|
Северное Возрождение и Реформация в Европе: новое мировоззрение, общественный смысл. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Возрождение в Германии неразрывно связано с реформацией—движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» —без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютор и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов положив начало протестантскому направлению в христианстве. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), записавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — автор остросатирических работ. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард III», сонетов. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Основоположник испанской национальной драмы — великийЛопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660). Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д'Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565). Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение — «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли. Западноевропейская культура Нового времени.
Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII в. —эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII — век Просвещения, XIX — век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно. Для культуры нового времени можно выделить следующие черты: антропоцентричный характер европейской культуры; Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры; Инновационный («нововведение») характер европейской буржуазной культуры; Полицентризм властей Эпоха Просвещения — это вторая половина XVII-XVIII вв. Духовная жизнь, в отличие от Возрождения, принимает более разумные формы, изменилось понимание роли и места человеческой личности. В этот период человек обретает опору внутри себя, понимая свою самоценность, т.е. образуется внутреннее ядро личности. В то же время начинается разлад между личностью с ее идеалами и суровыми законами развития общества. В философии, которая теперь становится выразителем духовных поисков общества, появляется много ярких личностей. В XVII в. поэты, писатели, живописцы, зодчие, передавая все изменения эпохи в своих произведениях, сформировали новый стиль художественного самовыражения, получивший широкое распространение в западноевропейской культуре — барокко. В начале XVIII в. процесс секуляризации — отделения государства от церкви — приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер мироощущения нового времени. На знамени просветителей написаны два главных лозунга: наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. X. Черберн (1583-1648), Дж. Локк, (1712-1778), Вольтер (1699-1778), П. Гассенди (1592-1655), Ж. Мелье (1644-1729), Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), вся плеяда энциклопедистов во Франции «подвергли суду разума и здравого смысла» всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви. В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители—Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культур нового времени, это: рационализм; антропоцентризм; сциентизм (ориентация на науку); европоцентризм (оценка других культур с позиции исключительно европейских ценностей). Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789-1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, —одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Специфика культуры XX века. Общие характеристики ХХ в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей. В истории культуры ХХ в. можно выделить следующие периоды: 1)рубеж ХIХ в. —начало ХХ в. —1917г. —острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания; 2) 20—30-е гг. —коренная перестройка, некоторая стабилизация динамики, образование новой формы культуры—социалистической; 3) послевоенные 40-е гг. —вся вторая половина ХХ в. —формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры; 4) ХХ в. —крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры. Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Для культуры XX в. характерны следующие черты: 1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. 2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. 3. Космизм — уникальное, интересное явление современной культуры. 4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух установок — сциентистской и антисциентистской. 5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобальными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации. 6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в. 7. Расширение сфер воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции. 8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в. 9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситуация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «замысел»). Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»: а) ориентация на повседневную жизнь человека; б) идеи пессимизма и абсурдности; в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем; г) утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти...); д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|