|
Научный статус культурологи. История становления культурологического знания.В широком смысле культурология представляет собой все те учения о культуре, её истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах учёных, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Предметомкультурологии являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, а также факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, её базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Становления представлений о культуре. Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон. Слово «культура» в ином, переносном смысле – «нечто облагороженное, усовершенствованное», применил римский оратор Марка Туллия Цицерона. Подчёркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом стал обозначать всё созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т.Гоббса и немецкого проповедника С.Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Развитие культуры, согласно И.Г.Гердеру, составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура является не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием сущности человека в историческом движении, следовательно, её высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных этапах и культурных народах. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX - начале XX вв. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Э.Тайлор в книге «Первобытная культура» назвал одну из глав «Наука о культуре». Он первым дал антропологическую трактовку феномена культуры, определил культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Выдающийся немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Л. Уайту. В статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы существуют как символы и ценности, которые необходимы человеку. Особая способность человека – символизация – позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой культурологией.
Культура: основные подходы и определения.
Современная наука характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. семирный философский конгресс в 1980 году насчитал 250 определений этого понятия. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-либо одно адекватное определение. Определение культуры выступают как ее интерпретация в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения. Поэтому необходимо рассмотреть следующие подходы к изучению культуры. Наиболее распространенным подходом в изучении культуры является деятельностный, который связан с пониманием культуры как «возделывание», «улучшение» и земли, и человеческих душ, и общества в целом (Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. А. Маркарян, М. С. Каган и др.). Культура понимается как способ (технология) деятельности. Она есть «и есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм для деятельности». Культура детерминированная системой общественных отношений и отражающая место в этой системе субъекта деятельности, представляет собой способ ее регулятивов. Аксиологический подход в культуре, основанный на системе ценностных ориентаций, в отечественной науке разрабатывался в трудах А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, В. М. Межуева, Н. С. Злобина, Л. Н. Когана, Ю. Р. Вишневского и др. Культура – это творческая деятельность человечества во всех серах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека. Одним из наиболее ярких теоретиков личностного подхода в культуре был В.С.Библер, отождествивший культуру с, а также те или иные исторические эпохи с образами-личностями, их олицетворяющими. И эти образы-личности вступают между собой, согласно В.С.Библеру, в «напряженное всеисторическое нравственно-этическое общение – в нашей душе (Библер)». Каждый образ-личность соответствует, согласно мнению В.С.Библера, либо известным мифологическим персонажам Античности, либо великим пророкам - основателям мировых религий, вообще всякой выдающейся исторической личности. Символический подход в культуре впервые начал разрабатывать американский культурантрополог Л.А.Уайт. Более четкую знаково-символическую концепцию культуры сформулировали отечественные исследователи М.К.Петров и Ю.М.Лотман. Для М.К.Петрова «знак» является базовым понятием в рассмотрении феномена культуры. С его точки зрения именно знак «прекрасно справляется с задачей фиксации неопределенного долгого хранения знания (М.К.Петров)». Ученый ввел понятие «социокод», под которым он подразумевал основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, обеспечивающий институты общения. При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т.п.), но без учета личного фактора. Социологический подход включает те концепции, которые к культуре относят все, что было создано человечеством за весь период его существования во всех сферах общественной жизни.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|