|
Возможность и действительность
Познавая мир и пытаясь преобразовывать его, человек всегда задавался вопросом: «Что можно осуществить, а что нельзя; что может произойти, а что нет?» Этот вопрос породил проблему соотношения возможности и действительности. Действительность – это то, что имеется налицо в реальности, то, что актуально существует в данный момент. Возможность – это то, чего сейчас нет, но что может появиться в будущем, это предпосылки нового в старом. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное, или виртуальное, бытие; это будущее, содержащееся в настоящем. Например, зерно – это возможность растения, студент – возможность специалиста. Возможность и действительность следует отличать от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам бытия и поэтому не может существовать. Например, идея вечного двигателя первого рода несовместима с законом сохранения энергии и поэтому принципиально не может быть осуществлена. Невозможные явления и предметы объективно не существуют, их можно только вообразить. Как видим, критерий для отличия возможности от невозможности вполне конкретен. Почему же тогда существуют длительные, иногда многовековые, споры о возможности или невозможности некоторых явлений, например, индивидуального биологического бессмертия, телепатии, искусственного интеллекта, внеземных цивилизаций? Это связано с тем, что сами законы, по отношению к которым мы различаем возможное и невозможное, либо ещё не открыты, либо исследованы недостаточно. Открытие нового закона сразу снимает неопределённость в отношении возможности соответствующих явлений. Так, до открытия закона сохранения энергии шли дискуссии о вечном двигателе, а потом стало ясно, что он невозможен.
Рис.6
Существующая действительность (скажем, Д1 на рис.6) содержит много возможностей. В процессе развития в результате действия внутренних противоречий и в зависимости от внешних условий одна из возможностей (допустим В3) реализуется. Эта реализованная возможность становится новой действительностью (Д2). Она, в свою очередь, порождает новый спектр возможностей и т.д. Например, выпускник школы имеет возможности стать студентом многих вузов. Став студентом одного из них, к примеру, медицинского, он приобретает новые возможности – быть хирургом, терапевтом, педиатром и т.д. Освоив одну из профессий, он получает возможность трудоустройства и т.д. Важно отметить, что из множества существующих возможностей реализуется одна или несколько, и при этом огромное количество других возможностей исчезает. Какая из возможностей реализуется, определяется совокупностью внутренних и внешних факторов, среди которых имеются как необходимые, так и случайные. Поэтому развитие не имеет однозначного предопределённого характера, оно имеет многовариантный характер: существуют критические пункты, точки разветвления, где развитие может пойти по одному или другому пути. В синергетике такие пункты разветвления именуются точками бифуркации. В истории нашей страны такими критическими пунктами были 1861, 1917, 1985, 1991 годы, которые соответственно означали переход: 1) от феодализма к капитализму с существенными моментами феодализма, 2) к государственному капитализму, 3) к демократическим преобразованиям, 4) к кланово-криминальному капитализму, который у нас установился к концу 90-х годов XX века вместо ожидаемого демократического капитализма. Иллюзия однозначной предопределённости развития возникает при рассмотрении прошлого, где порядок событий после их свершения остаётся неизменным. Будущее же в силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На практике вероятность вычисляют как долю данных событий в их общем количестве. Например, вероятность выживания каждой особи у диких птиц равна 0,33 (или 33%). Это означает, что в целом из каждых 100 птенцов выживает 33. Если вероятность события равна единице, то возможность становится действительностью, а при равенстве вероятности нулю событие становится невозможным. Понятие вероятности показывает степень необходимого в возможном. Использование этого понятия способствует установлению вероятностного стиля мышления, который позволяет более тонко характеризовать перспективы развития, описывать их не в категориях возможного и невозможного, а в понятиях более вероятных и менее вероятных возможностей. Имеются разные виды возможностей. В зависимости от степени их важности они бывают существенными и несущественными, скажем, возможность поступить в вуз и возможность сходить на танцы. Прогрессивные возможности представляют перспективу восходящего развития, а регрессивные грозят опасностью деградации. Совместимые возможности могут осуществляться вместе (например, учиться в вузе и заниматься спортом), а несовместимые, или конкурирующие, исключают друг друга (к примеру, женитьба на одной или другой девушке). Обратимые возможности после реализации могут многократно повторяться (например: агрегатные превращения), а необратимые – нет (пример: рождение данного человека или его смерть, денатурация белка). В жизни человека могут возникать ситуации, когда он стоит перед двумя существенными, необратимыми и исключающими друг друга возможностями. Выбирая одну из них, человек может испытывать мучительные колебания. В яркой художественной форме такая ситуация представлена в трагедии Шекспира «Гамлет» в виде знаменитого вопроса главного героя «Быть или не быть?» Формальная возможность – это то, что не противоречит законам, но для реализации чего ещё нет условий. Реальная возможность – то, что не противоречит законам и для осуществления чего уже есть условия. Например, для всех студентов второго курса сдать сессию на отлично – формальная возможность, а для двадцати, скажем, студентов – это реальная возможность (для тех, которые систематически занимались, не пропускали занятия, имеют навыки самостоятельной работы и др.). Ещё пример: организм без вируса гриппа и без простуды содержит в себе формальную возможность гриппа, организм с вирусом гриппа (но без простуды) приобретает уже реальную возможность гриппа, когда к этой реальной возможности присоединяется простуда, то грипп становится действительностью. Задача медицины будущего - устранение условий превращения возможности болезни в действительность. Идеальный же вариант – не давать формальным возможностям болезней переходить в реальные. Формальная же возможность болезни принципиально неустранима. В процессе развития систем формальная возможность может превращаться в реальную, а последняя – в действительность. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно, а в обществе - благодаря деятельности людей. И если эта деятельность недостаточно активна или организована, то реальная возможность может быть упущена. Знание возможностей и условий их реализации необходимо людям для преобразования действительности. Своей деятельностью люди должны создавать условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер, а желательные приобретали бы его и превращались в действительность. В деятельности недопустим волюнтаризм, отождествляющий формальные возможности с реальными. Вред его состоит в том, что при этом в политике, экономике и культуре ставятся неосуществимые цели. Последующие провалы планов дезорганизуют жизнь общества, а розовый оптимизм сменяется чёрным пессимизмом и апатией. Поэтому для практики, особенно политической, очень важно различать, где кончается реальная возможность и начинается формальная.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|