Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неототалитарные тенденции в современном обществе





 

5.3.1. Основные тенденции современного тоталитаризма

Применительно к XXI в. имеется достаточно ос­нований утверждать, что тоталитаризм как общественная реаль­ность и отображающие и предвосхищающие ее идеи и концепции не утрачивают своей актуальности. Более того, в ходе развертыва­ющейся информационной революции и устранения в результате перехода к монополярному миру механиз­ма сдержек антигуманной политики существовавшего в эпоху противоборства двух противоположных идеолого-политических блоков, новые, современные тоталитарные тенденции представляют все большую угрозу для свободы и демократии. Это обусловлено тем, что соревнование социализма и капитализма оценивалось в основном на шкале гу­манных ценностей: свободы и социальной защищенности лично­сти, уважения прав человека, высоты жизненного стандарта и т.п.

Тоталитаризм как крайняя форма социального контроля, пред­полагающая контроль за сознанием людей, — это не только явле­ние прошлого, но и одна из возможных альтернатив грядущего развития человечества. Не случайно большинство авторов тотали­тарных антиутопий связывали тоталитаризм с будущим развитием современного им общества.

В упомянутой выше работе К. Фридриха и З. Бжезинского [83] выска­зана мысль о том, что с течением времени тоталитаризм будет эво­люционировать в сторону большей рациональности, сохранив свои основополагающие конструкции для воспроизводства власти и об­щественных порядков. Иными словами, источник опасности для то­талитаризма они видели вне системы. Жизнь в основном подтвер­дила эту мысль, хотя продемонстрировала и внутренние факторы де­стабилизации этого порядка.

Как показала история, система власти, построенная на главен­стве единственной идеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к интен­сивной динамике сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это – внутренне закрытая система, по­строенная на принципах гомеостаза, борющаяся с внутренним ваку­умом, которая движется по законам самоизоляции. Поэтому в совре­менном мире тоталитаризм не может обеспечить политические пред­посылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан.

Тем не менее и у тоталитаризма есть некоторые шансы на ло­кальное возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформирова­ли у населения стран с тоталитарным режимом определенный тип культурных ориента­ции, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при кото­рых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, без­раздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических инсти­тутов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеет и понимание людьми цен­ностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.

После краха большинства коммунистических государств не все страны оказались готовы к демократии и переходу к ней. В некото­рых молодых государствах установились националистические ре­жимы, общественный строй которых с известными оговорками можно отнести к типу политического тоталитаризма. В наши дни оживилась, казалось бы, ушедшая в прошлое религиозная форма тоталитаризма. Это проявляется в активизации исламского фунда­ментализма, расширении количества и усилении влияния рели­гиозных тоталитарных сект и т.д.

Что же касается информационно-финансового тоталитариз­ма, то эта разновидность еще не проявилась в завершенной форме, и потому сегодня ее можно обрисовать лишь в самом об­щем виде как одну из тенденций развития информационного общества, в которое вступает человечество. Усиление роли средств массовой коммуникации в обществе, появление новых информационных технологий, создание глобальных коммуникационных сетей и прежде всего Интернета может быть использовано как в интересах укрепления демокра­тии, расширения политической информированности и компетен­тности граждан, их прямого участия в обсуждении и принятии политических решений, так и в целях укрепления привилегиро­ванного положения или даже социального господства определен­ных общественных групп или отдельных государств. С последней из этих тенденций и связан информационно-финансовый тотали­таризм.

Эта его разновидность, как и тоталитаризм в целом, несо­вместима с ценностями гуманизма, реальной свободы и демокра­тии, провозглашенными Мировым Сообществом.

Понять истоки и особенности информационного тоталитариз­ма можно, лишь зная ту социальную среду, которая делает воз­можным и порождает тоталитаризм. Анализ предпосылок и причин тоталитаризма, констатация их наличия или отсутствия, их уси­ления или ослабления в XXI в. дают основания судить о тенденци­ях в эволюции тоталитаризма в наши дни.

 

5.3.2. Рост рационализма и организованности в общественном созна­нии и организации

 

Одна из исходных, важнейших пред­посылок тоталитаризма — нарастание рационализма в общественном созна­нии и организации. Тоталитаризм на основном, общегосударствен­ном уровне, как неоднократно отмечали его теоретики, вырос на почве успехов рационализма из веры в возможность разумно (с точки зрения определенной группы лиц) организовать всю жизнь общества.

Ослабла ли в современных условиях вера в неограниченные возможности разума по управлению обществом и реальные воз­можности такого управления? Конечно, нет. Резкое увеличение объема знаний, создание глобальных, общемировых информаци­онных систем, новые крупные достижения в области поведенчес­ких и управленческих наук, в том числе управления сознанием и поведением людей, однозначно свидетельствуют о нарастании рационализма и реальных возможностей по управлению различны­ми общественными процессами.

Следующая важнейшая, прямо связанная с усилением влия­ния рационализма на общественную мысль и политику предпо­сылка тоталитаризма — рост общественной организации. Тотали­таризм XX в. вырастает из стремления к глобальной, всеобъемлю­щей организации общества на научных основах. Организация рассматривается теоретиками тоталитаризма как средство эффектив­ного управления. Современные, претендующие на научность тота­литарные идеи и концепции не случайно зародились и распростра­нились в стране с наиболее развитыми традициями организованно­сти — Германии (немецкие идеи прямо повлияли и на тоталитарную модель в СССР). «Германия, — писал один из идейных вдохновите­лей национал-социализма В. Освальд, — стремится организовать Европу, которой до сих пор не хватает организованности: мы или, может быть, германская раса, первыми поняли важность органи­зации... Мы уже достигли полной организованности».

Сегодня развитые страны далеко обошли Германию начала XX столетия по уровню организованности различных сфер обществен­ной жизни. Причем традиционные политические, прежде всего государственные организации пополнились такими новыми, все­проникающими институтами, как, например, налоговые службы. Появились многообразные, часто сросшиеся с властью группы интересов. Всеобъемлющая по своему охвату организация обще­ства при определенных условиях может быть использована для ограничения свободы личности, тотального контроля над граж­данами, программирования их сознания и поведения. Вывод в пользу такого рода использования роста общественной организо­ванности сделал еще «отец» итальянского фашизма Б. Муссоли­ни: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».

 

Средства контроля

Научно-технический прогресс и прежде всего начавшаяся в конце нынеш­него века информационная революция качественно изменили и рез­ко усилили такую важнейшую предпосылку тоталитаризма, как сред­ства контроля за личностью. На протяжении многих веков и даже тысячелетий отсутствие эффективных средств контроля ограни­чивало возможности власти в надзоре за подданными, не позво­ляло росткам тоталитаризма пробиться за границы сравнительно небольших уровней общественной организации — общин, сект, орденов и т.п.

Уже первые модели тоталитаризма на уровне крупных госу­дарств стали возможны лишь в результате научно-технического прогресса и прежде всего распространения средств массовых ком­муникаций: прессы, телеграфа, радио, а затем и телевидения. Невиданные доныне, широчайшие возможности для контроля за сознанием и поведением граждан дают происходящие в совре­менном мире глобальная информатизация и компьютеризация общества. Они делают технически возможными не только систе­матическую идеологическую индоктринацию (внедрение идеологии), тотальное «промы­вание мозгов», но и управление индивидуальным и групповым сознанием и поведением. Как отмечает О.Тоффлер, в конце XX — начале XXI в. именно знания и информация стано­вятся ключевым ресурсом власти. Они позволяют «достичь иско­мых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить против­ников в союзников» [79 -16].

Коммуникационная революция, проявившаяся в создании спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, компью­терных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов и др.), а также в массовом распространении компьютеров, создала возможность электронного контроля за жизнью, образом мыслей, планами и настроениями как отдель­ных граждан, так и любых общественных организаций. Современ­ные компьютерные сети позволяют накапливать и использовать обширнейшую информацию о здоровье, общественной активно­сти, политических установках, личных связях, финансовых де­лах, встречах и поездках граждан и т.д. Собирать же информацию с различных электронных досье можно сравнительно легко и бы­стро, к тому же незаметно для общества.

Быстрый доступ к имеющейся обширной информации прак­тически о любом конкретном человеке или организации, ее централизованная обработка и обобщение дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных дей­ствий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей. Не случайно один из ранних крупных тео­ретиков информационного общества Дж. Мартин, озабоченный распространением компьютерных досье и других негативных по­следствий информатизации, уже задался вопросом: «Не приведет ли это к "информационному фашизму"?»

 

5.3.4. Методы контроля

 

Влияние НТП на возможности тота­литарного контроля не ограничива­ется своими техническими средствами, а проявляется и в методах. При этом используются методы не только индивидуального, но и статистического воздействия. Последние предполагают преимущественно косвенное, без прямых указаний и запретов, влияние на человека. Они ориентированы на большие группы людей, допус­кают некоторую степень индивидуальной свободы и значитель­ные индивидуальные отклонения в поведении. Однако в целом они гораздо более эффективны, чем используемые традицион­ным тоталитаризмом методы прямого тотального управления сознанием с помощью прямой идеологической индоктринации и запретов. На фоне нынешних, опирающихся на новейшие достижения науки технологий управления массовым сознанием и поведением методы тоталитарного контроля, использовавшиеся сталинистским и национал-социалистическим режимами, выглядят примитивными, топорными.

В теории и практике современного управления массовым по­ведением широко используются не только информационные, но и традиционные экономические методы, по-прежнему опирающиеся на власть денег, богатство, однако в современных условиях ставшие более ис­кусными и утонченными. Концентрация огромных богатств в руках немногих лиц, особенно когда они с помощью угодных пра­вительств в той или иной степени контролируют и государство, создает опасность использования финансово-политической олигар­хией экономических методов влияния в качестве эффективного инструмента тоталитарного контроля.

Арсенал более конкретных методов управления массовым со­знанием и поведением достаточно разнообразен, и многие из них держатся в секрете. Один из таких методов — заимствованный из кибернетики триггерный способ управления населением. Суть метода состоит в управлении системой через контроль лишь за ее ключевыми точками, которыми применительно к современно­му обществу являются прежде всего финансовые ресурсы, элект­ронные СМИ, наиболее влиятельные элиты и организованные группы. Триггерный способ социального управления широко ис­пользовался в политике правящего посткоммунистического ре­жима в России [70].

Современные методы управления сознанием охватывают так­же различные способы и целые технологии воздействия на разум, подсознание, чувства и волю людей, внушения им идей и оце­нок, не соответствующих действительности или их собственным интересам. Наличие столь мощных технических средств и эффективных методов управления индивидуальным и массовым сознанием и поведением может быть реализовано в целях утверждения тоталитаризма тогда, когда существует такая важнейшая его пред­посылка, как наличие в обществе острых конфликтов, а также влиятельных общественных групп, заинтересованных в установле­нии и использовании тоталитарного режима.

Тоталитаризм представляет собой особый способ подавления социальных конфликтов. Будучи радикальной, крайней формой проявления социального контроля, он, как свидетельствует опыт истории, обычно используется различными общественными си­лами в таких остроконфликтных ситуациях, когда другие, более умеренные формы социального, в том числе политического конт­роля являются или кажутся недостаточно эффективными (или не­приемлемыми по культурно-идеологическим причинам).

Сопоставление с нынешними реальностями вышеназванной пред­посылки тоталитаризма — конфликтность ситуации и наличие за­интересованных в тоталитарном контроле групп в целях обеспече­ния своего привилегированного положения в обществе и на этой базе общественной стабильности, позволяет констатировать наличие следующей тенденции: г лубокие социальные конфликты и общественные силы, стре­мящиеся решать, а точнее подавлять их проявление с помощью новейших методов социального контроля — это реальность многих стран мира и в первую очередь государств с высоким уровнем социального неравенства, к которым принадлежит и современная Россия.

 

5.3.5. Программирование сознания

Важнейшей особенностью современных форм тоталитаризма является его «информационный» или «коммуникационный» характер. Свойства информации, процесса ее распростра­нения и использования в целях управления массовым сознанием и поведением предопределяют многие другие особенности инфор­мационного тоталитаризма.

Приоритетная роль СМИ в современном обществе связана не только с появлением высокоэффективных технических средств и научных методов воздействия на людей, программирования их поведения, но и с разрушением преимущественно стихийных и не контролируемых властями или организованными группами тра­диционных общинных, церковных, семейных, родственных, со­седских и тому подобных коммуникаций, ограничивающих воз­можности манипулятивного влияния СМИ.

На протяжении многих веков такого рода общение людей слу­жило важным источником информации, ее оценки и выработки коллективного мнения. Индустриализация общества, а также сознательное культивирование в ряде стран политики индивидуализма привели к разрушению традиционных коммуникаций и атомиза­ции граждан, подавляющее большинство из которых сегодня по­лучает политическую и социальную информацию почти исклю­чительно от электронных СМИ, и главным образом телевидения. Известно, что современный человек, в отличие от своих отцов и дедов, очень редко находит возможность для обычного и тем бо­лее политического общения с окружающими и часто даже не знает соседей по лестничной клетке.

СМИ и другие институты социализации влияют на сознание и поведение людей не только через информацию об окружающем мире, но и посредством изменения самого человека: его ментали­тета, ценностных ориентации, потребностей и интересов, а так­же формирования общественного мнения, нравов и морали. СМИ, а также другие институты социализации создают те ценностные полюса, которые структурируют политическое пове­дение граждан. Такими благоприятными для развития неототалитарной тенденции ценностными полюсами являются гипертро­фированное потребительство, высокий социальный статус (богатство и власть — его главные критерии), успех как повышение социального ранга и обладание престижными вещами, презре­ние к неудачникам. Людьми, у которых эти идеалы вытесняют духовно-нравственные ценности, легко управлять с помощью де­нег и престижных должностей.

Система идей и ценностей, основанная на потребительстве, вещизме, статичности и индивидуализме и изо дня в день внуша­емая с помощью рекламы и других средств, выступает своего рода «политической религией» информационного тоталитаризма, бо­жествами которой являются «золотой телец» и престижное место в социальной иерархии. Культ этого рода божеств, заменяющий ха­рактерный для политического тоталитаризма культ личности вождя, ярко демонстрировало российское телевидение последних лет.

Социально-политической проекцией неототалитарных ценно­стных ориентиров является голый материализм, бездуховность, индивидуализм и эгоизм, блокирующие формирование коллек­тивных форм сознания и массовый организованный протест. По­требительское индивидуалистическое мировоззрение в сложно организованном и регулируемом обществе с разви­тыми неототалитарными тенденциями формирует­ся отнюдь не стихийно, а с помощью искусных методов психологического и иного воздей­ствия, а также многократных повторений. Как заметил герой уже упомянутой тоталитарной антиутопии О. Хаксли Бернард, «по сотне повторений три раза в неделю в течение четырех лет... — готова истина» [29 -194]. Современные СМИ в России последних лет по количеству рекламных и иных повторений образцовых потребительских стандартов и индивидуалистических ценностей далеко обогнали «гипнопедов» (специалистов по внушению идей и ценностей) в тоталитарной модели Хаксли.

Информационный тоталитаризм предполагает прямую ориентацию СМИ на управление политическим поведением граждан, и особенно их электоральным выбором. Это возможно там, где правящая элита обладает фактической монополией на наиболее популярные печатные, электронные СМИ и информационные агентства. Ру­ководство масс-медиа позволяет правящей элите эффективно вли­ять на формирование массовых настроений и программировать» политическое поведение граждан, а порою осуществлять настоя­щий телевизионный террор, буквально вдалбливая угодные ей цен­ности в сознание людей, особенно молодежи, посредством не­прерывной навязчивой рекламы.

Информационный тоталитаризм, как и его другие виды, фор­мирует определенный массовый тип личности. Это «одномерный» «человек-волк» (Г. Маркузе [53]), примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к началь­ству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.

 

5.3.6. Экономическая и политическая власть

 

Приоритетная роль СМИ в механизме информационного тоталитаризма не отрицает широкого использования и других, более традиционных способов социального управления с помощью экономической, политической и административной влас­тей. Влияние экономической власти на сознание и поведение общества хо­рошо известно. Там, где господствуют рыночные ценности, день­ги позволяют покупать не только СМИ и другие средства воздей­ствия на сознание людей, но и подкупать политических лидеров, журналистов и целые слои населения.

В условиях информационного тоталитаризма экономическая власть с успехом может выполнять характерную для политическо­го тоталитаризма функцию культивирования массового страха. Однако в этом случае на первое место выступает прежде всего страх потерять работу или быть неудачником, социальным аут­сайдером. Страх как психологическое состояние обладает свойством трансляции — расширения своего объекта и перехода на другие области. К примеру, страх перед потерей рабочего места проявляется и в боязни проявления политического протеста.

Информационный тоталитаризм не пренебрегает и традици­онным средством социального контроля — физическим насилием, а больше - его угрозой. Он базируется на мощном аппарате государ­ственного принуждения, хотя и старается держать его в тени. Ог­ромный репрессивный аппарат превращает демократию в поли­цейское государство; он гарантирует стабильность существующего строя. Это достигается принуждением оппозиции к отказу от наиболее опасных для правящего слоя форм политического протеста. И оппозиция вынуждается соглашаться на принятие заведомо проигрышных для нее правил политичес­кой игры, предполагающих отсутствие прямого доступа полити­ческих оппонентов к электронным СМИ, лишение их значитель­ных денежных ресурсов и, в конечном счете, приводит к блокированию ее свя­зей с массами.

 

5.3.7. Иллюзорная демократия

 

Приоритетная роль информационного и экономического контроля в неототалитарной системе проявляется в доминировании в ней мето­дов косвенного, скрытого воздействия на массы, статистического программирования их сознания и поведения. Это позволяет широко использовать в целях манипулирования массами и камуфлирова­ния системы тоталитарного господства демократические институты. Урезанная до превращения в красивую оболочку тоталитарных структур власти демократия становится вовсе не опасна и даже полезна для сохранения этого типа господства. Она легитимирует господство правящей элиты, поддерживает массовые иллюзии свободы выбора и выступает в роли выхлопного клапана, позволяющего (особенно в период избирательных кампаний) спускать пар массового недовольства и предохранять систему от полити­ческого «перегрева». При этом в угоду политическим реальностям подменяется традиционное и популярное в массах понятие де­мократии как народовластия. Она трактуется как способ форми­рования правительства, основанный на конкуренции претендентов на властные позиции, как власть меньшинства, элиты, легитимированная с помощью выборов. Что же касается последних, то они бывают весьма редко. К тому же в условиях эффективного управления сознанием и электоральным поведением граждан они превращаются в развлекательное шоу и лишь способствуют укреплению иллюзий свободы и демократии.

Ярким примером эффективного управления массовым созна­нием служат президентские выборы 1996 г. в России. Несмотря на, казалось бы, безнадежное положение президента за полгода до выборов (в январе его поддерживали лишь около 5% опраши­ваемых избирателей), с помощью СМИ организаторы его изби­рательной кампании и имиджмейкеры смогли обеспечить его переизбрание. Причем после первого тура президент, получив инфаркт, не появлялся даже на телеэкране, уподобляясь «Старшему Брату» из известного тоталитарного романа Дж. Оруэлла «1984» [59], о котором нельзя было определенно сказать, жив ли он.

В отличие от других разновидностей тоталитаризма информа­ционно-финансовый тоталитаризм — сравнительно новое и ма­лоизученное явление. Этот тип политической системы и общества достаточно динамичен, подвижен в смысле степени тоталитарно­сти. В качестве однозначно неототалитарного невозможно ква­лифицировать какое-нибудь из существующих государств мира.

Блокировать развитие тенденции неототалитаризма и предот­вратить его массовое распространение в мире XXI в. можно лишь общими усилиями всех гуманистических сил, рассматривающих демократию не как удобную форму утонченного господства при­вилегированного меньшинства, а как реальное движение на пути осуществления идеалов народовластия, свободы личности и со­циальной справедливости. Развитие информационной демократии, устранение всевластия крупного, и прежде всего олигархического капитала, сохранение и развитие социальной государственности, расширение реального участия масс в управлении, борьба против глобального информационного гегемонизма — вот лишь некото­рые пути защиты демократии перед лицом новой тоталитарной угрозы.

В современном мире характерные для информационного тота­литаризма методы социального управления широко используют и авторитарные (особенно полуавторитарные, имеющие некото­рые демократические институты) политические режимы, что ча­сто делает грани между этими типами политических систем весьма размытыми.


 

Вопросы для самоконтроля по пятой главе

 

1. Расскажите об историческом прошлом авторитаризма.

2. Охарактеризуйте отличительные черты авторитаризма.

3. Опишите модели российского авторитаризма.

4. Назовите отличие авторитарных политических систем от тоталитарных.

5. Определите причины сохранения и воспроизводства авторитариз­ма.

6. Объясните типологию авторитарных систем.

7. Какие формы приобретает авторитарная система правления в развивающихся странах?

8. Назовите реформаторские возможности авторитаризма.

9. В чем отличие «авторитаризма развития» от «традиционного авторитаризма»?

10. Что представляют из себя переходные (гибридные) авторитарные ре­жимы?

11. Дайте определение тоталитаризма.

12. Назовите предпосылки тоталитаризма.

13. Охарактеризуйте сущность тоталитаризма.

14. Определите типологию тоталитаризма.

15. Назовите характерные черты политического тоталитаризма в сфере сознания.

16. Назовите характерные политические черты тоталитаризма.

17. Назовите институциональные и нормативные свойства тоталитаризма.

18. Назовите социальные и экономические признаки тоталитаризма.

19. Назовите разновидности политического тоталитаризма.

20. Что понимается под неототалитарными тенденциями в современном обществе?

21. Назовите основные тенденции современного тоталитаризма.

22. В чем проявляется рост рационализма и организованности современных политических систем?

23. Охарактеризуйте средства контроля над личностью, используемые в развитых государствах.

24. Какие вы знаете методы контроля над поведением граждан?

25. Как вы понимаете термин «программирование сознания» и применяется ли он в повременной государственной практике?

26. Как использует информационный тоталитаризм экономическую и политическую власть?

27. Дайте определение иллюзорной демократии.

28. Перечислите основные отличия авторитаризма от тоталитаризма.

29. Какие социально-политические причины обусловили возникнове­ние тоталитарных диктатур в XX в.?







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.