|
Для всех специальностей и форм обученияСтр 1 из 5Следующая ⇒ Вопросы к самообследованию по курсу «Культурология» Для всех специальностей и форм обучения Научный статус культурологи. История становления культурологического знания. В широком смысле культурология представляет собой все те учения о культуре, её истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах учёных, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Предметомкультурологии являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, а также факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, её базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Становления представлений о культуре. Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон. Слово «культура» в ином, переносном смысле – «нечто облагороженное, усовершенствованное», применил римский оратор Марка Туллия Цицерона. Подчёркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом стал обозначать всё созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т.Гоббса и немецкого проповедника С.Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Развитие культуры, согласно И.Г.Гердеру, составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура является не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием сущности человека в историческом движении, следовательно, её высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных этапах и культурных народах. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX - начале XX вв. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Э.Тайлор в книге «Первобытная культура» назвал одну из глав «Наука о культуре». Он первым дал антропологическую трактовку феномена культуры, определил культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Выдающийся немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Л. Уайту. В статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы существуют как символы и ценности, которые необходимы человеку. Особая способность человека – символизация – позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой культурологией.
Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas. что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко–теоретическое обоснование: в XVIII – XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость – варварство – цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия – она приобрела особую популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую её омертвление, вытеснение одухотворённости прозаическими материально–техническими интересами. Разведение понятий «культура» и «цивилизация» является попыткой теоретически описать фундаментальные противоречия жизни человечества в эпоху капитализма, индустриализма, тотальной технизации бытия, реальной угрозы превращения человека в «киборга» - кибернетический организм, утративший обретённое им в ходе истории духовное содержание. Подойдя к вопросу цивилизации с позиции истории, можно обнаружить, что понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования людского рода, начиная с момента зарождения человеческого сознания, тогда как термин «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для её развития на протяжении нескольких последних тысячелетий. На рубеже XIX —XX веков понятие "культура" получило свое развитие в трудах А. Вебера, О. Шпенглера, Ф.Тенниса и др. По мнению О.Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, —и есть цивилизация. Цивилизация выступает в его концепции как окостеневшее, застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях. Немецкий социолог Фердинанд Теннис различал культуру народа и цивилизацию государственной организации, которым соответствуют "органическое" и "механическое" состояния общества. Цивилизации свойственен рационализм, это — область науки и права; культура же включает в себя религию, нравственность и искусство. Альфред Вебер, немецкий экономист и социолог, ограничивая область культуры сферой свободного творчества, считал, что культура духовна и эмоциональна, а цивилизация, напротив, обеспечивает средства к существованию и поэтому технологична, материальна. Подобных взглядов придерживался и русский философ Н.А.Бердяев, писавший: "Культура и цивилизация — не одно и то же... Культура благородного происхождения... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения... Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа... Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся... Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".
Функции культуры.
Защитно-адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человеческого сообщества к окружающей среде. В мире живой природы адаптация осуществляется путем естественного отбора. Адаптивные признаки у живых существ наследственные. Человек приспосабливает среду существования к себе, т.е. изменяет ее в соответствии со своими потребностями и создает искусственный мир артефактов – культуру. Биологическая недостаточность, незавершенность и неприспособленность человеческого рода была гиперкомпенсирована в ходе культурной эволюции: человек обрел способность существовать в любых экологических нишах, осваивать любые природные условия путем создания искусственных условий существования – «защитного слоя» культуры. Коммуникативня функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура - условие, средство и результат коммуникации: 1) культура создает единое «смысловое поле», единую сферу значений (семиосферу), обеспечивая возможность взаимопонимания и обмена информацией между людьми; 2) средства коммуникации – знаковые системы – создаются в культуре, 3) культура как знаковая система складывалась исторически в процессе общения людей. Информационная функция. Культура является коллективной памятью людей, средством накопления, хранения, обработки, передачи социально значимой информации, обеспечивающей преемственность поколений («социальное наследование»). В культуре происходит совершенствование способов накопления и хранения информации (естественная память, письменность, книгопечатание, электронные системы). Культуру можно рассматривать как информационное обеспечение общества. С появлением письменности духовная культура отчуждается от жизненного процесса, приобретая относительную самостоятельность. Регулятивная функция. Культура регулирует отношения в обществе, координирует совместные действия людей и социальных групп, вырабатывает оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций, определяет рамки, в которых человек должен действовать. Культура несет в себе внегенетические программы поведения и деятельности. Архаические культуры крепились совокупностью запретов - табу. С помощью запретов проводилась граница между своим и чужим («Мы» и «Они»), а также регулировались отношения в «своем» мире. Рекреативная, компенсаторная функция. Без регламентации и регуляции поведения индивидов общество существовать не может. Но следствие регламентации – ограничение свободы, подавление желаний, развитие скрытых конфликтов и напряжений. Согласно философии психоанализа (Фрейд, неофрейдисты) весь арсенал культурных норм, регулятивов, ценностей – продукт вытеснения первичных влечений человека. Заблокированные культурными нормами влечения «сублимируются», т.е. их энергия направляется в русло культурной деятельности, творчества. Но в моменты экстремальных ситуаций, которые культура стремится предотвратить, возможен «выход» этих разрушительных инстинктов. Поэтому одной из важнейших задач культуры является создание специальных механизмов психической разрядки, направления «разбуженных» влечений в социально приемлемое русло через организованные формы коллективных действ: ритуалов, карнавалов, праздников, зрелищ, игр и т.п. Интегративная функция. Культура создает целостную определенность личности и обеспечивает целостность общества. Объединяя народы, социальные группы, культура выполняет роль «социального интегратора». Посредством культуры осуществляется: 1) связь между ныне живущими (синхронная); 2) связь между поколениями (диахронная). На этом строится и этническое, и национальное самосознание. Интегративная функция – сложная, противоречивая. Культурные различия затрудняют взаимопонимание людей разных социальных общностей, являются основой противопоставления «Мы» - «Они», психологическим источником межэтнической напряженности и конфликтов. Проблема типологии культур.
Чтобы разобраться в многообразии культур с одной стороны, необходимо их феноменологическое описание, т. е. описание реальных, конкретных культур как особых социально–исторических феноменов, с другой – типологическое описание, которое предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т. е. разделение их на различные типы. Если феноменологическое описание характеризует конкретные культуры, то типологическое – типы культур. К определённому типу могут относиться и много культур, и всего одна. Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Традиционная и инновационная культуры. Отличительной чертой традиционной культуры является неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения – обычаям, ритуалам, способам и приёмам деятельности. Подражание и послушание – важнейшие условия, обеспечивающие их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности. Инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведёт к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению разнообразных девиаций поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и получает возможность более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности. Этническая типология культур. Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма – племенная культура. Этническая культура несёт в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. В наше время сохранилась она больше в деревне, чем в городе. Консерватизм, переемственность, берущая начало в далёком прошлом, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Региональная типологизация культуры.Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг. Понятие «Восток» и «Запад» не имеют чётко определённого смысла. Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» - Европу и Северную Америку. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включённых в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, потому что восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством, и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому называют культуру Востока «горизонтальной», а Запада – «вертикальной». Восток и Запад – это две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному. Специфика культуры XX века. Общие характеристики ХХ в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей. В истории культуры ХХ в. можно выделить следующие периоды: 1)рубеж ХIХ в. —начало ХХ в. —1917г. —острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания; 2) 20—30-е гг. —коренная перестройка, некоторая стабилизация динамики, образование новой формы культуры—социалистической; 3) послевоенные 40-е гг. —вся вторая половина ХХ в. —формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры; 4) ХХ в. —крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры. Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Для культуры XX в. характерны следующие черты: 1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. 2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. 3. Космизм — уникальное, интересное явление современной культуры. 4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух установок — сциентистской и антисциентистской. 5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобальными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации. 6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в. 7. Расширение сфер воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции. 8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в. 9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситуация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «замысел»). Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»: а) ориентация на повседневную жизнь человека; б) идеи пессимизма и абсурдности; в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем; г) утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти...); д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры.
Вопросы к самообследованию по курсу «Культурология» для всех специальностей и форм обучения Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|