Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карта точек трансформации дискурса





Отношение в обществе к тем или иным явлениям изменяется под воздействием появления новых идей, технологических и социальных изменений, появлением в обиходе новых продуктов. Изменения дискурса влечет за собой переорганизацию уклада жизни людей, расширения границ их мысли и действий.

По оценкам экспертов уже сейчас можно отследить зарождение новых идей в значимых для темы «детство» сферах. Карта представлена в виде таблицы, где обозначен временной интервал, в котором по оценкам экспертов может произойти смена, обозначено понятие, представления о котором будет изменяться и даны пояснения – какие основания по поводу понятия заложены сегодня, а какие основания возможны в будущем.

СФЕРА Основания дискурса сегодня Основания дискурса в будущем
2015 – 2020 годы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ЭТНОСАМИ И КУЛЬТУРАМИ Взаимодействие с представителями других этносов и культур традиционно Вырабатывание способов взаимодействия, принципа толерантности и практика понимания других культур – вопрос общественный и требующий специальных усилий
СЕМЬЯ Нуклеарная семья Дети растут в семье Многообразие форм совместной жизни Дети растут в воспитательных сообществах
ВЗРОСЛЕНИЕ Дети вступают в самостоятельную жизнь в период 14-18 лет Дети в разное время по разным вопросам становятся самостоятельными (12 – 30 лет), могут выстраивать собственные траектории взросления
2020 – 2025 годы
ОБРАЗОВАНИЕ Массовая образовательная траектория: школа – институт (колледж) Дети учатся в образовательных учреждениях Разнообразие траекторий вступления в жизнь Отсутствие единой системы образования – развитие многообразия образовательных сетей и сообществ
РОДИТЕЛЬСТВО Дети не выбирают родителей Все могут воспитывать детей Дети компетентны в построении траектории Формирование требований на компетентность воспитательных сообществ
РЕБЕНОК Родители не определяют заложенные природой способности будущего ребенка Дети могут рождаться с заданными характеристиками и способностями
2030 - 2040 годы
ЖИЗНЬ Детство бывает только раз в жизни, и определяется возрастом Можно прожить несколько социальных жизней. Детство может быть несколько раз

Негативные сценарии

На экспертных семинарах была специально организована работа по сценированию и имитации. Сценарии строились по отношению к технологическим инновациям, социальным и дискурсивным трансформациям. Совместно с экспертами вырабатывались ответы на вопросы: как будет жить российское общество, в случае если та или иная инновация будет внедрена, как повлияет на устройство социальной жизни та или иная социальная трансформация и т.д.

Результаты такой работы показали, что если ничего не изменится: дискурс детства останется прежним, стейкхолдеры будут действовать по старым схемам, а лицами, принимающими решения никаких радикальных мер предпринято не будет, то Россию ожидают две принципиальные угрозы. Первая угроза - резкая маргинализация общества, вызванная отставанием системы образования, «длением» детского возраста и существующими программами по рождаемости – рожают в первую очередь те, кому срочно нужны деньги. Вторая угроза – если все останется как прежде, разрыв между Россией и развитым миром будет увеличиваться, особенно это касается качества жизни, уровня образования и наличия многообразия возможностей. Воспитанные во Всемирной сети, выращенные на западных игрушках, дети будут все больше стремиться интегрироваться в развитый мир. А это означает, что в первую очередь мы потеряем самых талантливых.

Задачей форсайт-проекта было выявление тех зон, усилия в которых могут привести к достижению существенных условий, и где выработка решений необходима. Временных периодов, в течение которых действия и усилия еще будут актуальны, а вероятность развития негативных сценариев сведена к минимуму. Такие периоды были названы «зоны принятия решений».

 

Зоны принятия решений

 

Демографическая и миграционная политика. Демографический и миграционный кризис требует выработки решений по следующим вопросам: выстраивание дифференцированной миграционной политики, направленной в первую очередь на привлечение качественной миграции, разработка и развитие программ интеграции и адаптации детей к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе с самого раннего возраста. Развитие специальных программ жизни в полиэтнических сообществах.

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2016 года.

Системы социальных служб.Логика развития человеческого капитала требует переорганизации социальных служб с распределительной схемы в сторону выстраивания систем социальных лифтов, обеспечение условий для включения детей в передовые культурные и социальные процессы. Этому могут способствовать принятие мер по разработке системы социальных лифтов, разработке различных форм участия детей во взрослой жизни (детские деньги, участие детей в голосовании, участие в общественной и политической жизни).

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2018 года.

Компетентное родительство.Формирование нового отношения к детству невозможно без смены отношения к рождению детей. Осмысленное отношение к рождению ребенка формируется в ситуации, когда родители не боятся заводить детей, обладают компетенцией воспитания, а система сопроводительных сервисов выстроена таким образом, что позволяет родителям заводить детей без ущерба их собственной жизненной траектории. Формирование сферы компетентного родительства требует следующих решений: формирование многообразных форм воспитания детей, расширение сферы сервиса детства, формирование рынка детских услуг.

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2018 года.

Образование. В условиях инновационного развития общества, а также все возрастающих темпов изменений и инноваций становится очевидным необходимость смены парадигмы образования. Классно-урочная система, организованная предметным и дисциплинарным образом становится неконкурентоспособной в условиях современного развития общества. Необходимые решения и действия: разработка и развитие новых неинституциональных форм образования, развитие образовательных возможностей. Выработка новых оснований образования: смена парадигмы с предметного образования на ориентационное (способность ориентации в мире), переход от получения знаний к приобретению способностей и освоению компетенций.

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2020 года.

Семейное право. Необходима разработка семейного кодекса, способствующего защите прав ребенка и развитию разнообразных форм семейной жизни. Семейного кодекса, который позволял бы детям строить свою жизненную траекторию и способствовал тому, чтобы их траектория не зависела от семейного статуса и благосостояния родителей.

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2025 года.

Бизнес детских товаров. В настоящее время бизнес-компании, занимающиеся разработкой и производством детских товаров в России, неконкурентоспособны по отношению к западным. Эта ситуация во многом связана с тем, что бизнес детских товаров не поддерживается государственной политикой страны. Направления возможных решений: формирование государственной политики в отношении бизнеса детских товаров, поддерживающей развитие инновационного бизнеса, направленного на развитие и образование детей. Инициирование сферы инноваций и разработок в сфере детства.

Выработка вариантов действий и принятие решений: до 2025 года.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.