|
Понятие о предмете психодиагностики, цели и задачи, области использования психодиагностических методовСтр 1 из 5Следующая ⇒ Блок 1. Особенности современной ПД. Ψд-ка – Ψ. дисциплина о м-дах классиф-и и ранжирования людей по Ψ. и Ψфизиол. признакам. Это наука и практика постановки научного диагноза. Ψд-ка позволяет с помощью ряда м-к отличить одного чел-ка от др. или одну группу людей от всех остальных. Термин Ψд-ка впервые был употреблен в Ψатрии после появления исслед-я Германа Роршаха в 1921 году. Диагноз – это распознавание любого отклонения от нормал. разв-я, как опр. статуса инд-да, семьи, малой гр., а также как опр. Ψ. ff или пр-са у конкретного лица. Д-ка с греч. – распознавание, различительное познание. В медицине диагноз – это закл-е о хар-ре и существе болезни. Диагноз строится путем сравнения картины забол-я, выявленного у пациента всеми доступными сп-бами, с известными симптомами др. забол-й. В медицине д-ка – это раздел, изучающий и устанавливающий признаки болезни, вкл-щий м-ды и причины, на основе кот. дается мед.закл-е. В Ψ диагностируются не болезнь, а Ψ. инд-ть или ее отдельные хар-ки. 2 вида д-ки: 1) Д-ка на основании констатации наличия или отсут-я к-л признака. Данные соотносятся с нормой. При опр-и патологии соотносятся с заданными критериями. 2) Д-ка позволяет находить место исп-го или группы исп-х по выраженности тех или иных кач-в на оси континуума. Для этого требуется провести сравнение полученных данных при д-ке внутри обследуемой выборки, а также провести ранжирование исп-х по степени представленности тех или показателей. Введение показателей среднего, высокого и низкого ур-ня разв-я изучаемых особ-тей путем соотнесения с опр. критериями (например, соц..-Ψ.нормативы). Ψд-ка быстро и надежно обеспечивает сбор данных об исп-мом для форм-я Ψ. диагноза. В зав-ти от цели Ψдиагностич. иссл-я рез-ты м.б. переданы др. специалистам. Поставленный диагноз м. сопровождаться рекомендацией для др. специалиста или для самого исслед-го. На основе проведения иссл-я Ψдиагност м. проводить коррекционно-развивающую или Ψтерапевтическую работу и консультационную работу. Сущ. разл-я между диагностич. и научным иссл-ем. Ψ-ка ориентирована на поиск неизвестных з/м-тей, связывающих абстрактные переменные. В прикл знач выде-ся неск обл-тей прилож пд диагноза: 1. В целях оптимизации процесса обучения и воспит (реб-к и школа, причины неуспев-ти, нарушения в личн сфере и тд) 2. В деят-ти спец-в по проф отбору, ориентации, обучению 3. Клинико-конс и психорапевт раб – поиск причин проблем клиента, выбор способов и приемов, способствующих разреш проблем 4. Судебная практика(суд-псих экспертиза потерпевших, подозреваемыхэ, свидет- о тех или иных качествх личн-ти, ур-не интел развития, психофиз особ-х) В посл 10-летие набл-ся рост неврот забол, поэтому созд-ся тесты, выявл группу риска. (неврозы +проф отбор лиц, выполн-х работу с вы сур-нем нервно-эмоц напряжения) Для выявл-я неврот р-ций исп-ся опросники (Айзек, Кеттел, ММPI, методика опред-я ур-ня психо и невротизации, методика субъект личн шкалирования и тд) Недостаток опросников – обр-е к самооценке испыт. + можно сказать о детях с СДВГ, крупных фирмах, где требуется отбор проф (Ледовая и ее кейсы) + патопсихология. Понятие о предмете психодиагностики, цели и задачи, области использования психодиагностических методов Содержание Ψд-ки: 1) Методологическое, теор. и конкретно методическое использ-е пр-пов построения Ψдиагностич. Инструментов, формулир-е и оформление Ψдиагностич. закл-й. 2) М-ды и конкрет.методикики Ψдиагностики наиболее универсал.объектов Ψдиагностич. исследования, таких как черты личности, способности, мотивы, межличностные отношения, изучение частных индивидуал.характеристик, сознание и самосознание. При д-ке памяти м. выступать скорость запом-я, легкость воспом-я и легкость запом-я. 3) М-ды измерения – дифференц. Ψметрика, т.е. математизированная методология, кот. позволяет выявить межиндивидуал. разл-я, нормы и стандарты. 4) Нормативные треб-я к м-кам, их разработчикам и пользователям. Разработка и адаптация м-к, стандартизация, утсановление надежности и валидности. Кто имеет право использовать м-ки, в каких случаях и как предоставляется инф-я. Научных задачах исследователь имеет ело с абстрактной реал-ю, в то же время в практ зад акт-ть психол направлена на единин объекты (люди, сообщества, + шикоромасштабн объекты: подструк-ры гос-ва: школы, предприят, отрасли хоз-ва) – отсюда психолог имеет огромную отв-ть и не в праве ошиб-ся. В с тр-ре пд-задачи целесообразно выделять цель, усл-е, пробл ситуац-ю. Целью пд задач явл-ся ответ на вопрос о причинах,обусл-х опред сост объекта ПД, оцн-х и с т.зрения нормы. Условия – не заданы в полном объеме в начале решения задач. Цели и задачи устан-ся и форм-ся практ психол в ходе проведения обслед в форме содержат изучения клиента. + Задача делится на априорн и эмирич составляющие. Эмпир – рез-т, получ в ходе взаимод с клиентом. Постоянно пополняется в ходе работы. Зависит от опыта психол и умения исп-ть соответствующие методы. Априорн образ-ся сведениями, кот имеются у психолога еще до проведения обслед-я. (типовые описания отклонений в функц сист, деят-ти или псих сост. Они выступ в кач-ве общих схем и моделей.) Априорн сост-я может углубляться и измен по мере накопления опыта психологом. Пробл сит-я в соотнесении с пд задачей в начале неопределенная, ибо сущ-т неполнота эмпир составл. (эти две составл можно рассмотр и как этапы моделирования пд – задач. Сначал а – определение типол пд запросов, потом – разработка классиф вероятных психол причин, потом – описание случаев из практики, их сопоставл Исп-ся разл методы ПД: - приборные и аппаратные методы: психофиз показатели (пульс, кгр и тд) + комп методы - тесты-опросники - пд беседа - проект На практике рез-ты м.б. использованы: 1. В целях оптимизации пр-сов обучения и восп-я (ряд задач: опр-е готовности реб-ка к школе, выявл-е доминирующих причин неуспеваемости, причин нарушений в личностной сфере, проф. ориентация и реализация индвидуал. обуч-я). 2. Ψд-ка явл. составляющей в деят-ти специалистов по проф. отбору, проф. обучению и проф. ориентации (в службах занятости). 3. Обл-ть практ. применения рез-тов в клинике, консультационной и Ψтерапевтической работе. Задача – поиск причин возникновения конкретной проблемы (навязчивые переживания). Это также выбор сп-бов и приемов, способствующих реш-ю проблем. 4. Судебная практика, в кот. вн-е уделяется проведению СПЭ. Проводится обслед-я потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулируется Ψ.закл-е о тех или иных кач-вах лич-ти, ур-нях интел. разв-я, Ψ. кач-вах и т.д. Ψ.инд-ть выявляется на базе теор. предст-й о предмете д-ки.
См.блок 7 – вопр 1 –сюда входят как раз надежн-ть, валидность, право исп-ть методики и тд.
Развитие практической психодиагностики. Блок 2 1. Основания и классификация психодиагностических процедур. 2. М. различать диагностич. м-ды, основанные на заданиях: - которые предполагают правильный ответ - многие тесты инт-та, тесты спец. сп-тей, некот. личностных черт (напр., тест Равена, диагностич. процедура опр-я полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). - либо на заданиях, отн-но которых правильных ответов не существует - состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы бол-во личностных опросников (напр., 16PF) 3. М. различать: - вербальные м-ки - опосредованы речевой акт-тью обследуемых; составляющие эти м-ки задания апеллируют к памяти, вообр-ю, системе убеждений а их опосредованной языком форме - невербальные м-ки - включают речевую сп-ть исп-х только в плане понимания инстр-й, само же выполнение задания опирается на неверб. сп-ти — перцептивные, моторные. 4. Хар-ка того основного методич. пр-па, который положен в основу данного приема: 1) объективные тесты – это те м-ки, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполн-е задания. 2) стандартизованные самоотчеты (использ-е верб. сп-тей исп-го, а также обращение к его мышл-ю, вообр-ю, памяти; достоинство – четкая формализация процедур), которые в свою очередь включают: - тесты-опросники – предполагают набор пунктов (вопросов, утв-й), отн-но кот. исп-й выносит суж-я (как правило, использ. двух- или трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же Ψ. переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7). Пункты теста-опросника м.б. прямыми, апеллирующими непоср-но либо к опыту субъекта, либо к мнениям, суж-ям исп-го, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания. Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд Ψ. переменных. Виды: типологические, мотивов, интересов, ценностей, уст-к. - открытые опросники, предполагающие последующий контент-ан-з; не предусматривают стандартизованного ответа исп-го; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. - шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда и м-ки классиф-и, предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утв-й, изобразит. материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них кач-ва, заданного шкалой. Обычно использ. трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классиф-я, предполагающая выявление субъективной структурации объектов на ур-не шкалы наименований - индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа ролевых репертуарных решеток м. по форме совпадать со шкальными, опросными м-дами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, кот. оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуал. ответов данного конкретного исп-мого. Отличие этих м-дов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осущ. применение совр. статистич. аппарата и делают надежными диагностич. выводы отн-но индивидуал. особ-тей субъекта. 3) проективные техники: основаны на том, что недостаточно структурир.материал, выступающий в кач-ве «стимула», при соотв. орг-и всего эксп-та в целом порождает пр.ссы фантазии, вообр-я, в кот. раскрываются те или иные хар-ки субъекта. В клинич. употр-и проективные техники часто строятся на интуиции и теор. подготовке Ψдиагноста, которые оказ. необх. на этапе интерпретации данных. Исследоват. Употр-е проективных техник предполагает применение контент-аналитич. процедур, стандартизирующих обработку данных. 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры) учитывают, что Ψдиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностич. Рез-тов за счет специфич. особ-тей этого контакта, релевантных диагностич. задаче. Так, доверит. контакт необх. при д-ке семейных затруднений, хар-ра личностного разв-я ребенка и во многих др. случаях, в которых диагност одноt выступает или в роли консультанта, или Ψтерапевта. Ситуация диагностич. патоΨ. Обслед-я диктует построение общ-я по пр-пу экспертизы. Диалогич. техники м.б. верб. (интервью, беседы) и неверб. (напр., игра с реб-ком м. выступать как неверб. диагностич. процедура). 4. Мера вовлеченности в диагностич. процедуру самого Ψдиагноста и степень его влияния на рез-т Ψд-ки: - минимальная (аппаратурные м-ки и объективные Ψ. тесты, некот. формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники) - максимальная (диалогические диагностические техники, различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патоΨ. эксп-т) Все остальные Ψдиагностич. м-ды занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогич. м-дами. Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие ан-з профиля и интерпретацию отдельных шкал в зав-ти от значений др. и хар-ра профиля в целом, требуют клинич. опытности Ψдиагноста и, след-но, на этапе Ψдиагностич. закл-я не свободны от влияния лич-ти диагноста. Не менее явно это влияние и при необх-ти кодирования рез-тов обслед-я, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание Ψдиагностом атмосферы, расковывающей сп-ти исп-го к вообр-ю, творчеству. Если ввести одноt 2 основания — меру вовлеченности Ψдиагноста, его влияние на рез-ты обслед-я, с одной ст., и предметную направленность инструмента — с др., то известные на сегодня диагностич. м-ки м. расположить в двухмерной классификац. таблице. Соотв. м-ки окажутся расположенными в клетках таблицы, при этом столбца б. заполнены неравномерно по строкам таблицы. Так, сп-ти и Ψ. ff диагностируются в основном м-ми, влияние Ψдиагноста в кот. выражено min — в основном объективными тестами и тестами-опросниками. Личност. черты преимущ-но диагностируются тестами-опросниками; когнитив. орг-я и др. индивидуал. св-ва — преимущ-нно м-ками среднего уровня (по степени влияния Ψдиагноста на процесс д-ки) — репертуарными решетками, проективными техниками. Мотив-я, отн-е диагностируются преимущ-но проективными техниками. Вес диалогич. м-к, обладающих max степенью включенности Ψдиагноста, особенно важен в обл-ти д-ки взаимоотн-й, общ-я (таких св-тв, актуализация которых треб. воссоздания реальных ситуаций общения). 2. Высокоформализованные и низкоформализованные методы психодиагностики. К высокоформализованным м-дам относятся тесты, опросники, проективные техники, Ψфизиол.м- ды. Для них хар-на жесткая регламентация процедур обслед=я. Субьективные методики Особенность данного подхода - измерение на основе информации, даваемой о себе испытуемым. Виды: Личностные и специальные опросники, анкеты, интервью, биографические методики, методы описания собственного поведения в определенных ситуаций, герменевтические* методики, *Герменевтические методики - нетрадиционное переживание исследователем состояния испытуемого, когда психолог входит в образ испытуемого изнутри при помощи некоторых признаков старается понять мотивацию и содержание поступков. Блок 3 Понятие черты личности и основных типов психических свойств (стилевые и мотивационные черты, темперамент, свойства характера, потребности и мотивы, способности, сознание и самосознание, межличностные и групповые отношения, психические состояния и эмоции). Личность Г. Оллпорт определяет как «существующую в пределах индивида динамическую организацию таких психологических систем, которые определяют уникальность его приспособления к окружению». В качестве единицы личности выделяется ее черта. Черты личности могут быть мотивационными или стилевыми. Мотивационные черты имеют направляющее значение, стилевые — инструментальное. Особенностью концепции Г. Оллпорта является то, что понятие «стиль» в ней появляется дважды. Сначала под стилем понимаются «манеры поведения», соответствующие отдельным стилевым чертам личности: вежливая, энергичная и т.д. Именно это понимание, по-видимому, имел в виду В. С. Мерлин, утверждая, что в концепции Г. Оллпорта стиль определяется как совокупность инструментальных черт личности. Сам Г. Оллпорт не сводит стили как манеры поведения к чертам личности. В поведении он выделяет два тесно связанных аспекта: адаптивный и экспрессивный. Первый аспект отражает направленность поведения, второй — форму, в которой оно осуществляется. Адаптивный аспект поведения обусловлен направленностью на решение задачи, стоящей перед человеком, соответствующими умениями и промежуточными целями. Экспрессивный аспект обусловлен национальными и расовыми особенностями, темпераменте и личностными чертами, как мотивационными, так и стилевыми. Здесь Г. Оллпорт вводит собственно понятие стиля как «специфической индивидуализированной манеры выполнения любой высоко интегрированной произвольной деятельности». Он пишет, что «стиль представляет собой наиболее сложную и полную форму экспрессивного поведения»; это проявление не отдельной стилевой черты, а всей совокупности черт личности, как стилевых, так и мотивационных. В первую очередь в стиле проявляются именно центральные, наиболее устойчивые черты личности. Однако проявляется стиль в рамках деятельности, которая понимается здесь не как психологическая структура, а как область занятий индивида, в частности его профессия. Г. Оллпорт выделяет стиль художественной деятельности — проявление личности художника, композитора, музыканта, поэта, писателя в его творчестве; стиль экономической деятельности, под которым понимается характер ведения финансовых дел и в который включаются специфические ошибки, заблуждения, проистекающие от таких черт личности, как поверхность, торопливость, избыток воображения, предубежденность; стиль выбора работы — удачный, когда намерения человека соответствуют его способностям, и неудачный; собственно профессиональный стиль как процессуальная форма выполнения индивидом своей привычной работы; упоминаются также стиль общения и стиль социальных отношений ЧЕРТУ ЛИЧНОСТИ следует понимать как устойчивую предрасположенность (диспозицию) к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. Рассмотрим, например, такую черту, как «замкнутость». Она может быть результатом потребности в «уединении», в стремлении человека побыть одному и «с самим собой». А может быть, она возникает как следствие отсутствия «коммуникабельности» (общительности) — стилевой черты, обусловливающей трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному-единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько о поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов.
Классификация психических свойств и личностных черт Одно и то же поведенческое оявление может быть результатом влияния мотивационной черты, либо стилевой черты, либо их совместного взаимодействия. Темперамент - проявление в поведении врожденных особенностей - нервно-психической конституции. Сказывается на динамико-скоростных энергетических параметрах поведения. По Павлову: сила, уравновешенность, подвижность. Понимание темперамента через проявление общего характера. Характер - приобретенные качества человека, общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, общий рисунок, манеры поведения, в результате индивидуально иобретенного опыта в конкретном социальном окружении. Свойства характера - общие и частные - глобальные и локальные. Глобальные свойства перекрывают, фактически, свойства темперамента, распространяя свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамта, так как они в большей степени отражают стиль сознательной волевой регуляции и определяют поступки. Наиболее широко признанная классификация глобальных черт - Большая Пятерка Норманна, Гольдберга, Коста, Дигмана, Остендорфа,Шмелев, Будунов. 1. Самоув-ть 2.Согласие-враждебность 1 и 4 – связаны со св-вами темп-та. 2, 3 и 5 – связаны со св-вами хар-ра.
Перечень факторов Кеттела: 1) Общительность-замкнутость 6) Впечатлительность - холодность, нейтральность, толстокожесть, безразличие, спокойность, невозмутимость, непробиваемость, кирпичность. 7) Доверчивость - подозрительность, недоверчивость, настроженность. 8) Мечтательность - реалистичный, приземленный, прагматичный, практический 9) Тревожная ранимость - спокойная безмятежность 10) Деликатность - наглость, грубость, прямолинейность, бестактность 11) Самостоятельность - зависимость, беспоможность, инфантильность, конформизм 12) Самоконтроль - импульсивность, несдержанность, спонтанность, распущенность 13) Страстная увлеченность - апатичичная вялость 14) Миролюбивый - мироненавистничество, враждебность, агрессивность, конфликтность, склочность 15) Деятельная активность - бездеятельная пассивность, пассивность 16) Гибкость - костность, ригидность, жесткость, неподвижность, апластичность 17) Демонстративность - скромность, скрытность, умеренность 18) Честолюбие - непритязательность, скромность, незаинтересованность, застенчивость 19) Оригинальность - тривиальность, заурядность, традиционность, посредственность, шаблонность, стереотипность Любой поступок человека полидетерминирован - имеется множество внешних и внутренних причин - как правило ситуационная стратегия совпадает со свойствами темперамента, но может так же наблюдаться и противоречие. Нарпимер, сильный, самоуверенный человек проявляет следующие локальные черты характера: общительность, доминаность, оптизм, смелость, агрессивность, деятельную активность, честолюбие. Слабый, неуверенный в себе человек в большинстве ситуаций проявляет противоположные черты. Иногда в какой-то ситуации, в которой специальная способность данного слабого человека приносит ему успех, он начинает оявлять весь комплекс черт, свойственных сильному, уверенному в себе человеку. Ψфизиол. м-ды диагностируют природные особ-ти чел-ка, обусловленные осн. св-вами НС. Основы – Павлов, затем – Теплов, Небылицын. В отличие от тестов – яркое теор. обоснование, т.е. Ψфизиол. концепция индивидуал. различий, свойств НС и их проявления. Быстрота, темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость. Эти м-ки лишены оценочного подхода к инд-ду. Они не претендуют на оценку, какие свойства НС лучше или хуже. Критерии: 1. Стандартизация 2. Надежность 3. Валидность В основе – аппаратурные методики: реактомеры, энцефалограммы. Ψд-ка темп-та: - формально-динамические св-ва таемп-та - как протекают - д.б. стабильность их проявления во t - д.б. экстремальные ситуации, в которых проявляется темп-т - физиологические параметры - то, что встречается наиболее типично, наиболее часто. Темп-т лучше измерять через неосознанные параметры (Тэппинг-тест). Темп-т проявляется также через индивидуал. стиль деят-ти. Сущ. связь с Ψ. пр-сами. 3 аспекта, где проявляется темп-т: · общая эмоц-ть, чув-ть, импульсивность · общая моторика чел-ка · общая акт-ть В бол-ве опросников выделяется опр. особ-ть в связи с кот. темп-т проявляется себя. Идеографический м-д (каждый определяется набором черт) – у каждого чел-ка выделяем индивидуальный набор черт и мы м. найти людей с похожими чертами → объединяем по людям (сов-ть проявлений и людей). Черта – типичное образование чел-ка, кот. проявляется в пов-и (это позволяет прогнозировать пов-е чел-ка). Гомотетический м-д (объединения по индивидуал. чертам) – вся популяция оценивается по выраженности черт → типологизирование по чертам: экстраверт и т.д. Типы НС:
М-ки иссл-я темп-та: Айзенк, ОСТ Русалова, Стреляу-Вяткин. В Ψ.тестир-и определяются индивидуал. различия регистрируемых хар-к. Т.о., неизменные усл-я для всех исп-х. Любой поступок чел-ка полидетерминирован. Ситуационная стратегия пов-я совпадает со св-вами темп-та, но м. наблюдаться и противоречие. Сильный и самоуверенный человек в бол-ве случаев проявляется след. черты хар-ра: общит-ть, доминант-ть, оптимизм, смелость, агресс-ть, деятельностная акт-ть в честолюбии. Слабый и неуверенный чел-к проявляет противоположные черт, но иногда в ситуации, в кот. спец. сп-ти данного слабого чел-ка приносят ему успех, он начинает проявлять весь комплекс черт, свойственных уверенному и сильному. Одной из хар-к, относящихся к д-ке явл. интерес – это смещение потр-ти с предмета, на сам пр-с активной деят-ти с данным предметом. Наиболее информативной Ψдиагностич. инструментом иссл-я мотивационной сферы явл. проективные м-ки. При рассмотрении интереса надо рассматривать потр-ти и мотивы. Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодей-и с мотивационными чертами. При хронической неудовлетв-ти, т.е. фрустрации опр. потр-ти, обнаруживается то, что черты хар-ра формируются как обслуживающие эту потр-ти (проблемы портят хар-р.) Отличие сп-тей от черт с Ψ. (.) зр. следует считать относительным. Сп-ть – это обычная черта, к оценке кот. мы применяем социокультурный норматив. Повышенная сп-ть к концентрации вн-я нередко сопутствует сниженной сп-ти к переключению вн-я → с (.) зр. Ψ черт: когнитивная ригидность преобладает над когнитивной гибкостью. Промежуточные между чертой и познавательными сп-тями Ψ. св-ва часто обозначаются понятием когнитивный стиль (гибкость – ригидность, аналитичность – синтетичность, импульсивность - рефлексивность). Сп-ти целесообразно делить на: 1. Общие. 2. Частные (специальные): к ним относятся Ψ. ff: воспр-е, вн-е, память, вообр-е, воля и мышл-е. Т.о., сфера сп-тей и черт тесно взаимодействуют между собой в пр-се формирования инд-ти. спец. сп-ти, поддержанные соотв.скл-тями, развиваются быстрее, чем общие. Д-ка общих сп-тей осущ., как правило, с помощью тесто инт-та. Тесты, направленные на д-ку простр.мышл-я, в отк. Треб.решать краткие задания, представленные в зрит. неверб. форме в виде рисунков, графических символов (тесты, свободные от культур. зав-ти, т.е. свободные от влияния культур.эталонов и навыков логико-мыслительной деят-ти; самый популярный – тест Равена). В/дей-е общих сп-тей с чувственно конкретным материалом дает смешанную категорию, кот. навз.общими модальными сп-тями. Эффективная зрит. непосредств. память способствует развитию системы образного воспр-я и мышл-я, в сочетании с доминированием синтетическим когнитив. стилем появляется стимул стимул к развитию художественного мышления – воображения; в сочетании с аналитическим стилем – к развитию инженерно-изобретательского мышл-я. Модально-специфич. и общие сп-ти нашли отражение в фактороноиерархических th инт-та: Терстоун, Вернон и др. говорят о:
Под скл-тью подразумевается спец.сп-ть, которая превратилась одноt и в мотивационную черту, и в соотв. интерес. Ψ.сост-я принято рассматривать как вторичные по отн-ю к понятию Ψ.св-ва. Основанием такого подхода явл. тот факт, что любое Ψ.сост-е м.описать как рез-т особого краткоt сочетания опр.динамич.Ψ.св-в и явл-й. напр., сост-е активного вн-я – это сложная комбинация таких краткоt Ψ. св-в как ориентировочная р-я, вн-е, направленное на воспр-е опр. объекта путем внутреннего волевого усилия, и таких долгоt св-в (черт) как ур-нь развития познават.сп-тей и ур-нь развития познават. интересов. Познават. сп-ть – любопытство. Продолжительность активного вн-я будет более больше, чем высокого ур-ня достигло развитие вышеуказанных св-в-черт.
Эмоциональные состояния - по Экману – радость, удовлетворение, веселье; грусть (апатия, печаль, депрессия), гнев (агрессия, озлобление), страх (тревога, испуг), удивление (любопытство), отвращение (презрение, брезгливость).
Функциональные состояния, связанные с уровнем бодрствования и внимания. Уровни: сон, дремота, бодрствующий покой, активное внимание (ориентировочная реакция), напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация), утомление (истощенное внимание, дистресс).
Функциональные состояния тесно связаны с чертами темперамента и характера.
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету. Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъектадеятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Развитие самосознания Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личныеместоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Стадии (или этапы) развития самосознания: § Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. § К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. § К 7-и год< ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|