Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод тестов как основной инструмент психологической диагностики.





Тест - это объективное и стандартное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Само слово появилось: Пенто, Гравиц - старофранцузское "чашка" - небольшой плавильный сосуд из обожженой глины, который использовали для своих опытов алхимики; тест - Испытательная присяга, религиозная клятва вступающего в должность (в Англии); плавильный сосуд для олова, золота или серебра.

Диагностическая, или предсказательная, ценность Ψ. теста зави­сит от того, насколько он м. служить индикатором отн-но широкой и важной области пов-я. Измерение образцов пов-я, непоср-но охватывае­мых данным тестом, очень редко оказ. целью Ψ. тестир-я. Знание реб-ком какого-то списка из 50 слов, так же как и выполн-е конкрет. серии из 20 арифм. задач, сами но себе не представ­ляют большого интереса. Но если м. продемонстрировать близкое соответ-е между знанием реб-ком данного списка слов и его общим словарным запасом или же между показателем, полученным при реш-и арифм. задач претендентом на должность клерка, и качеством выполнения им счетных операций на работе, то используемые тесты отвечают своему назначению. Задания теста не обязательно д. иметь близкое сходство с пов-ем, для предсказания кот. тест предназначен. Здесь важно только, чтобы между ними и пов-ем наблюдалось эмпирич. соответ-е. Степень сходства между тестируемыми образцами пов-я и прогнозируе­мым пов-ем достаточно широко варьирует. На одном полюсе континуума «сходство—различие» тест м. полностью совпадать с какой-то частью предсказывае­мого пов-я. В кач-ве примеров м. привести словарный тест по ин. яз., проверяющий знание учащимися 20 из 50 вновь выученных слов, или тест на знание ПДД для получения водительских прав. Однако задания тестов проф. пригодности, применяемых перед началом обучения спец-ти, уже меньше похожи на те, которые приходится вы­полнять па настоящей работе. На др. полюсе находятся проектив. личност. тесты, такие как тест чернильных пятен Роршаха, в кот. делается попытка на осно­ве ассоц-й, возникающих у обследуемого чел-ка при разглядывании черниль­ных пятен, предсказать, как он будет реагировать на др. людей, эмоц. окрашенные раздр-ли и прочие сложные ситуации повседневной жизни. Несмот­ря на внеш. различия, все эти тесты состоят из выборочных проб пов-я инди­видуума. И ценность каждого д. доказываться эмпирически устанавливаемым соответ-ем между хар-ками деят-ти чел-ка в ситуации тестир-я и в др. ситуациях.

Используемые в этой связи термины «диагноз» и «прогноз» явл. довольно слабым дифференциальным признаком. Обычно прогноз ассоциируется с оценивани­ем во временной перспективе. Вместе с тем, в широком смысле, даже диагноз наличных сост-й, таких как у.о. или эмоц. расстройства, содержит предсказание того, как будет вести себя чел-к с тем или иным диагнозом в ситуациях, отличных от тестовых. В логическом отн-и проще рассматривать все тесты как выборочное измерение пов-я, на основе которого м. предсказать пов-е в др. случаях. Поэтому имеет смысл рассматривать разные виды тестов как вариа­ции этой основной схемы.

Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведений и оценки выполнения теста. Если мы хотим, чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимыми, усл-я тестир-я д.б. одинаковыми для всех. В тестовой ситу­ации единственной независимой переменной часто оказывается сам обследуемый. Под­робные указания по проведению каждого вновь разработанного теста — важная часть стандарт-и нового теста. Др. важный этап в стандартизации теста — установление норм.

Объективность. Процедуры тестир-я, вычисления первичных оце­нок по тесту и их интерпретации объективны в той мере, насколько они независимы от субъективных суж-й специалиста, проводящего тестир-е. Теоретически у любого конкретного чел-ка оценка по тесту д.б. одной и той же независимо оттого, кто проводит с ним данный тест. На самом деле это не совсем так, поскольку полная стандартизация и абсолютная объективность практически недостижимы. Но по крайней мере стр-е к такой объективности составляет одну из целей при конструировании теста, и нужно признать, что приемлемый уровень объективности достигнут в большинстве созданных тестов.Есть и др. важные отношения, в которых Ψ. тесты с полным ос­нованием можно охарактеризовать как объективные. Опр-е уровня трудности одного задания или теста в целом основывается на объектив. Эмпирич. проце­дурах. Когда А. Бине и Т. Симон составляли свою первую (1905) шкалу для измерения инт-та, они расположили входящие в нее 30 заданий в порядке возрастания трудности. Ур-нь трудности определялся путем опробования этих за­даний на 50 нормальных и нескольких у.о. детях. Задания, с которы­ми справилось б-во детей расценивались как самые легкие; зада­ния же, с которыми справилось отн-но малое число дгтей. считались более трудными. С помощью такой процедуры б. установлен эмпирич. порядок труд­ности всех заданий. Этот пример из истории тестир-я служит прообразом объектив. измерения ур-ня трудности, ставшего теперь общепринятой процедурой при создании Ψ. тестов. Не только расположение, но и отбор заданий для включения их в тест м. опре­деляться исходя из доли входящих в пробную выборку лиц, которые справляются с каждым заданием.

Надежность. Насколько хорош данный тест? Действительно ли он отвечает свое­му назначению? Един­ственный способ дать окончательный ответ на подобные вопросы — эмпирическая проверка. Объективная оценка Ψ. тестов предполагает в первую оче­редь определение их надежности и валидности в строго заданных ситуациях. В Ψметрии термин «надежность по существу означает согласованность. На­дежность теста есть согласов-ть оценок у обследуемых лиц при их повторном тестир-и тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Надежность м. проверяться путем сравнения рез-тов теста, получае­мых при его проведении на одних и тех же людях в различные моменты t, с использ-ем разных наборов заданий, при смене лиц, проводящих или оцениваю­щих его выполн-е, а также при варьировании любых др. релевантных условий тестир-я.

Валидность. Действительно ли данный тест измеряет то, для измерения чего он предназначен, и в какой степени? Валидность предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою f. Для опр-я валидности обычно требуются независимые, внешние критерии всего того, что тест д.измерять. Прежде чем предоставить тест пользователям, его валидность устанавливается на репрезентативной выборке исп-х. Валидность показывает нам не только степень соответ-я теста своему назначению. Фактически, она указывает нам, что измеряется тем или иным тестом. Анализируя данные валидизации, мы м. объективно определить, что же все-таки измеряет наш тест. Поэтому было бы правильнее определять валидность как меру нашей увер-ти в том, что тест измеряет именно то, для измерения чего он пред­назначен.

Сущ. несколько подходов:

I. Классиф-я Гайде, Верноном, Захаровым.

1. По кач-ву:

- стандартизированные

- нестандартизированные (невысокая надежность, исп. в повседневной жизни и работе)

2. По назначению:

- общие диагностические по типу опросников (16PF, Айзенк, Стреляу)

- тесты опр-я общего инт-та: шкалы Бине-Симона, Меррила, тестовый набор Векслера

- тесты проф. пригодности – создают как батарею общих классификац. тестов

- тесты спец. сп-тей – характеризуют развитие сп-тей к музыке, рисованию и др.

- тесты дост-й – тест Торндайка, тесты опр-я произношения, тесты для поступающих в вузы.

3. По материалу:

- бланковые (бумага, карандаш, опросник)

- предметные (кубики Кооса, тесты на сборку конструкции из деталей, тесты сложения фигур)

- аппаратурные – устр-ва для изучения особ-тей вн-я, мышл-я

4. По к-ву исп-х:

- индивидуальные (м-ки Векслера, Кеттелла, айзенка, Амтхауэра, Люшера, ШТУР) – бол-во стандартизированные; требуют большего t и квалификации; инд-но проводятся аппаратурные и предметные тесты. Случаи в кот. прибегают к индивидуал. тестир-ю:

· требуется ↑ достоверность рез-тов

· применяются тесты с открытыми ответами

· требуется непрерывное набл-е за работой исп-х, фиксация промежуточных рез-тов t

· требуется контакт с исп-м с целью оптимизации его деят-ти, т.е. коррекция в ходе тестир-я

· при неумении читать и писать, при незнании языка исп-м

· при тестир-и лиц с соматич. и нервно-Ψ. забол-ями

- групповые – м. проводиться без постоянного участия эксп-ра, их процедура упрощена; выполняют запросы практики, отбора и распределения исп-х; нередко применение бланковых тестов позволяет получать массовость выбора

5. По форме ответа:

- устные (чаще индивидуал.)

- письменные (чаще групповые)

6. По ведущей ориентации:

- скорость – по сод-ю просты, но t выполн-я ограничено, т.о., что почти ни 1 исп-й не успевает решить полностью все задания в отведенное t (корректурные пробы, кольцо Помдольте, тест Бурдона, «шифровка» по Векслеру, м-ка Козловой – опр-е мыслит. лабильности, t на задание = 2 – 5 с)

- мощность – задачи трудны, t реш-я практически не ограничено; определяется успешность и сп-б реш-я задачи

- смешанная группа тестов

7. По степени однородности:

- гомогенные – сходные по хар-ру и сод-ю задачи, но отличающиеся конкретным сод-ем (ромбы, отыскивание числовых рядов, м-ка «Компасы»); применяются для измерения интел. св-в, кач-в, умений, навыков

- гетерогенные – разнообразные по хар-ру и сод-ю входящих в них задач; применяются с целью оценки разнообразных хар-к инт-та, верб. и логич. умений, счетных навыков (батареи Векслера)

8. По комплексности:

- изолированные

- тестовые наборы – применяются для опр-я проф. пригодности, тесты многократной интерпретации – различные интерпретации у различных иссллей в зав-ти от их (.) зр., проективные м-ки (Роршах, тест завершения рисунков)

9. По хар-ру ответа:

- закрытые задачи – вопросы с заданными ответами (м-ка Амтхауэра)

- свободные ответы – задания с открытом видом ответов

10. По области охвата Ψ:

- тесты лич-ти - –диагностич. прямые, напр., на оценку эмоц.-волев. комп-тов, мотив-и, интересов, эмоц. сост-й, сп-тей, пов-я в опр. ситуациях, диагносцируются не интел. проявления (тесты, опросники, проективные техники)

- интел.тесты – для измерения ур-ня интел.разв-я. Инт-т – не любое проявл-е инд-ти, а те, кот. имеют отн-е к познават.пр-сам (мышл-е, память, вн-е, воспр-е). По форме: груп. > инд.; устные – письменные; бланковые – компьютерные – предметные

11. По хар-ру умств. дей-й:

- вербальные – операции с понятиями, мыслит. дей-я, осущ. в символич. форме. Задания базируются на памяти, воображении, мышлении, которые опосредуются в вербальной устно речевой форме. Тесты чув-ны к различиям в языковой кул-ре, м. сказываться принадлеж-ть к прежней гр., ур-нь обр-я. Предполагает умение применять языковые правила (словесно-логические опросники, уст-е з/м-тей и понимание). Использ. среди тестов инт-та, дост-й, при оценке спец. сп-тей (творческих)

- невербальные задачи – тестовый материал представлен в наглядной форме в виде картинок, чертежей, символов, графиков. Речевая составляющая – инструкция. Выполнение заданий опирается на перцептив. и Ψмотор. ff. Требует актуализировать умение, связанное с практической манипуляцией предметами и предст-ями об изменяющихся образах (м-ка Равена). Используются для работы с глухими, с ↓ инт—том, при оценке простр. и комбинатор. мышл-я. Проводится инд-но, требуется квалифицир. персонала

II. Классиф-я Кеттелла.

1. Тесты сп-тей – тесты интел.ff, знаний, сп-тей, коррелирующих с личностными факторами, такими как беглость речи, моторная ригидности и др.

2. Тесты умений и навыков – тесты на зрит.-моторную координацию, координацию дв-й рук, точность прохождения лабиринта и др.

3. Тесты на воспр-е – работа зрит. ан-ра, завершение незаконченных изображений, тесты обонятельные, д-ка предпочтений тех или иных запахов.

4. Тесты, м-ки как опросники – группа тестов, построенная в виде анкетного опроса о пов-и, вкусах, привычках, сост-и зд., выполнении гигиенич. треб-й и др.

5. Мнения – тесты, направленные на выявл-е отн-я к др. людям, к нормам пов-я и морали, политич. взглядов.

6. Эстетические тесты – м-ки на выявл-е предпочтения муз. произведений, рисунков, картин, произведений поэтов и др.

7. Проективные тесты – тесты на ошибки воспр-я; относят все виды формализованных проективных личностных тестов.

8. Ситуационные тесты – базируются на деят-ти по созданию опр. ситуаций, включающие внешние внутр. хар-ки; одно и то же задание выполняется либо в одиночестве, либо в гр. в усл-ях соревнований или кооперации.

9. Игры – проявляются индивидуал. особ-ти чел-ка; многие игры включаются в состав объективных тестов.

10. Физиол.тесты – тесты, регистрирующие показатели КГР, ЭЭГ, тремора, емкости легких.

11. Физические тесты – довольно близки к физиол.тестам; направлены на измерение антропометрич.хар-к чел-ка (вес, рост, мышечный тонус).

12. Случайные набл-я – сод-е: неопред. ответы к-во пометок на теством бланке, аккуратность письма, экспрессивные поведенч. хар-ки.

III. Классиф-я Анастази.

1. Тесты общего интел. разв-я: групповые и индивидуальные тесты, тесты для специфических популяций (лица с физическими недостатками, младшие дошкольники).

2. Тесты отдельных сп-тей: тестир-е в обр-и, проф. ориентировке, иссл-я, направленного на отбор, клинич. тесты.

3. Личностные тесты: опросники, м-ки, изучающие интересы, уст-ки и ценности, проективные м-ки, которые рассматриваются как м-ки замаскированных содержательных личностных защитных р-й исп-го.

М. выделить тесты интерпретации – ТАТ, тест руки, незаконченные предл-я, тест инверсии эмоц. отражения, м-ка «Игра в песок». М-ки изучения экспрессии – автопортрет, тест «Рисунок семьи», миокинетическая м-ка Мира-и-Лопеца, м-д пиктограмм. Ψфизиол.м-ки – д-ка природных основ чел-ка.

Блок 3

Понятие черты личности и основных типов психических свойств (стилевые и мотивационные черты, темперамент, свойства характера, потребности и мотивы, способности, сознание и самосознание, межличностные и групповые отношения, психические состояния и эмоции).

Личность Г. Оллпорт определяет как «существующую в пределах индивида динамическую организацию таких психологических систем, которые определяют уникальность его приспособления к окружению». В качестве единицы личности выделяется ее черта. Черты личности могут быть мотивационными или стилевыми. Мотивационные черты имеют направляющее значение, стилевые — инструментальное. Особенностью концепции Г. Оллпорта является то, что понятие «стиль» в ней появляется дважды. Сначала под стилем понимаются «манеры поведения», соответствующие отдельным стилевым чертам личности: вежливая, энергичная и т.д. Именно это понимание, по-видимому, имел в виду В. С. Мерлин, утверждая, что в концепции Г. Оллпорта стиль определяется как совокупность инструментальных черт личности. Сам Г. Оллпорт не сводит стили как манеры поведения к чертам личности. В поведении он выделяет два тесно связанных аспекта: адаптивный и экспрессивный. Первый аспект отражает направленность поведения, второй — форму, в которой оно осуществляется. Адаптивный аспект поведения обусловлен направленностью на решение задачи, стоящей перед человеком, соответствующими умениями и промежуточными целями. Экспрессивный аспект обусловлен национальными и расовыми особенностями, темпераменте и личностными чертами, как мотивационными, так и стилевыми. Здесь Г. Оллпорт вводит собственно понятие стиля как «специфической индивидуализированной манеры выполнения любой высоко интегрированной произвольной деятельности». Он пишет, что «стиль представляет собой наиболее сложную и полную форму экспрессивного поведения»; это проявление не отдельной стилевой черты, а всей совокупности черт личности, как стилевых, так и мотивационных. В первую очередь в стиле проявляются именно центральные, наиболее устойчивые черты личности. Однако проявляется стиль в рамках деятельности, которая понимается здесь не как психологическая структура, а как область занятий индивида, в частности его профессия. Г. Оллпорт выделяет стиль художественной деятельности — проявление личности художника, композитора, музыканта, поэта, писателя в его творчестве; стиль экономической деятельности, под которым понимается характер ведения финансовых дел и в который включаются специфические ошибки, заблуждения, проистекающие от таких черт личности, как поверхность, торопливость, избыток воображения, предубежденность; стиль выбора работы — удачный, когда намерения человека соответствуют его способностям, и неудачный; собственно профессиональный стиль как процессуальная форма выполнения индивидом своей привычной работы; упоминаются также стиль общения и стиль социальных отношений

ЧЕРТУ ЛИЧНОСТИ следует понимать как устойчивую предрасположенность (диспозицию) к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. Рассмотрим, например, такую черту, как «замкнутость». Она может быть результатом потребности в «уединении», в стремлении человека побыть одному и «с самим собой». А может быть, она возникает как следствие отсутствия «коммуникабельности» (общительности) — стилевой черты, обусловливающей трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному-единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько о поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов.

 

Классификация психических свойств и личностных черт

Черта личности - устойчивая предрасположенность человека действовать определенным образом, сложившемся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок, привычек, то есть, стилевых особенностей поведения.

Одно и то же поведенческое оявление может быть результатом влияния мотивационной черты, либо стилевой черты, либо их совместного взаимодействия.

Темперамент - проявление в поведении врожденных особенностей - нервно-психической конституции. Сказывается на динамико-скоростных энергетических параметрах поведения.

По Павлову: сила, уравновешенность, подвижность.

Понимание темперамента через проявление общего характера.

Характер - приобретенные качества человека, общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, общий рисунок, манеры поведения, в результате индивидуально иобретенного опыта в конкретном социальном окружении.

Свойства характера - общие и частные - глобальные и локальные.

Глобальные свойства перекрывают, фактически, свойства темперамента, распространяя свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамта, так как они в большей степени отражают стиль сознательной волевой регуляции и определяют поступки. Наиболее широко признанная классификация глобальных черт - Большая Пятерка Норманна, Гольдберга, Коста, Дигмана, Остендорфа,Шмелев, Будунов.

1. Самоув-ть

2.Согласие-враждебность
3.Сознательность-импульсивность
4.Эмоц стаб-ть-тревожность
5.Интел гибкость – ригидность

1 и 4 – связаны со св-вами темп-та. 2, 3 и 5 – связаны со св-вами хар-ра.


Класификации Кеттелла, Гилфорда, Личко...

Перечень факторов Кеттела:

1) Общительность-замкнутость
2) Доминантность-пассивность, подчиненность, ведомость, рецессивность
3) Оптимизм-пессимизм, замкнутость, подчиненность, уныние
4) Совестливость-бессовестность, наглость, бестыжесть, аморальность
5) Смелость-трусость, робость, благоразумие, здравомыслие, осторожность

6) Впечатлительность - холодность, нейтральность, толстокожесть, безразличие, спокойность, невозмутимость, непробиваемость, кирпичность.

7) Доверчивость - подозрительность, недоверчивость, настроженность.

8) Мечтательность - реалистичный, приземленный, прагматичный, практический

9) Тревожная ранимость - спокойная безмятежность

10) Деликатность - наглость, грубость, прямолинейность, бестактность

11) Самостоятельность - зависимость, беспоможность, инфантильность, конформизм

12) Самоконтроль - импульсивность, несдержанность, спонтанность, распущенность

13) Страстная увлеченность - апатичичная вялость

14) Миролюбивый - мироненавистничество, враждебность, агрессивность, конфликтность, склочность

15) Деятельная активность - бездеятельная пассивность, пассивность

16) Гибкость - костность, ригидность, жесткость, неподвижность, апластичность

17) Демонстративность - скромность, скрытность, умеренность

18) Честолюбие - непритязательность, скромность, незаинтересованность, застенчивость

19) Оригинальность - тривиальность, заурядность, традиционность, посредственность, шаблонность, стереотипность

Любой поступок человека полидетерминирован - имеется множество внешних и внутренних причин - как правило ситуационная стратегия совпадает со свойствами темперамента, но может так же наблюдаться и противоречие. Нарпимер, сильный, самоуверенный человек проявляет следующие локальные черты характера: общительность, доминаность, оптизм, смелость, агрессивность, деятельную активность, честолюбие.

Слабый, неуверенный в себе человек в большинстве ситуаций проявляет противоположные черты. Иногда в какой-то ситуации, в которой специальная способность данного слабого человека приносит ему успех, он начинает оявлять весь комплекс черт, свойственных сильному, уверенному в себе человеку.

Ψфизиол. м-ды диагностируют природные особ-ти чел-ка, обусловленные осн. св-вами НС. Основы – Павлов, затем – Теплов, Небылицын.

В отличие от тестов – яркое теор. обоснование, т.е. Ψфизиол. концепция индивидуал. различий, свойств НС и их проявления.

Быстрота, темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость.

Эти м-ки лишены оценочного подхода к инд-ду. Они не претендуют на оценку, какие свойства НС лучше или хуже.

Критерии: 1. Стандартизация

2. Надежность

3. Валидность

В основе – аппаратурные методики: реактомеры, энцефалограммы.

Ψд-ка темп-та:

- формально-динамические св-ва таемп-та

- как протекают

- д.б. стабильность их проявления во t

- д.б. экстремальные ситуации, в которых проявляется темп-т

- физиологические параметры

- то, что встречается наиболее типично, наиболее часто.

Темп-т лучше измерять через неосознанные параметры (Тэппинг-тест). Темп-т проявляется также через индивидуал. стиль деят-ти. Сущ. связь с Ψ. пр-сами. 3 аспекта, где проявляется темп-т:

· общая эмоц-ть, чув-ть, импульсивность

· общая моторика чел-ка

· общая акт-ть

В бол-ве опросников выделяется опр. особ-ть в связи с кот. темп-т проявляется себя.

Идеографический м-д (каждый определяется набором черт) – у каждого чел-ка выделяем индивидуальный набор черт и мы м. найти людей с похожими чертами → объединяем по людям (сов-ть проявлений и людей). Черта – типичное образование чел-ка, кот. проявляется в пов-и (это позволяет прогнозировать пов-е чел-ка).

Гомотетический м-д (объединения по индивидуал. чертам) – вся популяция оценивается по выраженности черт → типологизирование по чертам: экстраверт и т.д.

Типы НС:

Свойства   Типы ВНД
Сила Сильный Слабый (меланхолик)    
Уравновешенность Уравновешенный Неуравновешенный (безудержный тип - холерик)
Подвижность Подвижный (живой тип - сангвиник) Инертный (спокойный тип - флегматик)  

М-ки иссл-я темп-та: Айзенк, ОСТ Русалова, Стреляу-Вяткин.

В Ψ.тестир-и определяются индивидуал. различия регистрируемых хар-к. Т.о., неизменные усл-я для всех исп-х. Любой поступок чел-ка полидетерминирован. Ситуационная стратегия пов-я совпадает со св-вами темп-та, но м. наблюдаться и противоречие. Сильный и самоуверенный человек в бол-ве случаев проявляется след. черты хар-ра: общит-ть, доминант-ть, оптимизм, смелость, агресс-ть, деятельностная акт-ть в честолюбии. Слабый и неуверенный чел-к проявляет противоположные черт, но иногда в ситуации, в кот. спец. сп-ти данного слабого чел-ка приносят ему успех, он начинает проявлять весь комплекс черт, свойственных уверенному и сильному.

Одной из хар-к, относящихся к д-ке явл. интерес – это смещение потр-ти с предмета, на сам пр-с активной деят-ти с данным предметом. Наиболее информативной Ψдиагностич. инструментом иссл-я мотивационной сферы явл. проективные м-ки. При рассмотрении интереса надо рассматривать потр-ти и мотивы. Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодей-и с мотивационными чертами. При хронической неудовлетв-ти, т.е. фрустрации опр. потр-ти, обнаруживается то, что черты хар-ра формируются как обслуживающие эту потр-ти (проблемы портят хар-р.) Отличие сп-тей от черт с Ψ. (.) зр. следует считать относительным. Сп-ть – это обычная черта, к оценке кот. мы применяем социокультурный норматив. Повышенная сп-ть к концентрации вн-я нередко сопутствует сниженной сп-ти к переключению вн-я → с (.) зр. Ψ черт: когнитивная ригидность преобладает над когнитивной гибкостью. Промежуточные между чертой и познавательными сп-тями Ψ. св-ва часто обозначаются понятием когнитивный стиль (гибкость – ригидность, аналитичность – синтетичность, импульсивность - рефлексивность). Сп-ти целесообразно делить на:

1. Общие.

2. Частные (специальные): к ним относятся Ψ. ff: воспр-е, вн-е, память, вообр-е, воля и мышл-е.

Т.о., сфера сп-тей и черт тесно взаимодействуют между собой в пр-се формирования инд-ти. спец. сп-ти, поддержанные соотв.скл-тями, развиваются быстрее, чем общие. Д-ка общих сп-тей осущ., как правило, с помощью тесто инт-та. Тесты, направленные на д-ку простр.мышл-я, в отк. Треб.решать краткие задания, представленные в зрит. неверб. форме в виде рисунков, графических символов (тесты, свободные от культур. зав-ти, т.е. свободные от влияния культур.эталонов и навыков логико-мыслительной деят-ти; самый популярный – тест Равена).

В/дей-е общих сп-тей с чувственно конкретным материалом дает смешанную категорию, кот. навз.общими модальными сп-тями. Эффективная зрит. непосредств. память способствует развитию системы образного воспр-я и мышл-я, в сочетании с доминированием синтетическим когнитив. стилем появляется стимул стимул к развитию художественного мышления – воображения; в сочетании с аналитическим стилем – к развитию инженерно-изобретательского мышл-я.

Модально-специфич. и общие сп-ти нашли отражение в фактороноиерархических th инт-та: Терстоун, Вернон и др. говорят о:

  1. Нумерологическом инт-те – сп-ти к вычислению.
  2. Вербальном инт-те – характеризует языковые сп-ти.
  3. Пространственном инт-те – определяет разв-е образно-когнитивной возм-ти, т.е. технико-практический инт-т.

Под скл-тью подразумевается спец.сп-ть, которая превратилась одноt и в мотивационную черту, и в соотв. интерес.

Ψ.сост-я принято рассматривать как вторичные по отн-ю к понятию Ψ.св-ва. Основанием такого подхода явл. тот факт, что любое Ψ.сост-е м.описать как рез-т особого краткоt сочетания опр.динамич.Ψ.св-в и явл-й. напр., сост-е активного вн-я – это сложная комбинация таких краткоt Ψ. св-в как ориентировочная р-я, вн-е, направленное на воспр-е опр. объекта путем внутреннего волевого усилия, и таких долгоt св-в (черт) как ур-нь развития познават.сп-тей и ур-нь развития познават. интересов. Познават. сп-ть – любопытство. Продолжительность активного вн-я будет более больше, чем высокого ур-ня достигло развитие вышеуказанных св-в-черт.


Психические состояния - следует считать вторичными по отношению к понятию психическое свойство.
Любое психическое состояние можно описать как результат сочетания определенных динамических психических свойств явлений в определенный момент времени. Zum Beispiel: активное внимание - совокупность таких свойств явлений как непроизвольная ориентировочная реакция, произвольное апперцептивное внимание, и таикх долговременных психических свойств-черт, как уровень развития познавательной потребности, непроизвольное любопытство и уровень развития познавательных интересов, произвольная любознательность. В психических состояниях принято различать эмоциональные и функциональные.

Эмоциональные состояния - по Экману –


радость,

удовлетворение,

веселье;

грусть (апатия, печаль, депрессия),

гнев (агрессия, озлобление),

страх (тревога, испуг),

удивление (любопытство),

отвращение (презрение, брезгливость).


 

Функциональные состояния, связанные с уровнем бодрствования и внимания. Уровни:


сон,

дремота,

бодрствующий покой,

активное внимание (ориентировочная реакция),

напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация),

утомление (истощенное внимание, дистресс).


 

Функциональные состояния тесно связаны с чертами темперамента и характера.

 

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету. Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъектадеятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личныеместоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

§ сознание своей тождественности;

§ сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

§ осознание своих психических свойств и качеств;

§ определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

§ Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

§ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

§ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Мотив-я занимает ведущее место в стр-ре лич-ти и яв­ляется одним из основных понятий, которое используется для объяс­нения движущих сил пов-я, деят-ти. В отеч. работах мо­тив понимается и как осознанная потр-ть (Ковалев А. Г.), и как предмет потр-ти (Леонтьев А. Н.) и отождествляется с потр-тью (Симонов П. В.).

В контексте различных теор. подходов различаются и схе­мы анализа мотивации. В зарубежной Ψ одной из наиболее влиятельных остается реактивная схема S—О—R (стимул—орга­низм—р-я). Развитие когнитивной Ψ привело к попыт­кам заменить мотивационные пр-сы информационными. Так, в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S—когниция—R, мотив-я сводится к промежуточному информационному пр-су, а мотивы—к перцепции и тем самым теряется качественная специфика мотивац. обра-й. Для Г. Мюррея потр-ти (или мотивы), с одной стороны, выступают как устойчивые мотивац. обр-я, а с др. ст., это же понятие использ., когда говорится о функцио­нал. переменных. М. Мадсен считает, что диспозиционные и функциональные переменные необх. четко разли­чать.

§ Д-ка опр. мотива однозначно не определяет д-ку соотв. ему вида мотив-и. Необх. учиты­вать вклад детерминант конкретной ситуации. Отличие мотива от мотив-и со стороны динамически энергетиче­ских хар-к и заключается как раз в том, что инт-ть актуальной мотив-и складывается из инт-ти латентного мо­тива и инт-сти ситуационных детерминант мотив-и.

§ Д-ка мотивов и потр-тей нетождественна, хотя тесно взаимосвязана. Ψд-ка мотивов необх. для д-ки потр-тей, но недостаточна. Каждому мотиву соответствует свой «мотивац. вес», харак­теризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реали­зацию той или иной потр-ти. С др. ст., мотивы, связан­ные с опр. потр-тью, – это не просто сумма мотивов, а иерархич. система, в которой имеются опр. ур-ни до­минирования мотивов. Опр-е «мотивац. весов» мотивов дает нам возм-ть обнаружить общие хар-ки предмета потр-ти. Выявление же уровня доминирования мотивов дает воз­можность уточнить конкретную специфику предметного содержания потр-тей.

§ Прямые методы психод-ки мотивационной сферы лич-ти.

§ Самый простой вариант такой м-ки — прямо спросить у чел-ка «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в про­шлом. Также м.б. использ. интервью, анкеты, когда чел-ку предлагается для выбора или оценки опр. перечень мотивов, потр-тей, интересов и т. д. В эту же группу входят м-ки измерения уст-к, кот. по­строены т.о., что о хар-ре мотивац. переменной судят на основе словесно высказываемого мнения. Возникает







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.