|
Табги мантыйк или логика письма Абашевской историко-культурной общности.Словосочетание «Табги мантыйк» состоит из двух слов, из композита «таб+ги» и «мантыйк». Где «таб\\письмо; книга», а «-ги» определительное окончание имен существительных со значением «относящийся к…». Слово «мантыйк» переводится в значении «логика». Таким образом, это и есть наука логики письма. Наука «табги мантыйк» как и в целом, вообще, «логика» имеет те же методы распознавания, а именно: Анализ-Синтез-Сравнение-Абстракция-Обобщение. Только, в отличие от основной формы распознавания, которая принята в классической логике, в науке табги мантыйк главной формой ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
распознавания выступает слово-символ (иероглиф). Слово-символ (иероглиф) это описание действительности при помощи символов и звуков. Историю возникновения слово-символов (иероглифов) и их взаимосвязь методами распознавания рассмотрим на примере анализа нижеперечисленных слов современного башкирского языка: 1. «Балык\\рыба». 2. «Ян\\лук для стрельбы» 3. «Сыра\\хворост; лучина». 4. «hабан\\плуг». 5. «Бугэй\\Бык». 6. «Тауышкан\\Тушканчик». 7. «Эт\\собака». 8. «Йылан\\змея». 9. «Кош\\птица». 10. «Агас\\дерево». 11. «Тын\\стена». 12. «Балта\\топор». 13. «Дойэ\\верблюд». 14. «Тэнгре\\Бог; звезда». 15. «hонго\\копье». Анализ. Для анализа выделенных башкирских слов, мы принимаем их как множества слово-символов. 1. Множество «балык\\рыба» включает в свой состав все виды рыб. Мы можем распознать это множество рыб по: - запаху, - температуре, - наличию хвостового и других плавников, - виду (силуэту), по звуку игры их в воде «слп; лп; лв». 2. Множество «ян\\лук» включает в свой состав все виды стрелкового оружия древности. Мы можем распознать, из какого материала они сделаны, каков запах этих материалов, какова температура этих материалов. Мы знаем также и виды (силуэты) а также звук, издаваемый ими при отпускании тетивы, «днк; дзнк». 3. Множество «сыра\\лучина; хворост». Как и предыдущие два множества, и это множество распознается нами через органы ощущения. Они известны обоняние, ощущение, слух, зрение. Далее всех их перечислять не будем, а выделим только слух и зрение, которые и служат нам обычно для передачи информации во времени и в пространстве. Мы знаем виды хвороста и лучин (силуэты) и звуки их горения «стр». 4.Множество «hабан\\плуг». В это множество входят, и соха и орала. Это множество распознаем по видам (силуэтам), и по звукам понукания тягловых животных «hп; hб». 5. Множество «бугэй\\бык». Множество распознается по виду (силуэту) и по их крику «муу; буу». ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 6. Множество «тауышкан\\тушканчик». Множество распознается по виду (силуэту) и по звуку удара ими по земле лапами «тф; тп». 7.Множество «эт\\собака». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам лая «уау», рычания «рр», скуления «шн». 8. Множество «йылан\\змея». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам шипения «сс», ползания «шш». 9. Множество «кош\\птица». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам клекота или пения «ко», «буч». 10. Множество «агас\\дерево». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму «шв; швр». 11. Множество «тын\\стена». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тнк; днh». 12. Множество «балта\\топор». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тк; тп». 13. Множество «дойэ\\верблюдь». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при плевке«дб». 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму метеоров при ударе о землю «тнгр: днгр». 15. Множество «hонго\\копье». Множество распознается по виду (силуэту) и непроизвольно издаваемому нами при ударе им об кого-либо «hнк; нг». Заметив присущие к каждому множеству особенности, люди и научились передавать информацию о них во времени и в пространстве. Они использовали основной силуэт множества и присущую ему звук, так как оказалось, что рассматриваемые множества могут распознаваться и только по двум их свойствам. Следовательно, синтез это распознавание множеств по их отдельным признакам. Синтез. 1. Множество «балык\\рыба» состоит из силуэта 2. Множество «ян\\лук» состоит из силуэта 3. Множество «сыра\\лучина; хворост» состоит из силуэта 4.Множество «hабан\\плуг» состоит из силуэта 5. Множество «бугэй\\бык» состоит из силуэта 6. Множество «тауышкан\\тушканчик» состоит из силуэта 7.Множество «эт\\собака» состоит из силуэта 8. Множество «йылан\\змея» состоит из силуэта 9. Множество «кош\\птица» состоит из силуэта 10. Множество «агас\\дерево» состоит из силуэта 11. Множество «тын\\стена» состоит из силуэта 12. Множество «балта\\топор» состоит из силуэта 13. Множество «дойэ\\верблюдь» состоит из силуэта 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда» состоит из силуэта 15. Множество «hонго\\копье» состоит из силуэта Силуэты и звуки рассмотренных множеств могут повторять друг-друга. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 В этом случае они не годятся для передачи информации. Чтоб не допустить путаницы мы обязаны их сравнивать между собой и оставлять только те, которые не повторяются. Тюркские филологи древности, в частности Махмуд Кашгарский, знали об этих особенностях методов передачи информации. В книге «Дивани лугат ат турки» мы встречаем множество примеров об этом. Например: «Санг\\клекотание птицы».
«Данг-дунг; танг-тунг\\звукоподражание «донг-донг». Пример: «Какук\\крики кукушки и гусей».
«Чак-чук; чиг-чиг; чуг-чуг\\ звуки издаваемые кресалой».
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 «Чаг чуг\\ какафония, шумы различные».
«Чгир чгир\\ звуки скрипа».
«Шр шр и чур чур\\ звуки листьев деревьев и ручейка».
«Чарт чурт и сарт сурт\\ звуки горящего хвороста и прожевывания крепкой еды».
«Гурт гурт\\ звук скрипа телеги». Пример: «Кур кур\\звук бурления живота». Пример: «Тирт тирт\\звук материи при ее рвании». Пример: «Булдур булдур\\звук падения камня в воду колодца». Пример: «Чнг\\ Звук олицетворяющий резкую боль». Например: ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 слов «сэнге\\цинга», «сикан\\чиря» лежит тоже этот же звук. «Тс тс \\звук удара ладонями по воде или по голому телу».
«Идар идар \\звук неуклюжего бега». Пример: «Чал чул \\звук плескания жидкости в переносимых сосудах».
«hч hч \\звук крика удода».
«Буч буч\\звук пения соловья». Пример: Сравнение. Так как звуками вещей мы брали их восприятие на слух башкирами, то нам необходимо знать топологию, как самих звуков, так и силуэтов вещей. Способность словосимволов изменяться во времени и в пространстве не меняя своего первоначального значения, называют «топологией слово-символов». Топология словосимволов зависит как от типов предметов письма и носителей информации, так и от времени. Выше мы рассмотрели варианты упрощения слово-символов через гетерограммы в руны и клинописи, но не рассматривали изменений звучаний их. Башкирский исследователь Рифкат Латыпов, изучив экстрополяцию развития позиционно-фонетической системы тюркского слова во времени составил таблицу этой закономерности. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 Результаты сравнений словосимволов занесем в таблицу абстрагирования. Абстрагирование.
По таблице мы видим, что слово-символы неразделимы и выступают как единый, неделимый метод распознавания окружающего мира. Обобщение. ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|