Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О народности в общественном воспитании





 

Но если народность является единственным источником историче­ской жизни государства, то само собой разумеется, что и отдельные члены его могут почерпать силы для своей общественной деятельности только в этом источнике. Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством ко­торого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поко­лениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без раз­вития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обще­ством?

<...>

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могуще­ственно содействует к развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает силь­ное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его ли­тературы, его законов... словом, на всю его историю.

Общественное воспитание есть для народа его семейное воспита­ние.

В семействе природа подготовляет в организме детей возможность повторения и дальнейшего развития характера родителей. Организм новых поколений в народе носит в себе возможность сохранения и даль­нейшего развития исторического характера народа. Воспитанию прихо­дится часто бороться с семейным характером человека; но его отноше­ние к характеру народному совершенно другое. Всякая живая истори­ческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источ­ника.

<...>

Но, выбрав целью нашей статьи одну народность воспитания, мы не говорим здесь о других его основах, тем более что нет надобности дока­зывать, что всякое европейское общественное воспитание, если захочет быть народным, то прежде всего должно быть христианским...

К этим двум основам общественного воспитания у каждого европей­ского народа присоединяется еще третья, о которой также мы не будем распространяться, потому что и она не входит в область нашей статьи. Эта третья основа есть наука. Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания, и истины науки являются орудием для этого развития.

Мы не говорим также и о технической части воспитания, которое должно дать не только знания человеку, но и умение приложить эти знания к делу; но не говорим потому, что это не было целью нашей статьи, которая посвящена одной народности.

Но что же такое народность в воспитании?

<...>

Народная идея воспитания создается тем скорее и полнее, чем более семейным делом народа является общественное воспитание, чем более занимается им литература и общественное мнение, чем чаще вопросы его становятся доступными для всех общественными вопросами, близ­кими для каждого, как вопросы семейные.

Педагогическая литература, педагогические общества, частые повер­ки результатов воспитания, путешествия, предпринимаемые с педаго­гическими целями, живая связь между практиками-педагогами, педаго­гические журналы, а более всего теплое участие самого общества в деле общественного воспитания могут ускорить выражение и объяснение тех требований, выполнением которых достигается народность в обществен­ном воспитании.

Сделаем теперь общий вывод из нашей статьи и перечислим одно за другим те положения, которые мы хотели доказать.

Общей системы народного воспитания для всех народов не суще­ствует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания.

У каждого народа своя особенная национальная система воспита­ния, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.

Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной исто­рии принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого на­рода, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспи­тываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен испытать собственные свои силы.

Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она общая для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни.

Общественное воспитание не решает само вопросов жизни и не ведет за собою историю, но следует за ней. Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: вос­питание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими обще­ственными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и но­вым поколениям.

Общественное воспитание только тогда оказывается действитель­ным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспита­ния, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на лич­ный характер человека, ни на характер общества. Она может приготов­лять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, а если они будут появляться, то независимо от воспи­тания.

Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть един­ственно прочная основа всяких улучшений по этой части; где нет обще­ственного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений. Насколь­ко мы доказали каждое из этих положений, предоставляем судить дру­гим; мы желали только предложить вопросы и будем считать себя счаст­ливыми, если эти вопросы вызовут мнения других.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М., 1990. — С. 41 —44.

 

К. Д. УШИНСКИЙ

О пользе педагогической литературы

Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; само понятие воспита­ния есть создание истории; в природе его нет.

Всякий прочный успех общества в деле воспитания необходимо опи­рается на педагогическую литературу. Сфера воспитания так жива и так многосложна, что почти делается невозможным до того рассчитать ка­кую-нибудь воспитательную меру, чтобы она произвела именно то дей­ствие, для которого назначена. Всякое новое учреждение, касающееся общественного воспитания, в практическом выполнении непременно выскажет такие свойства, хорошие или дурные, которых невозможно было предвидеть.

Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основа­нии которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений: М., 1948.-Т. 2.-С. 3.

 

В.Я.СТОЮНИН

Заметки о русской школе

VII. Школа и государство

Гражданин — член такого общества, которое имеет возможность сво­бодно развиваться под государственной охраной. Свободно же оно может развиваться только при тех основах, о которых мы уже говорили: само­управление, свободный труд, суд при участии своих членов, гласность, наука.

Это те основы, которые уже признаны государственным законом за русским обществом и которые в будущем непременно глубоко пустят свои корни в русскую почву....Государству выгодно опираться на обще­ственные живые силы, что для собственной силы оно должно желать, чтобы общество укрепилось на началах, из которых развивается граж­данское чувство.

Скажем более: и войско, и полиция не могут быть хороши и надеж­ны, если в них нет людей с развитым гражданским чувством.

Из всего этого видно, что государству нужны такие же люди, как и обществу, т.е. честные, развитые граждане; следовательно, приготовлен­ные хорошо школой для общественной жизни годны и для службы госу­дарственной, интересы которой должен понимать каждый образован­ный гражданин.

Значит, одна и та же школа, преследуя только одни свои педагоги­ческие задачи, может одинаково удовлетворить главным нравственным потребностям государства и общества; и, в свою очередь, то и другое может предъявлять школе одни и те же требования. Итак, школа должна быть общая.

<...>

Школа... должна вверяться людям, хорошо подготовленным к школь­ному делу, и вместе с тем должна получать свободу в своем развитии... За государством остается право утверждать учебные программы и то только в самых общих чертах, нужных для определения объема курса, право требовать их приблизительного выполнения, пресекать судом открываю­щиеся злоупотребления, подготовлять знающих педагогов, к которым можно было бы относиться доверчиво. Но государство не должно обра­щать их в казенных педагогов...

<...>

Мы не хотим, чтобы общество получило право вмешиваться в дела школы; нет, она должна быть ограждена от всякого вмешательства, но пусть общественный голос составит для нее нравственную силу.

Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочине­ния. - М., 1991. - С. 173- 175, 178, 179.

 

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ)







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.