|
Введение в башкирское архивоведение. Издание I. Уфа, 2016.-300стр.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Зианбердин И.Б.
Введение в башкирское архивоведение Издание I
Уфа-2016 ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 ББК 904:903.27(470.57) УДК 63.48 (2Рос.Баш)-428 З-59 Зианбердин И.Б. Введение в башкирское архивоведение. Издание I. Уфа, 2016.-300стр. ISBN………………………..
Автор исследует самобытные письменные культуры, существующие на территории Исторического Башкортостана с древнейших времен до полного вхождения башкир в состав Российской империи. На основе палеографического анализа всего массива известных к настоящему времени письменных документов (граффити) дополнен архивный фонд Республики Башкортостан и Российской Федерации. Автор показывает, что каждый документ являлся культурно-политическим, государственным признаком. Введение в научный оборот вновь найденных документов изменяет представления об архивном фонде РБ и РФ.
ISBN……………………….. ©И.Б.Зианбердин, 2016 ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
Предисловие к книге. Слово «архив» происходит от латинского слова «archivum» - присутственное место, где заседали органы власти, создавались важные государственные акты. Аналог этого слова на башкирском языке «каш\\присутственное место». В словаре тюркских наречий Махмуда Кашгарского сохранились строки разъясняющие назначения таких присутственных мест. Книга написана в 1074 году, арабописьменная, тексты читаются справа налево. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Тарган аулуг аишлака, Тирги ауруб ашлака, Тумлуг кадир кишлака, Кузти ариг амдуруу». Перевод построчный таков: «Если тархан раньше успеет, Если тюрков собрав, сделает, И не правду и правду соберет, Колыхнется даже и немочь уже». Здесь зафиксирован тюркский глагол «кишлака» со значением «если всех соберет в присутственном месте». Аналогичные слова, но имена существительные, «каштак; кашлак; кышлак» существуют в каждой башкирской деревне, в древности они были присутственными местами, а позже стали местом сбора детворы для своих игрищ. Махмуд Кашгарский был отпрыском правящего дома Караханидов государства. Караханидов государство – государство мусульман тюрков, правопреемник Карлукского государства, существовало в 932- 1211 годах. В Карлукском государстве (существовало в 840-932 годах) исповедовали буддизм, манихейство и другие местные религии. Итак, мы выяснили что «каш; ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 каштак» как присутственные места известны со времен Карлукского государства и государства Караханидов. Но они, известны были и для религий буддизма, манихейства и ислама, раз эти религии существовали в упомянутых выше государствах. Еще один тюркский документ, найденный в Хотане, приводится в книге «Восточный Туркестан в древности и в раннем средневековье». Документ написан письмом брахми, читается справа налево, выполнен в VII веке. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Гатаээнаэ эсда гара, эсэдэ этhатhа тhатhа. Эсда этhатhа: сук гамадаэ. Гасамаж саэдамаэ эсэтhаж э эмасада гасагаддэ жhмата-жhмата. Эсда этhатhа тhатhа. Жhас джмаса гаэ этатджhа гамаджhа эсаэдаэ этhатhа тhатhа. Таhана сага гамада эдаэ эсадаэ этhатhа эмаматhа джасджаса эмаэ эмэ гаа». Перевод таков: «Благославленный город Хотан, поселение Асада. Асад говорит: Асад тутук слово молвит. Лоскутков (щелка) всего двадцать, рулонов (материи) - одна палка, а всех денег очень мало. Асад закончил. (Это) записанное и учтенное в присутственном месте («жhас\\каш») документ. По словам Асада (выполнен) в эпоху Тан, во время династии Атихатха-Маматхи, время «жауза», десятый день». Как мы знаем, эпоха Тан охватывает временной промежуток 618-907 годов. В империи исповедовали буддизм, даоцизм, а также несторианство, манихейство, ислам. Естественно документы в религиозных учреждениях заполнялись теми письменностями и на тех материалах письма, которые существовали во времена этих религий, а в государственных учреждениях заполнялись на государственных языках и письменностях. Изучая Хотанский текст мы удревнили существования присутственных мест, то есть «Жhас\\Каш», до начала VII века нашей эры, и выяснили, что они были известны богословам всех религий которых исповедовали тюрки и их предтечи. Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах» называется -. Архивоведение. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 Ее составными компонентами являются следующие специальные дисциплины: - теория и методика архивоведения, - история и организация архивного дела, - археография, - архивное право, - архивоведческое терминоведение, - архивный менеджмент, - архивная статистика, - автоматизированные архивные технологии. Анализ. Для анализа выделенных башкирских слов, мы принимаем их как множества слово-символов. 1. Множество «балык\\рыба» включает в свой состав все виды рыб. Мы можем распознать это множество рыб по: - запаху, - температуре, - наличию хвостового и других плавников, - виду (силуэту), по звуку игры их в воде «слп; лп; лв». 2. Множество «ян\\лук» включает в свой состав все виды стрелкового оружия древности. Мы можем распознать, из какого материала они сделаны, каков запах этих материалов, какова температура этих материалов. Мы знаем также и виды (силуэты) а также звук, издаваемый ими при отпускании тетивы, «днк; дзнк». 3. Множество «сыра\\лучина; хворост». Как и предыдущие два множества, и это множество распознается нами через органы ощущения. Они известны обоняние, ощущение, слух, зрение. Далее всех их перечислять не будем, а выделим только слух и зрение, которые и служат нам обычно для передачи информации во времени и в пространстве. Мы знаем виды хвороста и лучин (силуэты) и звуки их горения «стр». 4.Множество «hабан\\плуг». В это множество входят, и соха и орала. Это множество распознаем по видам (силуэтам), и по звукам понукания тягловых животных «hп; hб». 5. Множество «бугэй\\бык». Множество распознается по виду (силуэту) и по их крику «муу; буу». ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 6. Множество «тауышкан\\тушканчик». Множество распознается по виду (силуэту) и по звуку удара ими по земле лапами «тф; тп». 7.Множество «эт\\собака». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам лая «уау», рычания «рр», скуления «шн». 8. Множество «йылан\\змея». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам шипения «сс», ползания «шш». 9. Множество «кош\\птица». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам клекота или пения «ко», «буч». 10. Множество «агас\\дерево». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму «шв; швр». 11. Множество «тын\\стена». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тнк; днh». 12. Множество «балта\\топор». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тк; тп». 13. Множество «дойэ\\верблюдь». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при плевке«дб». 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму метеоров при ударе о землю «тнгр: днгр». 15. Множество «hонго\\копье». Множество распознается по виду (силуэту) и непроизвольно издаваемому нами при ударе им об кого-либо «hнк; нг». Заметив присущие к каждому множеству особенности, люди и научились передавать информацию о них во времени и в пространстве. Они использовали основной силуэт множества и присущую ему звук, так как оказалось, что рассматриваемые множества могут распознаваться и только по двум их свойствам. Следовательно, синтез это распознавание множеств по их отдельным признакам. Синтез. 1. Множество «балык\\рыба» состоит из силуэта 2. Множество «ян\\лук» состоит из силуэта 3. Множество «сыра\\лучина; хворост» состоит из силуэта 4.Множество «hабан\\плуг» состоит из силуэта 5. Множество «бугэй\\бык» состоит из силуэта 6. Множество «тауышкан\\тушканчик» состоит из силуэта 7.Множество «эт\\собака» состоит из силуэта 8. Множество «йылан\\змея» состоит из силуэта 9. Множество «кош\\птица» состоит из силуэта 10. Множество «агас\\дерево» состоит из силуэта 11. Множество «тын\\стена» состоит из силуэта 12. Множество «балта\\топор» состоит из силуэта 13. Множество «дойэ\\верблюдь» состоит из силуэта 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда» состоит из силуэта 15. Множество «hонго\\копье» состоит из силуэта Силуэты и звуки рассмотренных множеств могут повторять друг-друга. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 В этом случае они не годятся для передачи информации. Чтоб не допустить путаницы мы обязаны их сравнивать между собой и оставлять только те, которые не повторяются. Тюркские филологи древности, в частности Махмуд Кашгарский, знали об этих особенностях методов передачи информации. В книге «Дивани лугат ат турки» мы встречаем множество примеров об этом. Например: «Санг\\клекотание птицы».
«Данг-дунг; танг-тунг\\звукоподражание «донг-донг». Пример: «Какук\\крики кукушки и гусей».
«Чак-чук; чиг-чиг; чуг-чуг\\ звуки издаваемые кресалой».
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 «Чаг чуг\\ какафония, шумы различные».
«Чгир чгир\\ звуки скрипа».
«Шр шр и чур чур\\ звуки листьев деревьев и ручейка».
«Чарт чурт и сарт сурт\\ звуки горящего хвороста и прожевывания крепкой еды».
«Гурт гурт\\ звук скрипа телеги». Пример: «Кур кур\\звук бурления живота». Пример: «Тирт тирт\\звук материи при ее рвании». Пример: «Булдур булдур\\звук падения камня в воду колодца». Пример: «Чнг\\ Звук олицетворяющий резкую боль». Например: ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 слов «сэнге\\цинга», «сикан\\чиря» лежит тоже этот же звук. «Тс тс \\звук удара ладонями по воде или по голому телу».
«Идар идар \\звук неуклюжего бега». Пример: «Чал чул \\звук плескания жидкости в переносимых сосудах».
«hч hч \\звук крика удода».
«Буч буч\\звук пения соловья». Пример: Сравнение. Так как звуками вещей мы брали их восприятие на слух башкирами, то нам необходимо знать топологию, как самих звуков, так и силуэтов вещей. Способность словосимволов изменяться во времени и в пространстве не меняя своего первоначального значения, называют «топологией слово-символов». Топология словосимволов зависит как от типов предметов письма и носителей информации, так и от времени. Выше мы рассмотрели варианты упрощения слово-символов через гетерограммы в руны и клинописи, но не рассматривали изменений звучаний их. Башкирский исследователь Рифкат Латыпов, изучив экстрополяцию развития позиционно-фонетической системы тюркского слова во времени составил таблицу этой закономерности. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 Результаты сравнений словосимволов занесем в таблицу абстрагирования. Абстрагирование.
По таблице мы видим, что слово-символы неразделимы и выступают как единый, неделимый метод распознавания окружающего мира. Обобщение. Зианбердин И.Б.
Введение в башкирское архивоведение Издание I
Уфа-2016 ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 ББК 904:903.27(470.57) УДК 63.48 (2Рос.Баш)-428 З-59 Зианбердин И.Б. Введение в башкирское архивоведение. Издание I. Уфа, 2016.-300стр. ISBN………………………..
Автор исследует самобытные письменные культуры, существующие на территории Исторического Башкортостана с древнейших времен до полного вхождения башкир в состав Российской империи. На основе палеографического анализа всего массива известных к настоящему времени письменных документов (граффити) дополнен архивный фонд Республики Башкортостан и Российской Федерации. Автор показывает, что каждый документ являлся культурно-политическим, государственным признаком. Введение в научный оборот вновь найденных документов изменяет представления об архивном фонде РБ и РФ.
ISBN……………………….. ©И.Б.Зианбердин, 2016 ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
Предисловие к книге. Слово «архив» происходит от латинского слова «archivum» - присутственное место, где заседали органы власти, создавались важные государственные акты. Аналог этого слова на башкирском языке «каш\\присутственное место». В словаре тюркских наречий Махмуда Кашгарского сохранились строки разъясняющие назначения таких присутственных мест. Книга написана в 1074 году, арабописьменная, тексты читаются справа налево. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Тарган аулуг аишлака, Тирги ауруб ашлака, Тумлуг кадир кишлака, Кузти ариг амдуруу». Перевод построчный таков: «Если тархан раньше успеет, Если тюрков собрав, сделает, И не правду и правду соберет, Колыхнется даже и немочь уже». Здесь зафиксирован тюркский глагол «кишлака» со значением «если всех соберет в присутственном месте». Аналогичные слова, но имена существительные, «каштак; кашлак; кышлак» существуют в каждой башкирской деревне, в древности они были присутственными местами, а позже стали местом сбора детворы для своих игрищ. Махмуд Кашгарский был отпрыском правящего дома Караханидов государства. Караханидов государство – государство мусульман тюрков, правопреемник Карлукского государства, существовало в 932- 1211 годах. В Карлукском государстве (существовало в 840-932 годах) исповедовали буддизм, манихейство и другие местные религии. Итак, мы выяснили что «каш; ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 каштак» как присутственные места известны со времен Карлукского государства и государства Караханидов. Но они, известны были и для религий буддизма, манихейства и ислама, раз эти религии существовали в упомянутых выше государствах. Еще один тюркский документ, найденный в Хотане, приводится в книге «Восточный Туркестан в древности и в раннем средневековье». Документ написан письмом брахми, читается справа налево, выполнен в VII веке. Текст, при транскрибировании его русскими буквами звучит так: «Гатаээнаэ эсда гара, эсэдэ этhатhа тhатhа. Эсда этhатhа: сук гамадаэ. Гасамаж саэдамаэ эсэтhаж э эмасада гасагаддэ жhмата-жhмата. Эсда этhатhа тhатhа. Жhас джмаса гаэ этатджhа гамаджhа эсаэдаэ этhатhа тhатhа. Таhана сага гамада эдаэ эсадаэ этhатhа эмаматhа джасджаса эмаэ эмэ гаа». Перевод таков: «Благославленный город Хотан, поселение Асада. Асад говорит: Асад тутук слово молвит. Лоскутков (щелка) всего двадцать, рулонов (материи) - одна палка, а всех денег очень мало. Асад закончил. (Это) записанное и учтенное в присутственном месте («жhас\\каш») документ. По словам Асада (выполнен) в эпоху Тан, во время династии Атихатха-Маматхи, время «жауза», десятый день». Как мы знаем, эпоха Тан охватывает временной промежуток 618-907 годов. В империи исповедовали буддизм, даоцизм, а также несторианство, манихейство, ислам. Естественно документы в религиозных учреждениях заполнялись теми письменностями и на тех материалах письма, которые существовали во времена этих религий, а в государственных учреждениях заполнялись на государственных языках и письменностях. Изучая Хотанский текст мы удревнили существования присутственных мест, то есть «Жhас\\Каш», до начала VII века нашей эры, и выяснили, что они были известны богословам всех религий которых исповедовали тюрки и их предтечи. Комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах» называется -. Архивоведение. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 Ее составными компонентами являются следующие специальные дисциплины: - теория и методика архивоведения, - история и организация архивного дела, - археография, - архивное право, - архивоведческое терминоведение, - архивный менеджмент, - архивная статистика, - автоматизированные архивные технологии. ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|