|
Финансово-кредитная система государства. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Денежная система Беларуси. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» (1990 г.) и последующими законодательными актами, определившими ее правовые нормы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР, а с октября 1994 г. был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать стабильность национальной валюты и банковской системы. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки. Цель государственной политики в отношении банковского и финансового секторов экономики - обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства и определяется приоритетами и целями правительства. Ее конечными целями являются: стабильность экономического роста, низкие уровни безработицы и инфляции, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Национальным банком Республики Беларусь. В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной политики на предстоящий период задаются определенные параметры по показателям, таким как: - ограничение прироста потребительских цен в процентах за месяц; - стабилизация реального курса белорусского рубля по отношению к доллару США и евро; - использование для поддержания курса белорусского рубля преимущественно рыночных регуляторов и т. п. Определяющее значение в снижении инфляции и стабилизации придается мерам по регулированию динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, их привязке к реальному приросту ВВП, индексу потребительских цен, сальдо внешнеторгового баланса и дефицита государственного бюджета, недопущению необоснованного роста денежной массы из-за увеличения чистых внутренних кредитов Национального банка (кредитной эмиссии). В качестве меры управления и контроля за обозначенными процессами Национальный банк устанавливает предельно допустимые объемы выдачи кредитов правительству. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на годы определено, что стратегическими целями денежно-кредитной политики являются обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. Цель денежно-кредитной политики на 2013 год – снижение инфляции. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика. Инфляция - долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег. Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; индекса ВВП, позволяющего определить реальный объем ВВП (его называют дефлятором ВВП) и др. В национальной экономике страны глубокий системный кризис 1990-х годов, вызванный развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса, обусловил высокий уровень инфляции. Наиболее высокий уровень гиперинфляции был в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (индекс потребительских цен в 1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными, а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В результате осуществления антиинфляционных мер в стране была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 34,4%, в 1996 г. - до 39,3%, в 2000 г. - до 20,7%, в 2005 г. - до 8%, а в 2006 г. - до 6,6%, В 2008 увеличился -13,3. В 2009 – 10,1, 2010 и 2011 – 9,9%. В 2012 - 21%, прогноз на 2013г. – 12%. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны. Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему - совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны. Согласно Конституции Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Динамика и структура государственных финансов характеризуются следующим. Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП). Доля косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих доходах консолидированного бюджета составляла не менее 42-47%, а прямых налогов и сборов -22-23%. Такая высокая доля налогов с оборота безусловно обеспечивает доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения. В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. Государственные ресурсы (бюджетные расходы) в последние годы распределяются следующим образом: 1. основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг - более 50%, из них около 65-70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов; 2. субсидии и текущие трансферты занимают 20-22% всех государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населению, остальное - субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу; 3. доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2%; 4. примерно 5-6% приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения. В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одними из важнейших направлений налоговой реформы станут упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси. Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Типовыми составляющими национальной валютной системы являются: - национальная денежная единица; - официальные золотовалютные резервы; - валютный паритет и механизм формирования валютного курса; - условия конвертируемости (обратимости) валюты; - наличие или отсутствие валютных ограничений; -порядок внешнеторговых расчетов страны; - режим национального валютного рынка и рынка золота; - статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны; - связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных отношений. Национальная валютная система - составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой. Основой валютной системы Беларуси является белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в республике являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|