|
Об общественном воспитании в РоссииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Об общественном воспитании в России Воспитание в обширном смысле есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа <...> Из этого определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества в обширном смысле слова и что оно, по-видимому, должно быть предоставлено самому обществу без всякого вмешательства правительственной власти; но такой вывод был бы несправедлив. <...> Государство обязано отстранять от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из которой истекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование. <...> Таким образом, положительное вмешательство правительства в дело общественного образования так же законно, как и отрицательное его влияние; а все то, что составляет право правительства, составляет в то же время часть его обязанности. Итак, в число прямых обязанностей правительства, верно выражающего в себе законные требования общества, входят устранение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества, и удовлетворение тех потребностей, которых само общество еще не может удовлетворить вполне. Из этого положения следует, что правила общественного воспитания должны изменяться в каждом государстве с характером самого государства и в каждую эпоху с требованиями эпохи. Итак, воспитание, чтобы быть русским, должно быть согласно с началами не богобоязненности вообще и не христианства вообще, но с началами православия, которое есть единственное истинное христианство, с началами жизни семейной и с требованиями сельской общины, поскольку она распространяет свое влияние на русские села. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. — М., 1911.-Т. 1.-С. 347-370. //.
И. ПИРОГОВ Школа и жизнь Мы привыкли издавна противополагать жизнь школе и школу жизни. \ Мы привыкли видеть, что воспитание и учение идут сами по себе, а жизнь идет своим чередом, сама по себе. Мы привыкли думать, что требования школы не сходятся с требованиями жизни. И чем менее образовано общество, тем более разъединены в его понятии школа и жизнь. <...> В таком или почти таком состоянии находимся мы теперь с нашими понятиями о воспитании. С одной стороны, школа начинает понимать, что она без жизни и вне жизни — нелепость, а жизнь видит, что она без школы не может ни одного шага сделать вперед, идти же назад ей запрещено предвечным законом. Наконец, все мыслящие начинают убеждаться, что школа и жизнь есть одно нераздельное целое, что жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей. <...> Чем выше организовано общество, чем выше и чище его взгляд, тем более оправдывается перед судом истории монополия и тем извинительнее делаются ее прикладные цели в воспитании. <...> В настоящее время, именно в обществе, еще не созревшем и мало жившем прошедшей жизнью, всего заманчивее кажется тот взгляд на школу, который ее представляет чем-то вроде лепной модели для приготовления людей именно такими, какие нужны обществу для его обыденных целей. Общество и государство, применяясь к настоящему и делая воспитание своей монополией, употребляют школу: во-первых, как проводник в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов и понятий; во-вторых, как рассадник специалистов, ему необходимых для достижения известных обыденных целей. Итак, школа, примиренная с жизнью, на первых порах не преследует еще никаких широких и общечеловеческих целей. Напротив, она делается еще более односторонней и прикладной. Вот почему настоящее положение школы все-таки нужно считать шагом вперед. Но остановиться на этом — значило бы мирить школу с жизнью только наполовину. Мало этого, это значило бы признать безусловно первенство жизни перед школой и рабскую зависимость от настоящего, тогда как все будущее жизни находится в руках школы и, следовательно, ей принадлежит гегемония. <...> Когда учиться, образовываться и просвещаться сделается такой же инстинктивной потребностью общества, как питаться и кормиться телу, тогда приложение придет без хлопот, само собою. Надобно достигнуть того, чтобы здравый смысл изменил самый язык. И когда будем говорить и мыслить о воспитании, то нужно, чтобы высшие понятия, присущие словам «учение», «образ» и «свет», заменили материальное представление питания, приличного телу, а не духу. Только тогда мы можем быть спокойны за успех в будущем, только тогда можем ожидать истинного прогресса в нашем обществе, когда приложение будет проистекать само собой, без всякой искусственной и насильственной моделировки незрелых умов и понятий. Пирогов НИ. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985. - С. 198-203.
К. Д. УШИНСКИЙ О пользе педагогической литературы Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; само понятие воспитания есть создание истории; в природе его нет. Всякий прочный успех общества в деле воспитания необходимо опирается на педагогическую литературу. Сфера воспитания так жива и так многосложна, что почти делается невозможным до того рассчитать какую-нибудь воспитательную меру, чтобы она произвела именно то действие, для которого назначена. Всякое новое учреждение, касающееся общественного воспитания, в практическом выполнении непременно выскажет такие свойства, хорошие или дурные, которых невозможно было предвидеть. Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: М., 1948.-Т. 2.-С. 3.
В.Я.СТОЮНИН Заметки о русской школе VII. Школа и государство Гражданин — член такого общества, которое имеет возможность свободно развиваться под государственной охраной. Свободно же оно может развиваться только при тех основах, о которых мы уже говорили: самоуправление, свободный труд, суд при участии своих членов, гласность, наука. Это те основы, которые уже признаны государственным законом за русским обществом и которые в будущем непременно глубоко пустят свои корни в русскую почву....Государству выгодно опираться на общественные живые силы, что для собственной силы оно должно желать, чтобы общество укрепилось на началах, из которых развивается гражданское чувство. Скажем более: и войско, и полиция не могут быть хороши и надежны, если в них нет людей с развитым гражданским чувством. Из всего этого видно, что государству нужны такие же люди, как и обществу, т.е. честные, развитые граждане; следовательно, приготовленные хорошо школой для общественной жизни годны и для службы государственной, интересы которой должен понимать каждый образованный гражданин. Значит, одна и та же школа, преследуя только одни свои педагогические задачи, может одинаково удовлетворить главным нравственным потребностям государства и общества; и, в свою очередь, то и другое может предъявлять школе одни и те же требования. Итак, школа должна быть общая. <...> Школа... должна вверяться людям, хорошо подготовленным к школьному делу, и вместе с тем должна получать свободу в своем развитии... За государством остается право утверждать учебные программы и то только в самых общих чертах, нужных для определения объема курса, право требовать их приблизительного выполнения, пресекать судом открывающиеся злоупотребления, подготовлять знающих педагогов, к которым можно было бы относиться доверчиво. Но государство не должно обращать их в казенных педагогов... <...> Мы не хотим, чтобы общество получило право вмешиваться в дела школы; нет, она должна быть ограждена от всякого вмешательства, но пусть общественный голос составит для нее нравственную силу. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. - М., 1991. - С. 173- 175, 178, 179.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) Об общественном воспитании в России Воспитание в обширном смысле есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа <...> Из этого определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества в обширном смысле слова и что оно, по-видимому, должно быть предоставлено самому обществу без всякого вмешательства правительственной власти; но такой вывод был бы несправедлив. <...> Государство обязано отстранять от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из которой истекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование. <...> Таким образом, положительное вмешательство правительства в дело общественного образования так же законно, как и отрицательное его влияние; а все то, что составляет право правительства, составляет в то же время часть его обязанности. Итак, в число прямых обязанностей правительства, верно выражающего в себе законные требования общества, входят устранение всего, что противно внутренним и нравственным законам, лежащим в основе самого общества, и удовлетворение тех потребностей, которых само общество еще не может удовлетворить вполне. Из этого положения следует, что правила общественного воспитания должны изменяться в каждом государстве с характером самого государства и в каждую эпоху с требованиями эпохи. Итак, воспитание, чтобы быть русским, должно быть согласно с началами не богобоязненности вообще и не христианства вообще, но с началами православия, которое есть единственное истинное христианство, с началами жизни семейной и с требованиями сельской общины, поскольку она распространяет свое влияние на русские села. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. — М., 1911.-Т. 1.-С. 347-370. //.
И. ПИРОГОВ Школа и жизнь Мы привыкли издавна противополагать жизнь школе и школу жизни. \ Мы привыкли видеть, что воспитание и учение идут сами по себе, а жизнь идет своим чередом, сама по себе. Мы привыкли думать, что требования школы не сходятся с требованиями жизни. И чем менее образовано общество, тем более разъединены в его понятии школа и жизнь. <...> В таком или почти таком состоянии находимся мы теперь с нашими понятиями о воспитании. С одной стороны, школа начинает понимать, что она без жизни и вне жизни — нелепость, а жизнь видит, что она без школы не может ни одного шага сделать вперед, идти же назад ей запрещено предвечным законом. Наконец, все мыслящие начинают убеждаться, что школа и жизнь есть одно нераздельное целое, что жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей. <...> Чем выше организовано общество, чем выше и чище его взгляд, тем более оправдывается перед судом истории монополия и тем извинительнее делаются ее прикладные цели в воспитании. <...> В настоящее время, именно в обществе, еще не созревшем и мало жившем прошедшей жизнью, всего заманчивее кажется тот взгляд на школу, который ее представляет чем-то вроде лепной модели для приготовления людей именно такими, какие нужны обществу для его обыденных целей. Общество и государство, применяясь к настоящему и делая воспитание своей монополией, употребляют школу: во-первых, как проводник в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов и понятий; во-вторых, как рассадник специалистов, ему необходимых для достижения известных обыденных целей. Итак, школа, примиренная с жизнью, на первых порах не преследует еще никаких широких и общечеловеческих целей. Напротив, она делается еще более односторонней и прикладной. Вот почему настоящее положение школы все-таки нужно считать шагом вперед. Но остановиться на этом — значило бы мирить школу с жизнью только наполовину. Мало этого, это значило бы признать безусловно первенство жизни перед школой и рабскую зависимость от настоящего, тогда как все будущее жизни находится в руках школы и, следовательно, ей принадлежит гегемония. <...> Когда учиться, образовываться и просвещаться сделается такой же инстинктивной потребностью общества, как питаться и кормиться телу, тогда приложение придет без хлопот, само собою. Надобно достигнуть того, чтобы здравый смысл изменил самый язык. И когда будем говорить и мыслить о воспитании, то нужно, чтобы высшие понятия, присущие словам «учение», «образ» и «свет», заменили материальное представление питания, приличного телу, а не духу. Только тогда мы можем быть спокойны за успех в будущем, только тогда можем ожидать истинного прогресса в нашем обществе, когда приложение будет проистекать само собой, без всякой искусственной и насильственной моделировки незрелых умов и понятий. Пирогов НИ. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985. - С. 198-203.
К. Д. УШИНСКИЙ Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|