Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методическая сущность деловой игры





В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент. Отличие имитационного эксперимента от эксперимента реального состоит в том, что при имитации используется модель реального процесса, а не сам процесс.

Методическую основу деловой игры в учебном процессе составляют следующие положения:

А) в деловой игре применяется численный метод, позволяющим использовать вычислительные процедуры. Математические модели, описывающие технологические, организационные и другие процессы, в игровой имитации подвергаются численному исследованию и на его основе принимаются количественные решения;

Б) компьютер — важный элемент деловой игры. Применение компьютера не является необходимым условием, однако его использование способствует успешной реализации имитационного процесса, обеспечивая ряд преимуществ: 1) компьютер освобождает играющих от утомительных рутинных вычислений; 2) позволяет достаточно быстро оперировать логическими и арифметическими действиями, необходимых при расчетах математических моделей; 3) может запоминать и хранить большое количество информации, необходимой для проведения деловой игры; 4) используется в качестве генератора случайных чисел и случайных процессов;

В) фактор времени, присутствующий и учитываемый в деловой игре, накладывает определенные условия на процесс и результаты игры. Изменение масштаба времени дает возможность сокращать до минут и часов длительность процессов, измеряемых в сутках, годах;

Г) деловая игра базируется на методе экспериментирования, Эксперимент, считающийся важнейшим инструментом исследований в физике, биологии и других естественных науках, становится возможным и при исследовании экономических явлений.

Д) наличие обратной связи в имитационной системе, благодаря многократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, обучаться и в каждом последующем периоде принимать более эффективные решения.

Е) использование деловой игры в учебном процессе предполагает наличие в ней дидактических методов. В педагогике уже давно успешно используются дидактические принципы наглядности, активности, доступности, связи теории с практикой, научности, заинтересованности и другие. Каждая учебная деловая игра в той или иной мере реализует эти принципы в соответствующие дидактики.

Одним из важнейших принципов обучения является связь теории с практикой, который реализуется в методах, увязывающих теорию с практикой, подтверждая практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обусловливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.

Разработка деловой игры

Изложенные выше методологические предпосылки позволяют обосновать некоторые теоретические положения и необходимую последовательность конструирования деловой игры:

А) с учетом назначения деловой игры (обучение и исследование) приводится описание конкретной ситуации, основные проблемы и решения, вызывающие данную ситуацию;

Б) осуществляется формализация игры, в основе которой лежат экономико-математические методы. Количественные зависимости, описывающие закономерности изменения показателей данной конкретной ситуации и представляющие структуру имитационной игровой модели, позволяют наблюдать зависимость результатов деятельности системы от управляемых и неуправляемых величин. В общем виде имитационная модель состоит из переменных, параметров и критериев, которые в свою очередь могут быть целыми функциями, принятыми с ограничивающими условиями. Некоторые процессы описываются логическими операциями в виде алгоритмов и блок-схем. Случайные величины формализуются в виде математических зависимостей или генерируются непосредственно компьютером

В) устанавливается адекватность модели реальной ситуации. Этот процесс использует метод анализа и синтеза системы. Построение модели связано с упрощением реальной системы методом абстрагирования ее на части, затем отдельные упрощенные составные системы объединяются в единое целое с тем, чтобы создать модель, адекватную реальной конкретной ситуации.

Точность формируемой имитационной модели и принятие решений во многом предопределяется достоверностью данных. Если данные представлены фактическими показателями прошлой деятельности, то их достоверность может быть оценена известными статистическими методами. Когда же необходимо использовать будущие данные, описанные качественно и количественно, возникает необходимостьустановления их достоверности. Экономические и социальные решения в основном нацелены на будущее, следовательно, ориентируются на использование априорной информации. Это обстоятельство определяет необходимость применения прогнозных данных.

Разработка системы стимулов, способствующих активизации участников игры, должна базироваться прежде всего на мотивах, вызванных положительными эмоциями и в меньшей степени на отрицательных, так как последние тормозят мыслительную деятельность обучающегося. Наиболее сложным и важным конструктивным элементом деловой игры является система стимулов, базирующаяся на реально действующих условиях в различных производственник организациях.

Компьютер является важным элементом деловой игры, обеспечивающим ряд преимуществ этому методу обучения: быстродействие, способность накапливать и хранить большой объем данных, безошибочность, точность, наглядность получаемой информации, возможность проведения игры в режиме диалога «человек — компьютер», возможность имитации внешних воздействий и другие. Для реализации имитационных моделей на компьютере необходима разработка соответствующих алгоритмов, программ и различных инструкций. Использование компьютера осуществляется на основе программного обеспечения. Все вычислительные процессы, связанные с текущими расчетами, программируются для конкретного компьютера, занятого в деловой игре.

Создание деловой игры завершается организационными положениями по проведению игры, включающими правила, которые могут быть либо едиными для всех участников, либо дифференцированными. Правила включают ряд требований и условий, которых должны придерживаться играющие. Это, например, возможность общения между участниками, время, регламентированное для принятия решения на каждом этапе и другие. При необходимости в правилах предусматриваются исключения. Организация игры предусматривает описание лаборатории, технических средств, компьютера и оборудования рабочих мест участников.

Цель работы

Главная цель деловой игры состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение учащихся, выбравших своей будущей профессией менеджмент, достаточно простое и доступное руководство, содержащее элементарное по отношению к алгоритмическим языкам изложение такого программного аппарата, с помощью которого можно производить любые аналого-логические преобразования массивов экономической информации и выводить таблицы-документы на принтер в удобном для визуального восприятия виде.

Формальные требования, предъявляемые к конкретным математическим знаниям студентов, работающих в условиях электронных таблиц, весьма скромны, они не выходят за пределы элементарных вопросов линейной алгебры и начальных сведениях о массивах, компьютере, экономике. Математические рассуждения просты, но затем они складываются в довольно сложную логическую структуру.

В каждой работе основное внимание обращается на организационный, информационный и алгоритмический аспекты, бегло затрагивается программный продукт. Деловая игра рассчитана на студентов, умеющих логически мыслить, и учит держать в поле внимания одновременно достаточно большое число элементов, отделяя главные от второстепенных. Длительность процесса поиска решений является показателем того, как студент соблюдает правило поиска максимумов и минимумов, умеет пользоваться правилами перебора.

Оценка за выполнение деловой игры имеет три составляющие: продолжительность расчетов, качество расчетов, умение общаться с компьютером.

Итоги

Таким образом, деловые игры, базирующиеся на применении современных компьютеров, позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций, происходящих в повседневной жизни. Студентам предлагается на основе конкретной, постоянно изменяющейся ситуации вырабатывать управленческие решения, которые немедленно учитываются компьютером при моделировании следующих этапов развития. Это создает условия для оценки эффективности тактики управления, выбранной студентом, способствует ее совершенствованию и закреплению практических навыков.

В ходе деловой игры с использованием компьютера осуществляется связь отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности фирмы и их влияние на конечный результат работы, возможность выделения основных и второстепенных связей в производственной ситуации, технические возможности вычислительной техники и эффективность ее применения для исследования и управления. Планирование деятельности по нескольким показателям, а затем отчетность по каждому их них отражает оценки различных сторон работы фирмы. Суть этих оценок в противоречии между сегодняшней выгодой и эффектом в будущем. Взаимосвязь между запланированными показателями и отчетностью по ним наделена чертами конфликта. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий менеджер приобретает их.

 

КЕЙС-СТАДИ

 

Кейс-стади (case-study) — это обучение при помощи разбора игровых (реальных) практических ситуаций (кейсов). Эта форма активного обучения зародилась в Гарвардской школе и в настоящее время используется для подготовки менеджеров в ведущих западных бизнес-школах повсеместно.

У кейс-стади есть большие преимущества:

· развитие у студентов навыков анализа и критического мышления, понимание взаимосвязи между теорией и практикой;

· изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики бизнеса и отработка типовых схем решения проблемных ситуаций, тренировка навыков принятия управленческих решений;

· возможность выбора из множества вариантов решений, развитие творческих начал;

· поощрение индивидуальной и самостоятельной работы студентов в сочетании с групповым обсуждением, развитие навыков работы в команде;

· возможность контроля и текущей оценки знаний и умений студентов.

В принципе, любая практическая управленческая ситуация может привлекаться как учебный пример, но учебный результат в значительной степени зависит от способа описания ситуации. Именно способ описания призван подтолкнуть учащегося к логическому анализу.

Для этого необходимо иметь в виду несколько правил разработки кейсов:

1) выбор предметного материала, который одновременно и занимателен, и полезен;

2) наличие «человеческого» элемента. Ситуация должна быть интересной по сюжету, близкой к реальности и допускать многовариантность разрешения;

3) желательной является сознательная драматизация кейса;

4) стиль изложения и объем кейса должны обеспечить оперативное знакомство с материалом;

5) количество описываемых событий и фактов должно быть «ограниченно-достаточное». С одной стороны, необходимо «затуманить» ситуацию, с другой стороны, не должно быть лишней информации. Важно также сохранить общий стержень изложения проблемы

6) не следует подгонять данные под теоретические зависимости. Жизнь обычно не укладывается в жесткие рамки строгой теории;

7) выбор оценочной системы, построение логики анализа, выбор вариантов решений — все это остается за студентами.

В целом процедура разбора кейса включает его прочтение, обсуждение в группе и презентацию решения.

В процессе работы над кейсом полезно задаваться следующими вопросами.

Общая характеристика ситуации. К какой отрасли бизнеса относится кейс? Что происходит в ситуации? Почему так происходит? В чем главная проблема? Суть конфликта?

Хронология событий. Что происходило и когда? Внешняя среда бизнеса и внутренняя среда. Причинно-следственные связи. Прошлое, настоящее, будущее (прогноз).

Участники событий. Кто является «героем» кейса? Роль всех участников. Их достоинства и недостатки. Профессия, возраст, должность. Психологические особенности. Степень влияния на событии

Статистика. Анализ цифр, таблиц, схем и прочих данных. Изучение динамики (тенденции вверх, вниз, «зависание»). Ключевые показатели и факторы, их определяющие.

Альтернативные решения. Спектр возможных направлений действий, аргументация, оценка каждой альтернативы. Отбор наилучших идей. Поиск способов защиты выбранной позиции. План действий.

 

 


Деловые игры

ИГРА № 1

СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ [2]

Подготовка игры

Руководитель игры:

1) заранее, минимум за неделю до начала игры, ставит перед руководством фирмы задачу — подготовить данные для разработки одной из эталонных стратегий развития фирмы на следующий год (200N + 1) г. (например, стратегии концентрированного роста);

2) сообщает исходные данные:

· усилить позиции на рынке, довести объем продаж с 1 до 5% от общего объема рынка;

· изменить соотношение объемов производств традиционного продукта и нового или модернизированного продукта от 1:1 до 1:5 соответственно в 200N и (200N+2) гг.;

3) перед началом игры предоставляет руководству фирмы типовые формы плановых документов (форма 1-5).

Форма 1

Стратегический план усиления позиций фирмы на рынке 200N—(200N+2) г.г. (для высшего звена управления)

 

Альтернативный вариант Экономический и социально-политический сценарий Внешняя эффективность (доля на рынке) Внутренняя эффективность (ресурсы, резервы) Стратегическое управление (действия)
  Типовой      
  Собственный      

Примечание. При подготовке типовых планов возможны различные варианты их построения в зависимости от отрасли, где действует фирма, ее размеров, вида выбранной стратегии и т. д.

Форма 2

Стратегический план развития продукта фирмы на 200N— (200N+2) гг. (для инженеров-менеджеров)

 

№ п/п Планируемые действия руководителей среднего звена Ответственный за исполнение Сроки реализации и исполнения Способы и сроки контроля
  Определение способов достижения развития продукта      
  Разработка календарных планов и установление взаимосвязей между подразделениями фирмы      
  Оценка затрат времени на разработку, испытание, освоение и внедрение в производство новой продукции      
  Определение необходимых ресурсов и резервов для каждой операции (составление бюджета)      
  Коррекция планов      

Примечание. Для фирм, занимающихся некоторыми видами деятельности возможно выделение стадий: уточнение ролей и взаимоотношений; делегирование полномочий для выполнения каждого вида работ.

Участники игры

1) До начала игры подбирают и изучают необходимый материал, рекомендованный преподавателем для оценки перспектив развития экономики страны и отрасли, в которой действует данная фирма (на перспективу до (200N+2)r.

2) Определяют жизненный цикл традиционной продукции фирмы, необходимость и возможность ее модернизации или разработки и выпуска новой продукции в соответствии с перспективой изменения потребностей и покупательского спроса на период до (200N+2) г.

3) Готовят предложения и расчеты для руководства, которые могут быть использованы при выработке стратегии фирмы и разработке стратегических планов.

Цель игры

Выработка у будущих руководителей некоторых практических навыков анализа деятельности фирмы, определения перспективы, умения отличать стратегические цели и задачи от целей и задач тактического и оперативного управления.

Условия игры

1. Выработка стратегии и разработка стратегических планов фирмы осуществляется высшим руководством (генеральным директором, главным инженером, главным бухгалтером). Разрабатываются два плана:

· стратегический план усиления позиций фирмы на рынке;

· стратегический план развития продукта фирмы.

2. Подготовка необходимой информации, расчеты и обоснования выполняются менеджерами среднего звена управления.

3. Плановые предположения обсуждаются на производственных совещаниях всех участников игры и принимаются или отвергаются путем открытого голосования.

4. В ходе игры используются материалы прежних деловых игр. Условно допустимо предположение, что фирма работает на полную мощность, поставки и сбыт осуществляются беспрепятственно, норма прибыли соответствует среднеотраслевой.

Сценарий игры

1. Руководитель делает краткое сообщение о целях, условиях и порядке игры, распределяет роли среди участников и нормы времени для каждого этапа.

2. Руководители высшего звена управления ставят конкретные задачи начальникам отделов и служб, определяют время выполнения заданий разработки для стратегических планов усиления позиций на рынке и плана развития продукта, одновременно уточняют позиции среднего звена управления по отношению к стратегии развития фирмы.

3. Руководители подразделений фирмы готовят предложения для: а) высшего руководства фирмы; б) отделов и служб фирмы; в) подразделений, которыми руководят сами. Оценивают затраты, необходимые для реализации стратегических планов по своему отделу. Представляют материалы для обсуждения на производственные совещания и после корректировки, приступают к составлению раздела стратегического плана развития продукта по своему подразделению.

4. В конце игры участникам представляется время для кратких сообщений о выбранной стратегии и вариантах планов, необходимых для их реализации.

5. Руководитель игры подводит итоги работы участников и дает задание на дом для окончательного оформления двух стратегических планов фирмы.

Регламент игры

1. Вступительное слово руководителя 10 мин
2. Обсуждение предложений и принятие решений о стратегии фирмы 30 мин
3. Производственные совещания с постановкой задач 20 мин
4. Отбор и анализ материалов для стратегических планов 30 мин
5. Разработка вариантов планов 70 мин
6. Подведение итогов игры 20 мин
Итого 3ч 00 мин

Итоги игры

1. Оформленный и утвержденный стратегический план усиления позиций фирмы на рынке.

2. Разделы стратегического плана развития продукта фирмы по подразделениям.

Заключительный этап игры — обсуждение «бизнес-планов»

Комиссия из 3—5 чел. во главе с руководителем игры оценивает доклады по проектам бизнес-плана, каждому из слушателей отводится 7—10 мин. для краткого сообщения о структуре и предназначении фирмы, главных направлениях ее стратегии, об организации управления производством и персоналом, а также для ответов на вопросы. При оценке работы слушателей комиссия руководствуются типовой методикой разработки бизнес-плана.

Типовая структура бизнес-плана

1. Титульный лист

a. Название и адрес предприятия.

b. ФИО директора и номер его телефона.

c. Суть проекта.

d. Стоимость проекта (строительства, аренды) и источники получения средств (акции, займы, субсидии).

e. Заявление о коммерческой тайне.

2. Введение и резюме проекта

a. Реклама.

b. Выгодность.

c. Сущность проекта создания предприятия.

d. Средства, необходимые для осуществления дела.

e. Вывод — почему фирма добьется успеха.

3. Анализ состояния отрасли

a. Характеристика отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая).

b. Цель анализа — определить потребность в товаре или услуге по среднедушевому потреблению примерно за 10 лет.

c. Динамика за последние 5 лет.

d. Прогноз на 200N—(200N+2) гг.

e. Конкуренты (кто производит аналоги продукта).

4. Содержание проекта

a. Описание товара (услуги). Сведения о патентах, опыте производства.

b. Чем товар (услуга) отличается от заграничного.

c. Каковы перспективы экспорта.

d. Где размещено предприятие. Транспортная схема.

e. Объем строительно-монтажных работ и график строительства. Подрядчик.

f. Общая потребность в кадрах (управление и производство).

g. Сведения о предприятиях-партнерах.

h. Аргументы, обосновывающие успех дела.

5. Производственный план

a. График производственного процесса.

b. Требования к организации производства.

c. Оборудование, поставщики, условия поставки (аренда, покупка), стоимость.

d. Сырье и материалы, поставка.

e. Себестоимость производимого продукта.

f. Экологическая и техническая безопасность.

6. Планы маркетинга

a. Потребители, спрос, сегменты рынка, конкуренты.

b. Факторы, определяющие спрос (доходы населения, инвестиции, уровень жизни и др.).

c. Обоснование цены на продукцию.

d. Организация сбыта с указанием торговых организаций, участвующих в сбыте.

e. Организация рекламы и затраты на нее.

f. Цены на 3—5 лет.

g. Договоры на продажу товаров.

7. Организационный план

a. Формы собственности (товарищество, акционерное общество, частная).

b. Для акционерного общества указать, сколько акций выпущено и сколько предполагается выпустить.

c. ФИО членов совета директоров и номера их телефонов.

d. Кто имеет право подписывать финансовые документы.

e. Как распределяются обязанности между руководителями.

f. Отношения с местной администрацией.

8. Риск проекта

a. Оценка риска проводится по трем стадиям: подготовительной, строительной и текущей деятельности.

b. Факторы риска: политический, социальный, финансово-экономический, технический, технологический, экологический.

c. Убежденность руководства и партнеров в объективности оценки степени риска.

d. Мероприятия, сглаживающие отрицательное воздействие риска.

e. Таблица с коэффициентом риска по каждому фактору риска и трем стадиям деятельности.

9. Финансовый план

a. Данный раздел является ключевым. По нему определяется эффективность проекта.

b. План доходов и расходов (1-й год по месяцам, 2-й год по кварталам, 3-й год — суммарно на год).

c. Расчетным путем определяется объем производства, при котором выпуск товара должен приносить прибыль. Основание для расчета — план денежных поступлений и выплат за весь срок по годам (форма 3-5).

d. Срок окупаемости проекта определяется как период, за который величина накопленной чистой прибыли сравнивается с инвестициями.

e. Инвестиции определяются как сумма платежей за годы освоения производственных мощностей, а чистая прибыль — как сумма (п. 3—4 формы 5) за весь период освоения мощностей.

10. Приложение. В приложении дается:

a. наглядная схема деятельности предприятия,

b. дополнительные данные и таблицы для лучшего восприятия стратегии, бизнес-плана,

c. схема и программы по технике и технологии и др.

Форма 3

Прогноз продаж по объемам

 

№ п/п Показатели 200N г. (по месяцам) (200N+1) г. (по кварталам) (200N+2) г. (суммарно)
  Объем продаж в натуре      
  Цена за единицу      
  Объем реализации      
  Объем реализации всех товаров      

 

Форма 4

Баланс доходов и расходов по товару

 

 

 

№ п/п Показатели 200N г. (по месяцам) (200N+1) г. (по кварталам) (200N+2) г. (суммарно)
  Объем реализации      
  Цена      
  Выручка, млн. руб.      
  Расходы, млн. руб., в том числе      
а) постоянные      
б) переменные      
  Точка самоокупаемости      

 

Форма 5

План денежных поступлений и выплат

 

№ п/п Показатели Годы до освоения мощности Годы после освоения мощности
               
  Поступления от выручки (продажи)                
  Другие доходы от реализации                
  Итого поступлений (п. 1+2)                
  Платежи (всего)                
  В том числе платежи:                
  поставщикам                
  заработная плата                
  реклама                
  арендная плата                
  страховка                
  процент за кредит                
  возврат кредитов                
  амортизация                
  налоги                
  Баланс платежей (п. 3-4)                

 

Бизнес-план предназначен для партнеров, инвесторов, банков, внутреннего пользования. Он может быть полным или сокращенным. Руководство может привлекать к его разработке специалистов других фирм или организаций. Основные характеристики бизнес-плана: достоверность, наличие минимума информации, понятность, четкость, краткость, аргументированность, конкретность, привлекательность.

Итоги докладов и работы студентов подводит руководитель

ИГРА № 2

РИСК И СТРАХОВАНИЕ [3]

 

Подготовка игры

Руководитель игры:

1) проводит инструктивное совещание с участниками игры, на котором рассказывает об особенностях данного вида производства, возможных рисках и их составляющих, приводит образец упрощенной методики оценки степени риска;

2) распределяет участников игры по группам (высшее руководство, производственно-технический отдел, отдел поставок и сбыта, планово-финансовый отдел и др.);

3) дает задания по подготовке необходимых для игры исходных данных.

Участники игры:

1) изучают соответствующие разделы стратегического плана развития фирмы, технико-экономического обоснования проекта реконструкции предприятия и т.д.

2) знакомятся с формами документов и с методикой оценки степени риска;

3) вносят изменения в разработанный ранее сценарий развития своих предприятий.

Цель игры

Приобрести практический опыт, позволяющий оценивать степень риска, и вырабатывать меры по снижению степени риска в условиях реорганизации производства.

Примерная форма документа по оценке степени риска.

Таблица 2

Риск и страхование фирмы на 200N —(200N+5) г.г.

 

 

Факторы риска Коэффициент риска по стадиям работы Меры по снижению степени риска
подготовительная строительная текущей деятельности
1. Политический (угроза возникновения нестабильности извне, нестабильность правительства, возможность вооруженных конфликтов, коррупция, внешнеэкономическая ситуация и др.)        
2. Социальный (возможность гражданской войны, стачки, забастовки, терроризм, лояльность местной администрации)        
3. Финансовый (невыплаты ссуд, задержки погашений кредита, аннулирование контрактов, изменение кредитно-денежной политики)        
4. Экономический (неблагоприятное состояние экономического развития страны, отрицательная динамика торгового и платежного балансов, конкуренты, высокий уровень капиталовложений и стоимости рабочей силы)        
5. Технико-технологический (фи­зическое и моральное старение машин, оборудования, технологии, малый жизненный цикл готовой продукции, неэффективность НИОКР)        
6. Стихийные бедствия (пожар, наводнение, засуха, землетрясение, бури)        
7. Хищения, порча и прочий ущерб (хищение денежных средств, сырья и материалов, готовой продукции, утечка информации, порча материально-вещественных факторов производства)        

Примечание. Слагаемые факторов риска необходимо изменять в зависимости от специфики деятельности фирмы, предприятия.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.