Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое прочие услуги и кто их может оказывать?





Прочие виды сопутствующих аудиту услуг, предоставляемых аудиторами своим клиентам, федеральными стандартами аудиторской деятельности не регулируются. Об этом однозначно заявлено в п. 6 ФПСАД № 24 и приведен перечень таких услуг. Аналогичный перечень прочих услуг, оказываемых аудиторами, установлен статьей 6 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ от 30.12.2009, а именно:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.



Перечень таких услуг не является закрытым. В законе «Об аудиторской деятельности» приведен лишь примерный их перечень.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 г., поименованные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» услуги входят в следующие классификационные группы:

- 7412000 «Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения».

- 7414000 «Консультативные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью».

- 8000000 «Услуги в области образования».

- 7200000 «Услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров».

Общий порядок оказания прочих сопутствующих аудиту работ и услуг, требования по их выполнению, качеству, ответственности сторон, документальному оформлению результатов были установлены правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.1999). В соответствии с Постановлением правительства РФ от 06.03.2002 № 80 до утверждения Правительством РФ соответствующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами применяются правила (стандарты), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Как было отмечено выше, утвержденные Правительством РФ ФПСАД № 24, 30 и 31 регламентируют только три вида сопутствующих аудиту услуг. Следовательно, остальные виды аудиторских работ и услуг по-прежнему регулируются правилом (стандартом), одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Прочие сопутствующие аудиту работы и услуги можно классифицировать на работы и услуги, не совместимые с обязательным аудитом и совместимые с обязательным аудитом.

Перечень работ и услуг, не совместимых с обязательным аудитом, носит ограниченный характер. Выполнение таких работ и услуг может привести к потери независимости аудитора, и поэтому запрещено ст. 12 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению обязательного аудита. К ним относятся работы и услуги по:

а) ведению бухгалтерского учета;

б) восстановлению бухгалтерского учета;

в) составлению налоговых деклараций;

г) составлению бухгалтерской отчетности.

Остальные виды сопутствующих аудиту услуг, как регулируемых, так и не регулируемых ФПСАД, не являются препятствием для проведения обязательного аудита. Однако при оказании таких услуг необходимо иметь в виду, что уровень независимости аудитора при проведении обязательного аудита может быть в результате более низким.

Аудит и сопутствующие аудиту услуги имеют различные цели, обеспечивают различный уровень аудиторских гарантий достоверности финансовой информации, различаются по способам оформления и представления клиентам результатов выполнения работ и оказания услуг.

Услуги по аудиту достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и любые сопутствующие аудиту услуги и работы, выполняемые аудиторской фирмой для клиента, должны быть документально оформлены. Правильное документальное оформление результатов оказания сопутствующих аудиту услуг особенно важно для клиента аудиторской фирмы в целях обоснованного включения затрат в издержки производства в бухгалтерском учет и в расходы - в налоговом учете.

Документальное оформление аудита регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и включает в себя:

- договор на оказание аудиторских услуг;

- письмо аудиторской фирмы или индивидуального аудитора о согласии на проведение аудита;

- акт приемки-сдачи выполненных работ;

- аудиторское заключение;

- письменную информацию по результатам аудита, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. В соответствии с ФПСАД № 22 такая информация может быть доведена до руководства аудируемого лица и в устной форме;

- рабочую документацию аудитора. Рабочая документация аудиторской фирмы в соответствии с п. 13 ФПСАД № 2 «Документирование аудита» является ее собственностью. Однако часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора.

Документальное оформление сопутствующих аудиту услуг регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О бухгалтерском учете», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.1999), методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам, общение с налоговыми органами» и включает в себя:

- договор на оказание сопутствующих аудиту услуг;

- акт приемки-сдачи выполненных работ;

- рабочую документацию аудитора;

- отчет аудитора по обзорной проверке;

- отчет аудитора о фактах, установленных в ходе выполнения согласованных процедур;

- отчет аудитора, включающий скомпилированную информацию в формы, согласованные с заказчиком;

- заключение по результатам проведения налогового аудита и отчет по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора);

- отчет аудитора о выполнении прочих сопутствующих аудиту услуг с включением в него подробной информации о составе выполненных работ или оказанных услуг.

На практике нередко аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, оказавшие клиенту консультационные и иные сопутствующие аудиту услуги, ограничиваются составлением акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) со ссылкой на договор. Договор является лишь намерением выполнить работы или оказать услуги. Обезличенный акт приема-передачи без приложения конкретизирующих выполненные работы документов не дает бухгалтеру клиента аудиторской фирмы необходимую информацию о том, на какой бухгалтерский счет следует отнести затраты. В зависимости от направленности стоимость сопутствующих аудиту услуг учитывается по дебету счетов 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. Также могут возникнуть сомнения в том, что услуги были оказаны организации, а не лично ее руководящим работникам или собственникам.

В этой связи можно напомнить, что в соответствии с п. 62 Правил (стандартов) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.1999): «Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки)».

В п. 5.6. методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам, общение с налоговыми органами» отмечено, что «В итоговых документах (заключении либо отчете по результатам налогового аудита) должны найти отражение все вопросы, которые, по мнению аудиторской организации, влияют на достоверность проверенной отчетности (документации), а также содержать четкие и полные ответы на вопросы, поставленные в договоре. Выявленные в процессе налогового аудита факты нарушений налогового законодательства аудиторской организации следует отразить в рабочей документации и в итоговых аудиторских документах.»

В рамках налогового консультирования аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить:

- общие рекомендации по улучшению системы налогообложения экономического субъекта;

- оптимальные механизмы начисления налогов с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента.

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на консультационные и иные сопутствующие аудиту услуги включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Однако п. 1 ст. 252 Кодекса установлено, что расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В настоящее время широкое распространение получило оказание аудиторскими фирмами сопутствующих аудиту услуг по договору на абонентское обслуживание, в котором устанавливается размер оплаты услуг аудитора за определенный промежуток времени (месяц, квартал) вне зависимости от фактического количества оказанных услуг, а документальное оформление ограничивается составлением акта приемки-сдачи работ. В данной ситуации также требуется дополнительное документальное оформление фактически выполненных работ, оказанных услуг. Если заказчик фактически не получал консультационных или иных предусмотренных договором услуг, то такие затраты рискованно рассматривать как связанные с получением доходов, и налогоплательщик не вправе включать такие затраты в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Правильное документальное оформление оказанных заказчику сопутствующих аудиту услуг является необходимым условием для обоснования вычета по НДС.

Налоговый кодекс РФ не ставит в прямую зависимость возможность принятия сумм НДС к вычету и соблюдение критериев признания затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, установленных ст. 252 Кодекса. Однако нормы. установленные 21 и 25 главами Налогового кодекса РФ, косвенно взаимосвязаны и ориентированы на правильное документальное оформление операций. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ «Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) … после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) … с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов». Поэтому, по нашему мнению, если сопутствующие аудиту услуги оформлены с нарушением требований действующих правил (стандартов) аудита, то сумму НДС по полученным услугам заказчик не вправе предъявлять к вычету.

Чтобы доказать значимость консультационных услуг, отчет должен содержать конкретную информацию и рекомендации применительно к потребностям заказчика и не должен носить теоретический обезличенный характер.

Отчет могут заменить или дополнить заявки заказчика на дачу конкретных рекомендаций и соответствующие ответы исполнителя, а также подготовленная исполнителем в рамках оказания услуг документация и т.д.

В контракте следует отразить связь между заказанной услугой и производственной деятельностью организации. Это можно сделать, к примеру, так:

- описание услуги. Если в документе будет содержаться лишь общая ссылка на оказание консультационных услуг (без указания на конкретные услуги, их объем, цель и влияние на деятельность компании).

Структура аудиторских услуг

заключение

Оказание сопутствующих аудиту услуг - сложное, но перспективное направление в деятельности аудиторской организации. Очень важно, чтобы в этом процессе аудиторская фирма сумела привлечь клиентов, а затем, что самое главное, удержать их впоследствии. Для этого все оказанные услуги должны быть выполнены на высоком уровне, их результаты не должны повлечь за собой финансовые санкции со стороны налоговых и прочих органов по отношению к клиенту. Клиент должен видеть реальную пользу от приобретения аудиторских услуг, ощущать как реальную экономию финансовых ресурсов, так и многочисленные скрытые выгоды от плодотворного сотрудничества с аудиторской организацией.

С принятием нового закона «Об аудиторской деятельности в РФ» и утверждением Правительством России нового федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» в нашей стране официально принято установленное международными стандартами аудита концептуальное разделение аудита и сопутствующих аудиту услуг.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

а) обзорные проверки;

б) согласованные процедуры;

в) компиляция финансовой информации.

Аналогичный перечень прочих услуг, оказываемых аудиторами, установлен статьей 6 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ от 30.12.2009, а именно:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечень таких услуг не является закрытым. В законе «Об аудиторской деятельности» приведен лишь примерный их перечень.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.