Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика оценки нематериальных активов и торговой марки





Введение

 

Оценка нематериальных активов компании значительно повышает ее общую рыночную стоимость, что положительно влияет на ее привлекательность в глазах партнеров и инвесторов. Помимо этого, существует еще немало причин, по которым предприятию может потребоваться оценка собственных активов. Некоторые из этих причин рассматриваются в предлагаемой статье.

Почему в последнее время товарные знаки, деловая репутация и другие нематериальные активы стали столь модной темой для обсуждения?

Товарный знак является мощным инструментом конкурентной борьбы. Он позволяет отделить конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотной "раскрутке" (брэндингу) товар становится известен на рынке и приобретает свою группу потребителей. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).

Сегодня на рынках США и Европы при покупке и продаже предприятий стоимость нематериальных активов составляет до 60-70% от общей стоимости компании. То есть если предприятие продается по цене 4,5 млрд долл., то балансовая стоимость его материальных ресурсов около 1,5 млрд долл. Все остальное - стоимость товарных знаков, "ноу-хау", патентов и пр.

Целью написания отчета является определение рыночной стоимости ОАО «МТС».

Сравнительный подход

Сравнительный подход включает в зависимости от цели, объекта и конкретных условий оценки три основных метода: метод компании - аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала или компании - аналога предполагает использование в качестве базы для сравнения реальную цену купли-продажи, сложившуюся на фондовом рынке. Метод применяется для оценки неконтрольного пакета акций.

Метод сделок основан на использовании цены купли-продажи как контрольного пакета акций, так и предприятия в целом. Сфера применения данного метода - оценка предприятия или контрольного пакета акций.

Технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Метод отраслевых коэффициентов предполагает использование специальных формул, ценовых показателей и информации о продажах компаний. Сфера применения - ограниченный круг отраслей и конкретного бизнеса, имеющих узкую номенклатуру производства товаров и оказания услуг.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что в основе оценки лежат рыночные данные о ценовой информации. Т.Е. оценщик ориентирует покупателя на фактические цены купли-продажи, интегрально учитывающие ситуацию на рынке. Другим достоинством является отражение реального спроса и предложения на данный объект инвестирования. Возможность выбора позволяет инвестору вкладывать капитал в бизнес, обеспечивающий оптимальное соотношение между ценой объекта инвестирования, прогнозируемым доходом и уровнем риска.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков. Во- первых, базой для расчета мультипликаторов служат ретроспективные данные - достигнутые в прошлом финансовые показатели. Т.е. метод не учитывает возможностей фирмы в будущем. Во-вторых, для определения степени аналогичности сравниваемых компаний с оцениваемой, а также для расчета всех мультипликаторов оценщик должен располагать разносторонней финансовой информацией. Получение дополнительной информации по специальному вопросу от компаний-аналогов является достаточно сложным процессом. В-третьих, поскольку абсолютно сходных предприятий практически не существует, для обеспечения необходимой сопоставимости оценщик должен делать сложные корректировки, расчеты и вносить некоторые поправки, требующие серьезного обоснования.

В настоящее время АДР компании торгуются на Лондонской фондовой бирже и на Нью-Йоркской фондовой бирже. Акции МТС включены в перечень внесписочных ценных бумаг Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и получили Б- листинг на ММВБ.

В рамках сравнительного подхода использовался метод рынка капитала.

Затратный подход

Метод ликвидационной стоимости

Оценка ликвидационной стоимости предприятия осуществляется в следующих случаях:

Компания находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;

Стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности

Ликвидационная стоимость представляет собой стоимость, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов. Ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств. Так как Компания не находится в состоянии банкротства использование этого метода не целесообразно.

Вывод

 

В зависимости от объема и достоверности информации, использованной в рамках каждого из методов, результаты этих методов могут в большей или меньшей степени отличаться друг от друга. Таким образом, выбор итоговой величины стоимости происходит на основе нескольких промежуточных результатов. Для определения итоговой оценки стоимости, как правило, используется метод средневзвешенной, в соответствии с которым результату каждого из методов присваивается весовой коэффициент.

В результате расчетов получены следующие ориентиры рыночной стоимости одной акции в составе миноритарного пакета акций ОАО «МТС»:

- Доходный подход: 43,15 рублей

- Сравнительный подход: 178,39 рублей

Для согласования результатов в данном отчете применен метод анализа иерархий (МАИ). Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы согласования результатов в виде иерархии. После иерархического воспроизведения проблемы элементы задачи сравниваются попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Система парных сравнений приводит к результату, который может быть представлен в виде обратно симметричной матрицы. Элементом матрицы является интенсивность проявления одного элемента иерархии относительно другого, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где бальные оценки имеют следующий смысл: 1 - равная важность; 3 - умеренное превосходство одного над другим; 5 - существенное превосходство; 7 - значительное превосходство; 9 - очень сильное превосходство; 2,4,6,8 - промежуточные значения.

При сравнении критериев решается вопрос какой из них более важен, альтернатив - какая из них наиболее вероятна. Относительная сила, величина или вероятность каждого отдельного объекта в иерархии определяется оценкой соответствующего ему элемента собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице. Критерии согласования: А - возможность отразить действительные намерения потенциального инвестора и продавца; Б - тип, качество, обширность данных, на основе которых проводится анализ; В - способность параметров, используемых методов учитывать конъюнктурные колебания; Г - способность учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его стоимость (местонахождение, размер, потенциальная доходность).

 

Таблица 7 - Матрица сравнения и расчетные значения приоритетов критериев

  А Б В Г   Вес критерия
А         (1×7×7×7) в степ. % = 4,3 4,3/6,49 = 0,66
Б 1/7       (1/7×1×5×5) в степ. % =1,37 1,37/6,49 = 0,22
В 1/7 1/5     (1/7×1/5×1×1) в степ. % = 0,41 0,41/6,49 = 0,06
Г 1/7 1/5     (1/7×1/5×1×1) в степ. % = 0,41 0,41/6,49 = 0,06
Сумма 6,49  

 

Таблица 8 - Возможность отразить действительные намерения потенциального инвестора и продавца

  д С   Вес подхода по критерию А
д   1/5 (1*1/5)в степ. И = 0,45 0,17
С     (1*5) в степ. И = 2,24 0,83
Сумма 2,69  

 

Таблица 9 - Тип, качество, обширность данных, на основе которых проводится анализ:

  д     Вес подхода по критерию Б
д   1/5 (1*1/5)в степ. И = 0,45 0,17
С     (1*5) в степ. И = 2,24 0,83
Сумма 2,69  
     

 


 

Таблица 10 Способность параметров, используемых методов учитывать конъюнктурные колебания:

  д     Вес подхода по критерию В
д   1/5 (1*1/5)в степ. И = 0,45 0,17
С     (1*5) в степ. И = 2,24 0,83
Сумма 2,69  

 

Таблица 11 Способность учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его стоимость (местонахождение, размер, потенциальная доходность)

  д С   Вес подхода по критерию Г
д   1/3 (1*1/3) в степ. И = 0,58 0,25
С     (1*3)в степ. И = 1,73 0,75
Сумма 2,31  

 

Таблица 9 Итоговое значение весов для каждого подхода.

  А Б В Г Итоговое значение весов для каждого подхода
0,66 0,22 0,06 0,06
д 0,17 0,17 0,17 0,25 0,66*0,17 + 0,22*0,17 + 0,06*0,17 + 0,06*0,25 = 0,1748
С 0,83 0,83 0,83 0,75 0,66*0,83 + 0,22*0,83 + 0,06*0,83 +0,06*0,75 = 0,8252
Сумма  

 

В соответствии с этими соображениями, при выводе итоговой стоимости объекта, весовые коэффициенты распределились следующим образом:

Подходы оценки Величина стоимости, руб. Вес
Сравнительный 178,39 0,8252
доходный 43,15 0,1748
Итоговая рыночная 154,75  
стоимость    

 

Таким образом, рыночная стоимость одной акции в составе миноритарного пакета акций ОАО «МТС» с учетом сделанных ограничений и допущений составляет, округленно, до 155 рублей

 


 

Список использованных источников

 

1. Федеральный закон Российской Федерации об «Оценочной деятельности в Российской Федерации» от 16 июля 1998 года.

2. Стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ №519 от 06 июля 2001года.

3. Кодекс профессиональной этики членов Российского Общества Оценщиков. - М.: 1994.

4. Генри С. Харисон "Оценка недвижимости", Учебное пособие - Российское Общество Оценщиков, Москва 1994 г.

5. Гленн М. Десмонд, Ричард Э. Келли, Руководство по оценке бизнеса, пер. с англ., РОО, Академия оценки, М.. 1996 г.

6. Ковалев В.В., Финансовый анализ., М.:Финансы и статистика, 1997

7. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: Экспертное бюро-М, 1997.

8. Новосельцев О. Расчет ставки роялти при оценке упущенной выгоды и ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 1998. № 3. С. 8-13.

9. М.А. Федотова и др, Оценка бизнеса, М.:Институт профессиональной оценки, 1998

10. Якубова Д.Н., Казаков А.А. Материалы к изучению курса "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности" на тему "Оценка стоимости товарного знака. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.

11. Данные прессы (Ведомости, Коммерсант, Эксперт), бюллетеней московских бирж

12. Методика и рейтинг самых дорогих брэндов мира 2001 г. от компании Interbrand. www.appraiser.ru

 

Введение

 

Оценка нематериальных активов компании значительно повышает ее общую рыночную стоимость, что положительно влияет на ее привлекательность в глазах партнеров и инвесторов. Помимо этого, существует еще немало причин, по которым предприятию может потребоваться оценка собственных активов. Некоторые из этих причин рассматриваются в предлагаемой статье.

Почему в последнее время товарные знаки, деловая репутация и другие нематериальные активы стали столь модной темой для обсуждения?

Товарный знак является мощным инструментом конкурентной борьбы. Он позволяет отделить конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотной "раскрутке" (брэндингу) товар становится известен на рынке и приобретает свою группу потребителей. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).

Сегодня на рынках США и Европы при покупке и продаже предприятий стоимость нематериальных активов составляет до 60-70% от общей стоимости компании. То есть если предприятие продается по цене 4,5 млрд долл., то балансовая стоимость его материальных ресурсов около 1,5 млрд долл. Все остальное - стоимость товарных знаков, "ноу-хау", патентов и пр.

Целью написания отчета является определение рыночной стоимости ОАО «МТС».

Специфика оценки нематериальных активов и торговой марки

 

По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы.

Прежде чем приступить к расчету рыночной стоимости, необходимо определить, что именно мы собираемся оценивать. Сегодня существует некоторая путаница при употреблении понятий "товарный знак", "знак обслуживания", "торговая марка", "брэнд", "фирменное наименование", "наименование места происхождения товара". Все они относятся к объектам интеллектуальной собственности и входят в отдельную группу "Объекты индивидуализации юридических лиц". Рассмотрим их подробнее.

Определение товарного знака дано в законе № 3520-I от 23.09.1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": "товарный знак - это обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц".

Таким образом, основная функция товарного знака - индивидуализация продукции разных производителей. Кроме того, товарный знак защищает продукцию от подделок, а также стимулирует предприятие сохранять определенный уровень качества.

Понятие "знак обслуживания" соответствует определению "товарный знак" с тем отличием, что применяется по отношению к услугам, а не к товарам.

Торговая марка (англ. Trade mark) - зарубежный аналог российского "товарного знака", его особенности, как правило, регулируются национальными законодательствами отдельных стран.

Брэнд - западное понятие, активно используемое сегодня российскими журналистами и менеджерами. Оно существенно шире, чем товарный знак. Если под товарным знаком понимается обозначение товара, зарегистрированное государственным органом, то брэнд - это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Брэнд чаще всего подразумевает известную марку, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами. То есть брэнд - это товарный знак плюс заработанная им репутация.

Описанная выше система отношений изображена на рисунке. Отметим, однако, что единого мнения среди специалистов о том, как соотносятся между собой перечисленные понятия, до сих пор не существует.

На приведенной схеме видно, что к объектам индивидуализации юридического лица также относятся фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

Фирменное наименование - наименование коммерческой организации, которое фиксируется в учредительных документах. При этом юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано, имеет исключительное право его использования. Таким образом, компания может иметь только одно фирменное наименование и сколько угодно товарных знаков.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами.

Используемое географическое название не должно вводить потребителя в заблуждение, относительно того, где был произведен товар. То есть название источника Боржоми может быть использовано только для минеральной воды, которая действительно произведена в данном районе Грузии. Поэтому название шоколада "Баунти" не совсем правильно, так как реально он производится в подмосковном Ступино, а ассоциируется у покупателей с островом в Тихом океане.

Как уже говорилось, рыночная стоимость брэнда может составлять львиную долю от всех активов компании. По данным компании Interbrand, цена самых дорогих брэндов - Coca-Cola, Microsoft, IBM - превышает 50 млрд долл. Очевидно, что реальная оценка товарных знаков и прочих нематериальных активов может увеличить рыночную капитализацию компании в несколько раз.

Однако в России стоимость товарного знака для целей бухгалтерского и налогового учета до сих пор принимается равной затратам на его создание. Согласно ПБУ 14/2000 и ст. 257 Налогового кодекса РФ "Учет нематериальных активов" на стоимость нематериальных активов относятся только израсходованные материальные ресурсы, расходы по оплате труда, оплата услуг сторонних организаций, патентные пошлины.

Несмотря на такое ограничение, существует немало случаев, когда предприятию требуется оценка товарных знаков. Перечислим некоторые из них.

Во-первых, это взнос товарного знака в качестве вклада в уставный капитал. Примером такой сделки может служить внесение ОАО "АвтоВАЗ" объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал совместного предприятия, создаваемого с транснациональной корпорацией "Дженерал Моторз" и Европейским банком реконструкции и развития.

Во-вторых, это обоснование цены сделки по купле/продаже (уступке) товарного знака. Отчет об оценке, подготовленный независимым оценщиком, содержащий обзор отрасли с описанием основных конкурентов, а также обоснованный расчет стоимости товарного знака с применением нескольких методик, может стать серьезным аргументом на переговорах с потенциальными покупателями.

Оценка товарного знака также пригодится, когда речь идет о продаже целого предприятия. Зачастую покупатели предпочитают "забывать" о существовании нематериальных активов. В то же время расчет реальной стоимости брэнда может значительно повлиять на конечную цену сделки.

Несомненно, отчет об оценке может быть предъявлен при заключении лицензионных договоров на использование зарегистрированного товарного знака для обоснования ставки роялти или паушальных платежей. И если сделки по купле/продаже товарного знака отдельно от всего предприятия все еще являются редкими для России, то практика заключения лицензионных договоров на использование товарных знаков распространена уже достаточно широко. Наибольшая активность наблюдается в пищевой промышленности, особенно в ликероводочной, кондитерской и мясомолочной отраслях, а также на рынке услуг.

Еще один весьма распространенный случай, когда необходима оценка товарного знака, - определение ущерба от фальсификации товаров и услуг. Данное явление процветает на рынке алкоголя, сигарет, кондитерских изделий и других потребительских товаров. Очевидно, что подделывают только известные брэнды, в раскрутку которых вложены немалые средства, поэтому и ущерб, нанесенный "пиратами", может быть очень значителен. Помимо производителей - владельцев зарегистрированных товарных знаков, от подделок страдают также и потребители, так как фальшивая продукция, как правило, имеет гораздо более низкое качество, чем оригинал. В результате падает репутация настоящего владельца брэнда, а следовательно, снижаются его доходы.

Для предотвращения последствий подделки товарного знака, производители могут застраховать свой брэнд.

При этом также потребуется оценка нематериальных активов для расчета страховой суммы и страховых взносов.

Менее распространена в России оценка товарных знаков с целью залога при кредитовании предприятий. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, банки очень настороженно относятся к нематериальным активам именно из-за их неосязаемости. Во-вторых, рынок интеллектуальной собственности гораздо более ограничен, чем, например, рынок недвижимости или оборудования, в связи с чем могут возникнуть трудности с дальнейшей реализацией предмета залога. Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно не только на региональных, но и на международных рынках. В свою очередь, предприятия - владельцы таких брэндов не желают рисковать столь уникальным активом, так как основные фонды всегда можно приобрести еще раз, а вот заново создать мировой брэнд требует огромных денежных и временных затрат.

2. Цель оценки и вид определяемой стоимости

 

В соответствии со Ст.З Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. 27.02.2008 год) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается следующее:

Рыночная стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Определение рыночной стоимости одной акции в составе миноритарного пакета акций ОАО «МТС» осуществляется для целей принятия управленческого решения.

Под публичной офертой в настоящем отчете понимается совокупность действий, регламентируемых Ст.447-449 ГК РФ.

Настоящий Отчет является полным повествовательным отчетом об оценке, отвечающим Федеральному закону «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ от 29 июля 1998 года, Стандартам оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ №519 от 06 июля 2001года, с применением всех существующих методов оценки. В процессе работы были собраны все необходимые информационные данные и был проведен анализ всей необходимой информации для того, чтобы прийти к заключению об обоснованной рыночной стоимости.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.