Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Северное Возрождение и Реформация в Европе: новое мировоззрение, общественный смысл.





Возрождение в Германии неразрывно связано с реформацией—движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» —без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютор и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), записавший множество назидательных басен, песен, шванков,драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — автор остросатирических работ.

Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью — из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард III», сонетов.



Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Основоположник испанской национальной драмы — великийЛопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660).

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под назва­нием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрож­дения были Агриппа д'Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение — «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Западноевропейская культура Нового времени.

 

Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII в. —эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII — век Просвещения, XIX — век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.

Для культуры нового времени можно выделить следующие черты: антропоцентричный характер европейской культуры; Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры; Инновационный («нововведение») характер европейской буржуазной культуры; Полицентризм властей

Эпоха Просвещения — это вторая половина XVII-XVIII вв. Духовная жизнь, в отличие от Возрождения, принимает более разумные формы, изменилось понимание роли и места человеческой личности. В этот период человек обретает опору внутри себя, понимая свою самоценность, т.е. образуется внутреннее ядро личности. В то же время начинается разлад между личностью с ее идеалами и суровыми законами развития общества. В философии, которая теперь становится выразителем духовных поисков общества, появляется много ярких личностей. В XVII в. поэты, писатели, живописцы, зодчие, передавая все изменения эпохи в своих произведениях, сформировали новый стиль художественного самовыражения, получивший широкое распространение в западноевропейской культуре — барокко.

В начале XVIII в. процесс секуляризации — отделения государства от церкви — приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер мироощущения нового времени.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга: наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «ес­тественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. X. Черберн (1583-1648), Дж. Локк, (1712-1778), Вольтер (1699-1778), П. Гассенди (1592-1655), Ж. Мелье (1644-1729), Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), вся плеяда энциклопедистов во Франции «подвергли суду разума и здравого смысла» всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви.

В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости

и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители—Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культур нового времени, это: рационализм; антропоцентризм; сциентизм (ориентация на науку); европоцентризм (оценка других культур с позиции исключительно европейских ценностей).

Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация.

Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789-1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, —одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

 

 

Специфика культуры XX века.

Общие характеристики ХХ в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей.

В истории культуры ХХ в. можно выделить следующие периоды:

1)рубеж ХIХ в. —начало ХХ в. —1917г. —острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания;

2) 20—30-е гг. —коренная перестройка, некоторая стабилизация динамики, образование новой формы культуры—социалистической;

3) послевоенные 40-е гг. —вся вторая половина ХХ в. —формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры;

4) ХХ в. —крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут совре­менники, выражается прежде всего в функциональных на­рушениях механизмов адаптации человека, запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы. Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер.

Для культуры XX в. характерны следующие черты:

1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.

2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

3. Космизм — уникальное, интересное явление современ­ной культуры.

4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух уста­новок — сциентистской и антисциентистской.

5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобаль­ными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации.

6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.

7. Расширение сфер воздействия культуры на людей че­рез средства массовой коммуникации: радио, кино, телеви­дение, которые явились продуктами научно-технической революции.

8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в.

9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситу­ация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «за­мысел»).

Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»:

а) ориентация на повседневную жизнь человека;

б) идеи пессимизма и абсурдности;

в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

г) утверждение, что сущность человека и культуры по­знается в пограничных состояниях (чувство страха, беспо­койства, приближения смерти...);

д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.