Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закон диалектической противоречивости





Всеобщая связь и развитие

 

Содержание диалектики пронизывают две идеи: идея всеобщей связи и идея развития. В мире нет систем, которые были бы изолированы от других систем. Ещё древние даосы провозгласили, что «всё связано со всем». Связь – это влияние одного явления на другое и зависимость одного явления от другого. Признание всеобщей связи явлений не означает, что мир везде и во всём однороден и однообразен. Связи между элементами систем и между системами неравноценны по их значимости для существования и развития этих систем. Различают связи внутренние и внешние, необходимые и случайные, устойчивые (повторяющиеся) и неустойчивые, главные и неглавные, общие и единичные, прямые и обратные, однозначные и вероятностные. Особенно важны для систем связи, которые именуются законами. Закон – это существенная связь явлений, которая характеризуется всеобщностью для всего данного класса явлений и необходимостью (повторяемостью). Это означает, что закон действует везде и всегда, т.е. во всех объектах данного класса и в любое время. Например, закон Ома I = V/R фиксирует связи между током, напряжением и сопротивлением. Любой человек, в любой стране, днём и ночью, весной и летом может собрать электрическую цепь и, меняя в ней V и R, получит указанную зависимость.

Благодаря законам системы, с одной стороны, структурируются и существуют как относительно самостоятельные образования, а с другой стороны, развиваются, поскольку связи порождают взаимодействия. Поэтому в результате существования законов мир представляет собой не хаотическую совокупность вещей, явлений и процессов (как его, кстати, представляют иррационалисты, например, постмодернисты), а упорядоченное множество взаимодействующих и развивающихся систем. Порядок в мире (смена одного явления не всяким другим, а вполне определённым; не любое, а определённое строение систем) обусловлен законами.

Законы не существуют наряду с явлениями и объектами и не возвышаются над ними в виде особых сил. Они представляют собой особые объективные связи, имеющие свои основания в определённых свойствах объектов. Например, гравитационные свойства тел обусловливают их силовую связь, которая именуется законом всемирного тяготения. А электрические свойства тел обусловливают закон Кулона. Поскольку законы – повторяющиеся связи, то их знание позволяет предсказывать соответствующие явления.

Нужно пояснить, что речь у нас не идёт о юридических законах, которые не имеют объективного характера, а вводятся и отменяются, а также и нарушаются, людьми. Во избежание путаницы их следовало бы именовать «юридическими нормами», а термин «закон» использовать лишь для обозначения объективных существенных связей явлений.

Если мир упорядочен законами и всё в нём совершается согласно им, а законы объективны, то как человек может преобразовывать мир и создавать то, что не возникает естественным путём? Отменять или создавать законы человек не может. Но дело в том, что любой закон действует в определённых условиях. Изменение соответствующих условий приводит к смене законов, в результате чего процесс будет протекать по-другому. Например, при температурах, близких к абсолютному нулю, перестаёт действовать закон Ома, и зависимость между током, напряжением и сопротивлением становится иной. Изменение условий и позволяет людям заставлять законы служить своим целям.

В зависимости от сферы действия законы делятся на частные и общие. К первым относятся законы физики, химии, биологии, социологии и др. Каждый тип таких законов действует в определённой сфере или сферах бытия. Общие законы действуют во всех сферах бытия. Они называются законами диалектики и будут рассмотрены ниже.

Основанием для классификации законов может служить также характер фиксируемых в них связей – однозначных или же вероятностных (см.об этом подробнее в §9 этой главы). По этому основанию законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамические законы характеризуют поведение индивидуальных объектов и позволяют установить однозначную связь его состояний или параметров. Пример тому - законы классической механики, на основе которых возможно точное определение по соответствующим формулам скорости, энергии и других параметров макрообъектов. Знание таких законов позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта его будущие состояния. Например, изучение таких законов позволяет предсказывать солнечные затмения на несколько лет вперёд.

Вероятностно-статистические законы характеризуют поведение больших совокупностей объектов и в отношении индивидуального объекта позволяют делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Например, максвелловский закон распределения молекул по скоростям устанавливает долю молекул, которые обладают определённой скоростью, не говорит о скорости каждой отдельной молекулы, а говорит только о вероятности обладания конкретной молекулой определённой скоростью. Такие законы предсказывают не события, а вероятности событий.

Законы выражаются с помощью соответствующих категорий – основных понятий. Каждая область знания имеет свои категории. В физике, к примеру, это «атом», «масса», «энергия» и др., в медицине – «норма», «здоровье», «болезнь» и др., в экономике – «деньги», «прибыль», «стоимость» и др. Категории диалектики, как и её законы, отличаются от научных своим предельно общим характером. Категории науки отражают свойства и связи, присущие системам какого-то класса (и в этом смысле они тоже являются общими), а категории диалектики (движение, развитие, противоречие, качество, количество, причина, следствие, форма, содержание и др.) характеризуют универсальные свойства и связи, которые присущи всем системам. Поскольку в частных проявляются общие законы, то категории диалектики обязательно присутствуют в содержании частных наук. Благодаря этому осуществляется методологическая функция диалектики.

Вследствие всеобщей связи и порождаемому им взаимодействию происходит развитие систем. Развитие есть особый тип движения. Движение есть любое изменение, а развитие – это направленные необратимые качественные изменения систем. Например, движение автомобиля по улице не есть развитие (это просто движение), а вот изменение конструкции автомобиля за последние 100 лет – развитие. Перемещение семени одуванчика ветром – просто движение, превращение семени в растение – развитие. Развитие обязательно связано с изменением уровня организации, что характеризует переход к новому качеству. Существует два типа развития: восходящее, или прогресс, и нисходящее, или регресс (деградация). Прогресс – это переход от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от низшего к высшему, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.

Мир в целом представляет собой противоречивое единство прогресса и регресса. Одни системы могут прогрессировать, другие – регрессировать. Система в целом может прогрессировать, а некоторые её элементы (но не все) – деградировать; целое может деградировать, а некоторые её части – прогрессировать. Можно ли говорить о прогрессе или регрессе мира в целом? По-видимому, нет, поскольку мир в целом объемлет собой всё сущее и всегда равен самому себе. Прогрессировать или регрессировать могут лишь отдельные системы за счёт взаимодействия со средой. Для мира же в целом характерно движение, но не развитие. Известная науке самая длинная ветвь прогрессивного развития включает в себя ряд уровней структурной организации, начиная от субэлементарного и кончая социальным (см.§2 главы 12).

Прежде чем перейти к конкретному изложению законов диалектики, хотелось бы сказать, что в последнее время, к сожалению, у некоторых отечественных авторов наблюдается определённое пренебрежение к проблемам диалектики. А между тем разработанный на основе идей Гегеля и других философов всех времён и народов диалектический метод – одно из непреходящих достижений философии.

Единичное и общее

 

Окружающий мир существует в виде бесконечного разнообразия предметов, процессов, явлений. Наблюдения показывают, что в мире нет совершенно одинаковых объектов, каждый из них уникален, неповторим. Степень уникальности повышается по мере усложнения объектов. Многообразие мира, различие между объектами выражается с помощью категории единичного. Единичное – это конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается или именем собственным (Пушкин, Москва, Солнце и т.п.) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево и т.п.).

Однако бесконечное многообразие – лишь одна сторона бытия. Другая его сторона – общность, сходство предметов и явлений. Мир – единство различия и общности. Если нет двух абсолютно сходных объектов, то не существует и абсолютно различных вещей. Сходство объектов выражают с помощью категории общего. Общее – это те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов. Общее познаётся в ходе абстрагирования в виде понятий и обозначается нарицательными именами (человек, растение, причина, болезнь и др.). Поскольку свойства и отношения вне объектов не существуют, то общее обозначает также соответствующий класс объектов. Например, понятие «растение» характеризует те признаки, которые присущи всем растениям, а также обозначает множество всех существующих растений.

Кроме категории общего используется понятие всеобщего – предельно широкого общего, которое уже нельзя подвести под более широкое понятие. Например, конкретный стул – единичное, мебель – общее, материальный предмет – всеобщее. По своему содержанию единичное богаче общего. Например, горох (единичное) включает в себя все признаки растения вообще и, кроме того, особые признаки бобовых растений. Общее – это часть, нередко сущность единичного. То, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Таким образом, единичное – это общее плюс особенное.

По проблеме соотношения единичного и общего шёл многовековой спор между «номинализмом» и «реализмом». Согласно первому, мир представлен лишь единичными объектами, а общее существует лишь субъективно – в виде имён и понятий. Противоположный взгляд – общее существует объективно, самостоятельно, вне единичных объектов и творит их. Общее, по мнению «реалистов», - это идеи, предшествующие вещам. Обе позиции являются односторонними. Правильное решение проблемы заключается в двух принципах: 1) общее существует объективно, но только в единичных вещах, 2) каждое единичное обязательно содержит в себе общее. Например, берёза, дуб, клён содержат в себе общие признаки дерева, а дерево вообще, следовательно, объективно существует лишь в виде этих общих признаков, воплотившихся в берёзе, дубе, клёне и т.д.

Одна из закономерностей развития состоит в переходе единичного в общее. Всякое новое возникает вначале в виде единичных явлений. И если эти единичные явления соответствуют потребностям развития системы, то они увеличиваются в числе и приобретают статус общего. Так, отдельные полезные мутации, накапливаясь в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида в виде новых признаков. Новые способы лечения, положительно зарекомендовавшие себя, со временем становятся достоянием всех врачей. Так возникали нормы морали, новые моды и т.д. Ходу развития соответствует ход познания: оно движется от знания единичного к знанию общего. Затем происходит возврат к познанию единичного, но уже на основе знания общего. Конечный итог познания – знание общего во всех его единичных конкретных проявлениях

Знание взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет большое методологическое значение для организации эффективной деятельности. В процессе практической деятельности, преобразуя бытие, человек имеет дело с единичными объектами. Важно учитывать, что единичное – это единство общего и особенного. Знание общего (если общее – сущность) определяет характер, качество воздействия на объект, а знание особенного определяет количественные параметры этого воздействия. Деятельность будет эффективной лишь при учёте и общего и особенного. Например, врач имеет дело с двумя пациентами – взрослым и ребёнком, страдающими одинаковым инфекционным заболеванием; характер лечения для обоих – антибиотики, однако дозы и их распределение во времени должны быть разными и соответствовать особенностям пациентов. Учёт единства общего и особенного необходим и во всех других сферах: при проведении экономических, политических, юридических и военных реформ, при внедрении новых педагогических методов и т.д.

 

 

Сущность и явление

 

Наука и практика показывают, что все объекты обладают как внешней стороной, доступной восприятию, так и внутренней, скрытой от непосредственного наблюдения. Или, иными словами, мы различаем в объектах главное, определяющее – сущность и производное, зависимое от неё – явления. Сущность – это совокупность причин и законов, определяющих существование и развитие объектов. Постичь сущность объекта – значит, понять причины его возникновения и законы его существования и развития. Явления – конкретные свойства, события, процессы, представляющие собой форму обнаружения сущности. Например, сущностью болезни служит этиология и патогенез – причины и внутренние механизмы развития заболевания, а явлениями – симптомы (повышенная температура, кашель, изменение цвета кожных покровов и др.).

Согласно диалектике, связь сущности и явления может быть выражена двумя положениями: 1) сущность является, 2) явление существенно. Нет такой сущности, которая бы так или иначе не была представлены в явлениях. Это положение направлено против агностицизма, утверждающего, что сущность не выражается в явлениях и поэтому непознаваема. Согласно второму положению, любое явление содержит в себе момент, частицу какой-либо сущности. Однако явление и сущность не совпадают. Взаимодействуя с множеством других объектов, данный объект в каждом взаимодействии обнаруживает лишь одну из сторон своей сущности. Поэтому сущность объекта одна, а явлений много. Явление может быть более существенным и менее существенным. Далее, явление может быть существенным в одном отношении и несущественным в другом, т.е. выражать одну сущность и не выражать другую.

Могут ли разные сущности иметь одинаковые проявления? Да, но не все, а лишь некоторые. Например, разные болезни могут иметь некоторые одинаковые симптомы. Однако полностью симптоматика одной болезни не совпадает с симптоматикой другой. В противном случае это была бы одна и та же болезнь. Различия в симптомах служат объективной основой для дифференцирования болезней.

В одних условиях явление адекватно представляет сущность, в других – нет. Неадекватное явление называется видимостью, или кажимостью. В этом случае сущность резко не совпадает с формой своего проявления, кажется чем-то другим. Например, видимое людьми движение Солнца вокруг Земли – это кажимость: Земля вращается вокруг своей оси, но кажется, что Солнце движется вокруг Земли. Объективно кажимость не существует, но имеет объективные основания в условиях наблюдения. Так, если наблюдать движение Солнца и Земли из-за пределов Солнечной системы, то указанной иллюзии не будет. Надо отметить, что и в кажимости содержится момент сущности, в нашем примере это движение Солнца и Земли друг относительно друга.

Задача науки заключается в раскрытии сущности объектов. Однако сущность непосредственно органами чувств не постигается, поскольку относится к внутренней структуре объекта. Сначала в процессе чувственного отражения познаются явления, а затем на основе их знания с помощью мышления постигается сущность. Движение от знания явлений к знанию сущности хорошо видно на примере медицинской диагностики: вначале врач фиксирует симптомы, затем на основе их анализа делает умозаключения о сущности, т.е. ставит диагноз. В силу неисчерпаемости любого объекта сущность имеет многоуровневый характер, и познание идёт от менее глубокой к более глубокой сущности. Так, например, сначала наблюдали явления наследственности (от кошек рождаются котята, от собак – щенята и т.д.), затем установили, что носитель наследственности – хромосомы (сущность первого порядка), потом обнаружили, что генетический код воплощён в структуре ДНК, составляющей хромосомы (сущность второго порядка). Познание движется не только от явления к сущности, но и от сущности к явлению. На этом основывается предсказующая функция науки. Классическим примером подобного рода служит предсказание Д.И.Менделеевым существования ряда ранее неизвестных науке химических элементов. Ещё пример движения от знания сущности к знанию явлений – предсказание врачом новых симптомов после постановки диагноза болезни.

Принцип взаимосвязи сущности и явлений имеет большое эвристическое значение для решения многих теоретических проблем. Например, когда возникла проблема «искусственного интеллекта», то встал вопрос: на основании какого критерия можно судить о том, что компьютер приобрёл сознание и стал личностью? Английский учёный А.Тьюринг предложил следующий тест: если в результате неограниченно долгого (но не визуального) общения с компьютером и обсуждения любых тем у человека возникло впечатление, что он общался с человеком (не обязательно умным), то следует признать, что искусственная система приобрела сознание и стала личностью. Правомерен ли этот тест? Здесь сознание – сущность, а речь – явления. Если две системы явлений полностью совпадают, то и их сущности одинаковы. Следовательно, тест правомерен. В противоположном случае мы должны признать, что явления (речь) могут быть без сущности (сознания), а это противоречит принципу единства сущности и явления. Заметим, что здесь не решается вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, такая возможность допускается условно.

 

 

Необходимость и случайность

 

Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, неотвратимо, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях.

В истории была широко представлена точка зрения, согласно которой в мире есть только необходимость, а случайность объективно не существует, и люди случайным называют то, причины чего не знают (Демокрит, Спиноза, Дидро и др.). Тем самым сторонники указанной точки зрения приходили к фатализму. Здесь необходимость отождествлялась с причинностью, и из признания причинной обусловленности всех явлений делался вывод об отсутствии случайностей. Верно, что в мире нет беспричинных явлений. Случайные события тоже причинно обусловлены, но от этого они не становятся необходимыми.

Различие между необходимостью и случайностью заключается в том, что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту. Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него.

Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Например, Гольбах серьёзно считал, что история Франции зависела от дурного пищеварения монарха, прихотей женщины и т.п., в то время как существенные факторы социального развития (соотношение классовых сил, противоречия в экономике и политике и др.) не выявлялись.

Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо. На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Но существуют ли они в чистом виде, независимо друг от друга? Нет, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой. Встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности (формула «и то, и другое»), когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен (формула «или то, или другое»). Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей.

Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями. Последние же складываются независимо от объекта и накладывают на это взаимодействие момент случайного. Поэтому связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами: 1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей, 2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул.

В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Нагляднейший пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям.

Методологическое значение обсуждаемых категорий заключается в том, что их знание позволяет производить конкретный анализ процесса развития, осуществлять предвидение и управлять действительностью

 

 

Содержание и форма

 

Любой объект представляет собой единство содержания и формы. Содержание – это состав объекта, совокупность его элементов, процессов, свойств, противоречий, связей. Форма – способ существования, выражения и развития содержания. Например, содержанием учебного процесса служит приобретение студентами знаний, а формами – лекции, семинары, практические занятия, работа с учебниками, компьютером и др. Различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма, или структура, есть совокупность связей и отношений между элементами содержания, а внешняя форма (внешность, наружность, вид) – способ связи объекта с другими объектами. Например, содержанием куска льда служат молекулы воды, внутренней формой – кристаллическая решётка, а внешней – очертания куска. Ещё пример – художественное произведение, допустим, роман. Содержание здесь – идеи, образы и характеры героев; внутренняя форма – композиция, сюжет, язык; внешняя форма – бумага, шрифт, перелёт и пр. Внутренняя форма более существенна для объекта, чем внешняя, однако и внешняя форма играет определённую роль. Сравним, например, черно-белый фильм и тот же фильм в цветном исполнении.

Каково же взаимоотношение формы и содержания? Некоторые философы вслед за Аристотелем считали, что форма и содержание вначале существуют отдельно, а затем форма организует содержание. Такой подход, абсолютизирующий роль формы, называют формализмом. В действительности же нет самих по себе формы и содержания, а есть объекты, системы, обладающие и формой и содержанием. Форма и содержание находятся в единстве. Не существует бесформенного содержания, содержание так или иначе оформлено. Нет и бессодержательной формы, форма всегда выражает то или иное содержание. Когда используют понятия «бесформенный» или «бессодержательный», то допускают неточность. В подобных случаях надо говорить о несовершенной, некрасивой форме или бедном, неразвитом содержании.

Единство формы и содержания допускает их относительную самостоятельность. Она выражается в том, что, во-первых, одно и то же содержание может воплощаться в разных формах, и, во-вторых, одна и та же форма может выражать разное содержание.

Содержание и форма представляют собой диалектическое противоречие, которое играет существенную роль в развитии систем. Ведущей стороной служит содержание: форма организации системы определяется тем, что организуется. В процессе развития содержание изменяется непрерывно, форма относительно консервативна. До границы меры изменение содержания не приводит к изменению формы, когда же несоответствие между растущим содержанием и устаревшей формой достигает критической степени, то старая форма сбрасывается и заменяется новой. Новая форма стимулирует последующие изменения содержания, и процесс развития ускоряется. В этом проявляется активная роль формы. Пока она соответствует содержанию, она стимулирует его развитие. Но в дальнейшем снова возникает несоответствие между формой и содержанием, происходит смена формы и т.д.

Из изложенных положений следует, что во всех сферах деятельности основные усилия должны быть направлены на развитие содержания, недопустимо преувеличивать или абсолютизировать роль формы. Однако, отрицая формализм, нельзя впадать и в другую крайность – в игнорирование или преуменьшение роли формы. Содержание важнее формы, но именно для всемерного развития содержания необходимо заботиться и о форме. Смена форм не должна быть самоцелью. Критерием необходимости их смены должна быть не новизна формы, а характер её действия на содержание. Одни формы быстро теряют свою эффективность, другие сохраняют её очень долго. Например, лекция как форма обучения существует уже много веков и до сих пор считается ведущей в вузе. Развитие идёт оптимально при взаимном соответствии содержания и формы. Особенно важно это в дипломатии, юридической сфере и искусстве. Единство глубокого, гуманистического содержания и совершенной, высокохудожественной формы характерно для настоящего художественного произведения.

В медико-биологических и сельскохозяйственных науках большую роль играют понятия структуры и функции, которые выражают определённые аспекты категорий формы и содержания. Под структурой в этих науках понимают пространственные отношения между элементами, т.е. строение системы, а под функцией – процессы, протекающие в системе и её частях. Аналогично форме и содержанию структура и функция существуют в неразрывном единстве. Поэтому нельзя глубоко изучить структуру, не обращаясь к исследованию функции, и наоборот. Неправомерно деление болезней на функциональные и органические; то, что иногда называют функциональными болезнями, есть заболевания, морфологические изменения при которых имеют микроструктурный характер и ещё не выявлены. Таким образом, принцип единства структуры и функции ориентирует на более глубокое познание патогенеза.

Ведущая роль во взаимоотношениях структуры и функции принадлежит функции: в процессе эволюции отбираются организмы с такими структурами, которые обеспечивают более успешное выполнение нужных организму функций. Например, функция полёта определила форму тела птицы, лёгкость и тонкость костной системы, наличие и форму крыльев. Функция зрения определила строение глаза, а труд – строение руки человека.

 

Всеобщая связь и развитие

 

Содержание диалектики пронизывают две идеи: идея всеобщей связи и идея развития. В мире нет систем, которые были бы изолированы от других систем. Ещё древние даосы провозгласили, что «всё связано со всем». Связь – это влияние одного явления на другое и зависимость одного явления от другого. Признание всеобщей связи явлений не означает, что мир везде и во всём однороден и однообразен. Связи между элементами систем и между системами неравноценны по их значимости для существования и развития этих систем. Различают связи внутренние и внешние, необходимые и случайные, устойчивые (повторяющиеся) и неустойчивые, главные и неглавные, общие и единичные, прямые и обратные, однозначные и вероятностные. Особенно важны для систем связи, которые именуются законами. Закон – это существенная связь явлений, которая характеризуется всеобщностью для всего данного класса явлений и необходимостью (повторяемостью). Это означает, что закон действует везде и всегда, т.е. во всех объектах данного класса и в любое время. Например, закон Ома I = V/R фиксирует связи между током, напряжением и сопротивлением. Любой человек, в любой стране, днём и ночью, весной и летом может собрать электрическую цепь и, меняя в ней V и R, получит указанную зависимость.

Благодаря законам системы, с одной стороны, структурируются и существуют как относительно самостоятельные образования, а с другой стороны, развиваются, поскольку связи порождают взаимодействия. Поэтому в результате существования законов мир представляет собой не хаотическую совокупность вещей, явлений и процессов (как его, кстати, представляют иррационалисты, например, постмодернисты), а упорядоченное множество взаимодействующих и развивающихся систем. Порядок в мире (смена одного явления не всяким другим, а вполне определённым; не любое, а определённое строение систем) обусловлен законами.

Законы не существуют наряду с явлениями и объектами и не возвышаются над ними в виде особых сил. Они представляют собой особые объективные связи, имеющие свои основания в определённых свойствах объектов. Например, гравитационные свойства тел обусловливают их силовую связь, которая именуется законом всемирного тяготения. А электрические свойства тел обусловливают закон Кулона. Поскольку законы – повторяющиеся связи, то их знание позволяет предсказывать соответствующие явления.

Нужно пояснить, что речь у нас не идёт о юридических законах, которые не имеют объективного характера, а вводятся и отменяются, а также и нарушаются, людьми. Во избежание путаницы их следовало бы именовать «юридическими нормами», а термин «закон» использовать лишь для обозначения объективных существенных связей явлений.

Если мир упорядочен законами и всё в нём совершается согласно им, а законы объективны, то как человек может преобразовывать мир и создавать то, что не возникает естественным путём? Отменять или создавать законы человек не может. Но дело в том, что любой закон действует в определённых условиях. Изменение соответствующих условий приводит к смене законов, в результате чего процесс будет протекать по-другому. Например, при температурах, близких к абсолютному нулю, перестаёт действовать закон Ома, и зависимость между током, напряжением и сопротивлением становится иной. Изменение условий и позволяет людям заставлять законы служить своим целям.

В зависимости от сферы действия законы делятся на частные и общие. К первым относятся законы физики, химии, биологии, социологии и др. Каждый тип таких законов действует в определённой сфере или сферах бытия. Общие законы действуют во всех сферах бытия. Они называются законами диалектики и будут рассмотрены ниже.

Основанием для классификации законов может служить также характер фиксируемых в них связей – однозначных или же вероятностных (см.об этом подробнее в §9 этой главы). По этому основанию законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамические законы характеризуют поведение индивидуальных объектов и позволяют установить однозначную связь его состояний или параметров. Пример тому - законы классической механики, на основе которых возможно точное определение по соответствующим формулам скорости, энергии и других параметров макрообъектов. Знание таких законов позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта его будущие состояния. Например, изучение таких законов позволяет предсказывать солнечные затмения на несколько лет вперёд.

Вероятностно-статистические законы характеризуют поведение больших совокупностей объектов и в отношении индивидуального объекта позволяют делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Например, максвелловский закон распределения молекул по скоростям устанавливает долю молекул, которые обладают определённой скоростью, не говорит о скорости каждой отдельной молекулы, а говорит только о вероятности обладания конкретной молекулой определённой скоростью. Такие законы предсказывают не события, а вероятности событий.

Законы выражаются с помощью соответствующих категорий – основных понятий. Каждая область знания имеет свои категории. В физике, к примеру, это «атом», «масса», «энергия» и др., в медицине – «норма», «здоровье», «болезнь» и др., в экономике – «деньги», «прибыль», «стоимость» и др. Категории диалектики, как и её законы, отличаются от научных своим предельно общим характером. Категории науки отражают свойства и связи, присущие системам какого-то класса (и в этом смысле они тоже являются общими), а категории диалектики (движение, развитие, противоречие, качество, количество, причина, следствие, форма, содержание и др.) характеризуют универсальные свойства и связи, которые присущи всем системам. Поскольку в частных проявляются общие законы, то категории диалектики обязательно присутствуют в содержании частных наук. Благодаря этому осуществляется методологическая функция диалектики.

Вследствие всеобщей связи и порождаемому им взаимодействию происходит развитие систем. Развитие есть особый тип движения. Движение есть любое изменение, а развитие – это направленные необратимые качественные изменения систем. Например, движение автомобиля по улице не есть развитие (это просто движение), а вот изменение конструкции автомобиля за последние 100 лет – развитие. Перемещение семени одуванчика ветром – просто движение, превращение семени в растение – развитие. Развитие обязательно связано с изменением уровня организации, что характеризует переход к новому качеству. Существует два типа развития: восходящее, или прогресс, и нисходящее, или регресс (деградация). Прогресс – это переход от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от низшего к высшему, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.

Мир в целом представляет собой противоречивое единство прогресса и регресса. Одни системы могут прогрессировать, другие – регрессировать. Система в целом может прогрессировать, а некоторые её элементы (но не все) – деградировать; целое может деградировать, а некоторые её части – прогрессировать. Можно ли говорить о прогрессе или регрессе мира в целом? По-видимому, нет, поскольку мир в целом объемлет собой всё сущее и всегда равен самому себе. Прогрессировать или регрессировать могут лишь отдельные системы за счёт взаимодействия со средой. Для мира же в целом характерно движение, но не развитие. Известная науке самая длинная ветвь прогрессивного развития включает в себя ряд уровней структурной организации, начиная от су







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.