|
Об отношении семейного воспитания к государственному ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Государство, приемля человека из семьи и вводя в свои общественные заведения, окружает его развитую свободу сферой долга и необходимости и связывает его множеством обязанностей и отношений, среди которых должна развиваться жизнь его. Свобода, под действием внешней необходимости, образуется в виде воли: нравственный характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу общественных отношений. Вот первая, необходимая и незаменимая польза государственного воспитания, достигнуть которой у себя семья не может никакими средствами. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1987. - С. 341.
ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (1811—1844) Принимали с 10—12 лет. Прием в Лицей проводился один раз в три года от 20 до 50 человек. 4 Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна. Первоначально предполагалось, что в нем будут воспитываться сыновья знатных дворян. Однако знатное и богатое дворянство не захотело расставаться со своими детьми на 6 лет и предпочло домашнее их образование. Стесненное же в средствах служилое дворянство, имевшее протекцию, поторопилось воспользоваться случаем устроить своих детей учиться за казенный счет и обеспечить затем их дальнейшую судьбу. Первый набор состоял из 30 человек. Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не придавалось особого значения религиозным обрядам и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как ко взрослым, их должны были называть только на «вы». К фамилии обязательно прибавлялось обращение «господин». Между собой воспитанники тоже иногда оставались на «вы». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы — один месяц — июль. <...> Лицей был устроен так, что в нем были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Для него был отведен огромный четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими к нему строениями. Этот флигель при Екатерине занимали великие княжны.
Цели воспитания и обучения и пути их достижения Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М. М. Сперанского. Прогрессивные деятели, такие, как М. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский и другие, стремились к воспитанию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. <...> Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. Воспитанникам Лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др. Второе место в программе Лицея отводилось математическим и физическим наукам. В разделе о науках исторических в Уставе Лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как «шествие нравственности... в разных превращениях государств» и «показать успехи и падения разума в разных гражданских постановлениях». Особенно важным считалось изучение российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией, географией. Преподавание словесности должно было стать для лицеистов «упражнениями разума». К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (например, гражданской архитектуры и перспективы). Итак, учебные предметы в Лицее разделялись на два курса, из которых первый назывался начальным, второй — окончательным. Каждый курс продолжался 3 года. <...> Разнообразны были и предметы искусств, способствующих духовному развитию: рисование, музыка, пение. К ним присоединялись занятия литературой, или «изящными письменами». Музыка и пение являлись для всех лицеистов любимым занятием, воспитанники давали концерты, на которых, кроме товарищей и служащих, присутствовали их родители, родственники и знакомые. За концертом часто давалось театральное представление. Вечера обыкновенно кончались танцами. Пьесы не только разыгрывались, но и сочинялись самими воспитанниками. <...> В 1844 г. Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 воспитанников. В 1918 г. Лицей был ликвидирован. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X —начало XX века). — М., 1998. - С. 261, 264-266; 278.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ В НАЧАЛЕ XX В. За тем, как живется воспитанникам Дома, наблюдали специальные окружные врачи и надзиратели. В 1901 году в С.-Петербургском Воспитательном доме было 33 таких округа. Детей школьного возраста обучали и сельских школах, содержимых Воспитательным домом (109) и на средства частных лиц (3), в некоторых из них (в 20) устроены для удобств;i ночлежные приюты (сведения за 1901 год). Там, где школ Ведомств;| учреждений императрицы Марии не было, их помещали за плату в школы других ведомств. Воспитательный дом содержал также 7 приютов, где в летнее время призревались малыши 4 — 7 лет, а в зимнее — дети постарше (от 7- до 10-летнего возраста). Так, в 1901 году в 112 школах Воспитательного дома обучалось 3099 детей; в школах посторонних ведомств — 652. На содержание школ Ведомством было израсходовано 46 165 рублей. В семи приютах Воспитательного дома находилось 187 мальчиков и девочек, на содержание приютов было потрачено 4493 рубля. Уделялось внимание и здоровью «несчастнорожденных» детей. Так, в 1901 году для их лечения содержалось 9 лазаретов и 1 приемный покой, а также 2 лазарета-приюта для увечных питомцев. Воспитанников отдавали в обучение к крестьянам или к мастерам в С.-Петербург. В 17 —21-летнем возрасте питомцы Воспитательного дома могли по окончании полевых работ получить полугодовой отпуск «с целью приискания каких-либо занятий в столице». Наиболее способные девочки-ученицы по окончании сельских школ имели возможность бесплатно получить за 4 года специальности нянь и фельдшериц в состоявшем при Воспитательном доме училище нянь. Способных к наукам мальчиков помещали в состоящую при Доме Мариин-скую учительскую семинарию в Павловске. По достижении совершеннолетия «все питомцы, состоящие налицо», приписывались «к мещанским обществам... уездных городов трех упомянутых губерний (С.-Петербургской, Новгородской и Псковской)» и получали единовременные пособия: мужчины — 35 рублей, женщины — 30 рублей; «девицы, выходящие замуж, получают по 20 рублей на приданое». Об огромном масштабе деятельности этого учреждения говорят следующие цифры: «К 1 января 1902 года питомцев Воспитательного дома было 15 139 мальчиков и 16 590 девочек (в т. ч. в грудных отделениях Воспитательного дома до 900 обоего пола детей, а остальные — в сельских округах). На заработках находилось в С.-Петербурге 414 питомцев, ремеслам обучалось в С.-Петербурге 61 мальчик и 53 девочки, в сельских округах обучались ремеслам — 42 питомца». Благотворительность и милосердие: Историко-документальное издание/ Авт.-сост. В.Н.Занозина, Е.А. Адаменко. — СПб., 2000. — С. 49.
М. В. БОГУСЛАВСКИЙ Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|