кривой Р, одинаковы.

На графике мы видим еще кривые Р1и Р2,лежащие правее и выше, и потому практически каждая точка кривой Р1 будет для нашего потребителя выглядеть предпочтительнее точек на кривой Р.

Если же наш потребитель остается на прежней кривой (Р), то он может изменить свои пристрастия к одному из товаров лишь за счет соответствующего уменьшения или увеличения потребления другого товара.

Следует также заметить, что пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем вверх (отрезки ВХ и CY) свидетельствуют о вероятном убывании темпов замещения одного товара другим по мере «усыхания» доли первого в потребительской корзине.

Результатом приведенного рассуждения является вывод о предельной норме замещения каждой единицы одного товара неким количеством другого. Если по вертикали отложены банки кофе, а по горизонтали – пачки чая, то при перемещении из точки А в точку В обнаруживается, что одну банку кофе заменяют две пачки чая, т.е. ∆Y/∆X = 1/2, а коэффициент 1/2 представляет собой норму замещения.

До сих пор мы принимали во внимание лишь, так сказать, вкусовые предпочтения потребителя, но не его финансовые возможности.

Вторым этапом рассмотрения порядковой теории является наложение на график кривых безразличия бюджетной прямой.

 

 

Рис. 8

 

Пусть теперь наш потребитель расходует весь свой доход на еду и развлечения (см. рис. 8).

Допустим также, что цены заданы, потребитель не делает сбережений.

Доход превращается здесь в своего рода ограничитель возможной «площади» полезности.

Как строится бюджетная линия?

Предположим сначала, что весь доход наш потребитель – любитель хорошо поесть – тратит на еду. По горизонтали это будет точка L. В ином случае – перед нами охотник до развлечений и у него весь доход расположится по вертикали, достигнув точки М. Соединив точки L и М, мы получим бюджетную, или ценовую, линию. Оптимальной для обычного потребителя явится. по-видимому, точка касания линии бюджета с кривой Р1(пусть это будет точка D), так как здесь он попадает на более высокий уровень полезности. Точка D – это наивысшее сочетание полезности и линии дохода.

Норма замещения, т.е. количество товара X, достаточное для замены услуги Y (или наоборот), обретает теперь ценовую форму и превращается в коэффициент, по которому можно определить рыночное равновесие товаров X и Y, так же как и множества других пар (одна банка кофе стоит столько же, сколько две пачки чая, учебник по экономике равен блоку сигарет, бутылка коньяка – пяти банкам пива и т.д.).

Итак, теория полезности и потребительского поведения изложена здесь «языком кривых безразличия». Проблема измерения полезности, заводившая многих в тупик, выражается наклоном кривой безразличия, темп убывающей полезности выступает в виде кривых, выпуклых по отношению к осям координат, где скольжение вниз соответствует угасанию возможных замещений одного товара другим*.

* Сжатое и строгое изложение теории предельной полезности содержится в классическом труде Дж. Хикса «Стоимость и капитал» (М., 1993). Ее адаптированные варианты можно найти в учебниках по микроэкономике.

 

Закон Сэя

 

На поверхности явлений рассмотренные нами пропорции проявляются как бы в превращенных формах, в виде связей цены и спроса, цены и предложения. Обращает на себя внимание существующее, пожалуй, еще с XVIII в. и до наших дней различие между учеными в оценке ролевых значений спроса и предложения.

Последовательные теоретики спроса полагают, что его следует всемерно стимулировать. Спрос расширяет производство и занятость. Особая роль среди сторонников теории спроса принадлежит Джону Мейнарду Кейнсу, создавшему, как часто утверждают, экономическую науку XX в.

Теоретики предложения «танцуют» от закона Сэя, т.е. формулы французского экономиста Жана Батиста Сэя, согласно которой предложение само, автоматически рождает спрос, так как, реализуя свой товар, продавец превращается затем в покупателя. Отсюда сторонники Сэя делали вывод о невозможности общих кризисов перепроизводства и о возникновении, в силу стечения обстоятельств, лишь отдельных межотраслевых неурядиц. Современные последователи теории предложения выясняют пути стимулирования производительности. В дальнейшем мы познакомимся с такими «сэпл-сайдерами» (так называют у нас сторонников теории «Supply-side», т.е. подхода со стороны предложения), как А. Лаффер, А. Окун*. Ориентация на предложение, на издержки при определении стоимости является примером того, как методология, абстрактная теория может играть судьбами людей: у нас подобный подход породил «затратную экономику», бремя которой мы ощущаем до сих пор. По иронии судьбы современные представители теории предложения стали самыми яростными противниками планово-централизованной системы.

* См. также Приложение. Ч. II.

 

Факторы производства

 

Огромную массу предназначенных для продажи товаров представляют полезности, которые имеют материально-вещественную форму. Это всевозможные предметы потребления, оборудование, полуфабрикаты, топливо, а также сооружения, к которым термин «полезность» применить трудно. Неосязаемым предметом купли-продажи являются услуги. Покупая билет на поезд или самолет, вы оплачиваете услугу транспорта, посылая телеграмму – пользуетесь услугой телеграфа. В сектор услуг входят полезные действия торговых предприятий, банков, сфер здравоохранения, культуры, образования.

Общая схема

 

Задумаемся над созданием товаров и услуг. В производстве взаимодействуют четыре главных фактора: природные ресурсы, труд, капитал и предпринимательство.

Природные ресурсы – это земля, воздух, вода. В добывающей промышленности (газ, нефть, руды), в сельском хозяйстве роль земли имеет первостепенное значение. Доход, который получает собственник земли – предприниматель, фермер, государство, называется рентой.

Труд – это те физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства. Развитие науки и техники повышает потребность в профессионально подготовленных кадрах. Отрасли, где трудовые затраты значительны, называются трудоемкими. К ним относятся, например, электроника, компьютерное производство, научно-исследовательская деятельность. Цена, выплачиваемая за труд (L), называется заработной платой.

Капитал предстает перед нами в виде средств производства – машин, оборудования, зданий. Эти материальные ресурсы участвуют в производстве, затраты на их приобретение переносятся на готовый продукт в виде амортизационных отчислений. Капитал существует и в денежной форме. Предприниматель может использовать заемный капитал или отдавать временно свободные средства в ссуду. Плата за пользование денежным капиталом называется процентом (r).

Экономисты прошлого считали процент, который получает собственник денежного капитала, платой за «воздержание», т.е. своего рода жертвой, отказом от потребления. Более распространено теперь объяснение процента редкостью капитала, его относительным недостатком. Заглядывая в будущее, Кейнс утверждает, что рантье (нефункционирующий инвестор) постепенно исчезнет вместе с достижением изобилия капитала. Выражением подобной тенденции является постепенное снижение процентных ставок.

Предпринимательство, по сути дела – разновидность трудовых усилий, это управленческие и организационные услуги, необходимые в любом производственном процессе. Но деятельность предпринимателя отличает, во-первых, то, что именно он соединяет, рационально комбинирует предыдущие три фактора производства, и, во-вторых, он идет на риск использования капитала для реализации новых идей, модернизации, изменений в ассортименте и улучшения качества продукции*.

* Руководитель предприятия (менеджер) совсем не обязан при этом брать на себя функции воспитатели или духовника: «Задачу преобразования человеческой натуры не следует смешивать с задачей руководства людьми» (Кейнс Дж. М. Указ. соч. С.512).

 

Вознаграждением за эти усилия и за риск является прибыль (Р), которую, однако, получить удается не всегда.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.